Формирование демократии в России

Становление и формирование российской демократии означает новый этап в

истории развития России. Если система политической демократии в большинстве

развитых стран отрабатывалась на протяжении последне­го века, а в некоторых -

и еще дольше, то в России ее предстоит создать на месте одной из наиболее

сильных диктатур в истории.

С падением тоталитарного строя в России начался процесс демок­ратической

реформации страны. Основные его направления - станов­ление и развитие

гражданского общества и правового государства, фор­мирование многопартийной

политической системы. Проблема развития демократии в России заключается в

следующем: примут ли политические действующие лица страны структуру

демократических институтов, при которой достигается их согласие.

Количественная сторона демократизации российского общества - это расширение

участия граждан в политической жизни страны. Ка­чественная - появление новых

политических институтов власти на ос­нове рационального демократического

процесса.

Противоречия переходного периода в России и связанная с этим нестабильность

общественной обстановки требуют от власти не толь­ко воли к переменам, но и

политического реализма, способности трезво оценивать ситуацию. К сожалению,

наш человек так воспитывался и формировался прошлой системой, что не привык,

не умеет самосто­ятельно утверждать себя в жизни. За него все решало

государство. Переход к демократии, рынку поставил перед населением

сложней­шие, жизненные проблемы. Люди винят в них в первую очередь власть,

правительство, государство. Это ведет к разбалансированности со­циальных,

гражданских и политических связей. Формирование де­мократических политических

отношений, нормального гражданского общества является условием стабилизации.

Политология - наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления:

1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;

2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития,

3) выработка объективных критериев социального измерения политики.

Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики.

1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории.

2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.

3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.

К исследованию политики, однако, имеют отношение не только политология, но и другие области гуманитарного знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая наука (которой мы коснемся позднее) и другие науки. Понятия и категории,, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания.

Поскольку политика есть специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти, постольку важным объектом внимания политологии служит сама политическая власть, определение ее сущности и структуры, механизм распределения и осуществления этой власти в обществе. А это наилучшим образом может быть осуществлено лишь тогда, когда политика рассматривается в системе различных связей и отношений, ибо чтобы действительно знать предмет, надо всесторонне изучить его.

Существует ряд практических и теоретических предпосылок, обусловливающих значение этой отрасли социального знания, ее включение в структуру гуманитарного образования.

В первую очередь к ним относятся потребности практического характера, т.к. политология имеет дело с таким массовым общественным явлением как политика. Заниматься политикой в условиях происходящих ныне преобразований - значит рассматривать общественную жизнь с точки зрения того, какие массы людей вовлечены в эти преобразования,, как они воспринимают их, на какие социальные инициативы готовы, какую активность проявляют в них. Кроме того, политология исследует особую сферу общественной жизни - политическую, в которой сосредоточены основные рычаги управления обществом - государство, партии, профсоюзные и иные общественно-политические организации. От того, как будут взаимодействовать между собой эти организации, каким содержанием будет наполняться их деятельность зависит не только сам процесс радикальных преобразований, но и их результаты.

Существуют и очевидные потребности организационного характера, появление которых обусловлено необходимостью подготовки специалистов самого широкого политического профиля, способных решать практические и теоретические проблемы. Кроме того, существуют потребности теоретического и исторического характера.

Как и в любой другой области общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести:

1) теоретическую,

2) методологическую.

3) практическую и

4) прогностическую.

Теоретическая функция политологии имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

Неспособность прежних теоретических установок (типа полной и окончательной победу социализма, развитого социализма) служить подлинно научными политическими парадигмами обусловлена не только тем. что они были оторваны от реальной общественной жизни, но и тем, что они исходили из ее жесткой экономической, социально-структурной, политической и духовно-идеологической заданности. Сегодняшние процессы в нашей стране идут в русле парадигмы политического плюрализма, который активно заявил о себе в конце 80-х гг. Процесс ее реализации происходил по следующей схеме: плюрализм мнений - плюрализм действий - плюрализм организаций - плюрализм общества в целом.

Что касается методологической функции политологии, то она состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Общефилософские законы, принципы и категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные методы, которые в зависимости от специфики исследования различных аспектов политики подразделяются на:

дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни;

структурно-функциональный анализ политических институтов;

системный анализ больших и малых политических структур;

комплексный анализ политического руководства и управления обществом;

коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса;

метод сопоставления близких и разных политических систем;

методы политического планирования и прогнозирования.

С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на три следующие группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы и т.д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых, он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок.

Говоря о практической функции политологии, следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в реагировании на потребности политической практики. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью.

Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция политологии предполагает, в-третьих, моделирование политических процессов и отношений.

Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.

Правоведение - наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Главное отличие права от других нормативных систем (норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов) состоит в его тесной связи с государством. Право не только обеспечивается и поддерживается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений. Для концепции правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.

Право - исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано с качественным усложнением производства, политической жизни общества в классовую эпоху, с обособлением личности как участника общественных отношений, с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим механизм общеобязательного социального регулирования.

Право не только исторически обусловленная, но и динамическая система. Смена социально-экономических формаций, изменение социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, политическая борьба - все это обусловило качественные изменения содержания права и его норм.

Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни, служит ориентиром для политики. Право регулирует отношения собственности, труда, определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления, определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов.

Таким образом, система права строится по предмету регулирования, группам общественных отношений. Вместе с тем используется и комплексный подход, когда к регулированию определенной группы общественных отношений привлекаются нормы и институты нескольких отраслей права в определенной координации и субординации.

Правовая норма (норма права) - это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указывается на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция - это само правило поведения, в котором определяются права и обязанности лиц. Санкция говорит о мерах государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям. Далеко не все нормы права имеют полную структуру, конституционные положения, например, не имеют санкции.

По видам нормы права подразделяются на управомачивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют от них должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Право образует целостную систему, которая состоит из отраслей права и институтов права. Отрасль права - это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, уголовное, международное, гражданское, процессуальное, уголовно-процессуальное и др.

Институты права - это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права.

Таким образом, признаками права являются:

1) нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);

2) обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;

3) утверждение и гарантированность норм права государством;

4) многократность применения.

Функции права: является регулятором общественных отношений; активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения; закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй. Т.Е., оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.

Право реализуется в определенных формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это - источники права.

Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы. постановления, инструкции и т.д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.

Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации. К числу таких законов относится естественный закон, которые есть не что иное. как отражение вечного закона в человеческом разуме. Конкретизацией естественного закона является человеческий закон (апозитивный закон), основное предназначение которого состоит в том, чтобы силой, страхом побуждать людей избегать зла и достигать добродетели.

Крупнейшим идеологом Реформации был немецкий ученый-богослов МАРТИН ЛЮТЕР (1483 --1546), положивший начало лютеранскому (протестантскому) вероисповеданию.

В политическом плане основные идеи Лютера сводятся к тому,что человек живет в двух мирах - духовном и земном. В духовном мире, который охватывает только верующих в Христа, господствует Бог; в земном, к которому принадлежат все люди, господствует власть. Благополучие духовного мира зависит от мира земного, который в свою очередь зиждется на естественном, а не божественном праве. Отсюда задача власти, господствующей в земном мире состоит в том, чтобы руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом: не допускать совершения грехов, всячески препятствовать, в том числе с помощью насильственных мер, осуществлению злых намерений людей и т.п.

В противоположность римско-католической церкви М. Лютер стремился доказать, что человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе. Его знаменитые тезисы содержали основы нового понимания христианства. Они были восприняты многими социальными слоями и группами как призыв освободиться от политического и идеологического гнета церкви, придать мирским учреждениям и светскому государству силу религиозного авторитета.

Получив свое классическое выражение в средние века, религиозная традиция не утратила значения и в последующие эпохи. Ее влияние на политическую жизнь народов разных стран, в том числе на политическую жизнь современности, состояло в следующем. Во-первых, религиозная традиция поддерживала и укрепляла веру людей в возможность установления справедливого общества на земле. Во-вторых, религиозная традиция накладывала своеобразный отпечаток на политическое сознание людей, на формирование их политической культуры. Так, например, именно с протестантизмом, который исповедуют 57% населения США связывается идеология американского бизнеса. Трудолюбие и успех в бизнесе провозглашаются ими в качестве способа служения Богу, а успех или неуспех в экономической деятельности - в качестве ключа к пониманию духовного состояния индивида.

В-третьих, религиозная традиция зачастую определяет характер и идеологическую направленность того или иного государства. В качестве примера можно сослаться на социальную доктрину ислама, которая выступает как теоретическая основа национально-политического развития многих стран.

Зарождение ЮРИДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ происходит еще в политических учениях древнего мира. Связанная с ней рационализация политических представлений, наблюдаемая в первом тысячелетии до н.э., означала не только отход от мифологической идеологии, но и более широкое использование для обоснования власти идеи права и закона. Для разнообразных рационалистических доктрин эпохи древности наиболее характерным является следующее истолкование права и закона. Во-первых, право и закон - это не тождественные понятия. Если право толкуется как нечто естественное, как безусловная природа вещей и отношений, то законы понимаются как нечто искусственное, как условный продукт человеческого творчества. Во-вторых, право представляет собой не совокупность юридических норм, а метаюридический комплекс идей, отношений и явлений, существующих объективно. Поэтому оно и называется естественным правом. в-третьих, в системе субординационных отношений "право-закон" приоритет принадлежит праву, которое в силу своей безусловности должно определять государственно-политические и юридические феномены вообще, Закон (и законодательство) в особенности. В-четвертых, право и закон имеют своей гласной целью утверждение надежного социального порядка в обществе и достижение блага людей.

Наглядным примером раннего формирования юридической традиции может служить политическая и правовая мысль Древнего Рима, где особенно выделяется учение ЦИЦЕРОНА (106 - 43 гг. до н.э.) Особый интерес представляют, в частности, его идеи о формах государства, о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической, демократической власти, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Отстаивая примат легально существующих республиканских учреждений над всеми другими политическими силами и группами, выступая ярым поборником идеи всеобщего согласия и блага государства, Цицерон на протяжении всей своей практической деятельности вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

В становлении и развитии юридической традиции безусловна велика роль древнеримских юристов. Благодаря творческим усилиям этих юристов в Древнем Риме была создана новая наука - юриспруденция, в центре внимания которой находился широкий круг проблем теоретического и практического характера: взаимодействие нормального и отклоняющегося поведения; соотношение публичного и частного права; систематизация и кодификация права; создание и применение норм права; правила и приемы толкования юридических норм. Все эти и многие другие вопросы вошли в понятие римского права, которое справедливо рассматривается в качестве классического и до сих пор непревзойденного. В числе прочих достоинств римскому праву свойственны два весьма важных и взаимосвязанных положения: во-первых, обозначение принципиальной границы между нормативно одобряемым и отклоняющимся аспектами социального порядка. И. во-вторых, включение в сферу права и правоведения обоих этих аспектов социального порядка (позитивно-нормативного и негативно-аномального) в качестве взаимосвязанных сторон единого предмета правовой регуляции.

В развитии классической римской юриспруденции выделяют три периода: ранний, высокий и поздний. Раннему периоду (конец 1 в. до н.э. - конец 1в. н.э.) еще свойственны определенные черты, присущие римской юриспруденции предшествующего (республиканского) этапа. Юриспруденцией в этот период занимаются известные юристы, являющиеся, как правило, выходцами из сенаторского сословия и не состоящие на государственной службе. Для высокого периода (2 в. н.э.) наиболее существенным является то, что римская юриспруденция получает свою завершенную систематизированную разработку. Юристы этого времени очень тесно связаны с практикой и нередко занимают высокие государственные посты. В поздний период (193 - 235 гг. н.э.) все крупные юристы находятся на государственной службе и обладают правом давать ответы от имени императора. Важной стороной их деятельности является упорядочение правового материала и его комментирование, которое в ряде случаев имело силу закона.

Суть юридического мировоззрения состоит в том, что его представители смотрели на государство и право с тоски зрения обыденной жизни. Они выводили их содержание из разума и опыта, а не из теологии.

В своем развитии юридическое мировоззрение прошло три основных этапа: этап естественно-правовых теорий (17-18 вв), этап либерализма (18-19 вв) и этап позитивизма (19 в.). Видными представителями естественно-правовых теорий были Г. Гроций (1583-1645) - в Голландии, Т. Гоббс (1588 - 1679) и Д. Локк (1632-1704) - в Англии, Ш. Монтескье (1689 - 1755) и Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) - во Франции. Отличительной чертой естественно-правовых теорий явилось стремление их авторов использовать политико-юридические воззрения в целях обоснования прогрессивных для той эпохи требований буржуазии. Эти требования преподносились в качестве непреложных выводов из так называемых вечных принципов естественного права. Согласно этим требованиям старые политические порядки и учреждения объявлялись неразумными и не отвечающими естественному праву, а потому подлежащими отмене и замене новыми политическими порядками и учреждениями. В свою очередь новые политические порядки и учреждения изображались как естественные, соответствующие природе человека, находящие свое оправдание в коренных свойствах человеческого бытия.

Важную роль в теории естественного права играла идея общественного договора. Согласно этой идее, автономно существующий индивид составляет первооснову всего социального мироздания. Совокупность независимых индивидов конституирует общество в его естественном состоянии. Переход от естественного состояния общества к государственно-организованному осуществляется путем заключения общественного договора. Причины, побуждающие индивидов к заключению такого договора могут быть разными: стремление избежать войны всех против всех, желание установить порядок и справедливость, потребность подкрепить естественное равенство индивидов их равенством по закону и т.д.

Существенно отличались друг от друга в ряде случаев и выводы, к которым приходили разные авторы естественно-правовых теорий. Так, например, Гоббс, исходя из того, что индивиды, заключив общественный договор между собой, вверяют затем власть и свою судьбу главе государства (который, кстати, в договоре не участвует и никакой ответственности перед договаривающимися индивидами не несет), обосновывал идею абсолютной монархии.

В свою очередь Руссо в отличие от Гоббса, а также Локка, которые допускали существование двух актов общественного договора (первый - образование государства как ассоциации народа, второй - передачу верховной власти от народа к правительству), признавал "действительным лишь один акт общественного договора, а именно - образование народа и общества (в форме демократического государства) как единственного и абсолютного источника и суверена общей воли (верховной политической власти)". Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".

Определенным своеобразием отличалось истолкование естественного и позитивного права у МОНТЕСКЬЕ. Естественные законы, по его мнению, существовали до образования государственно-организованного общества. Они обеспечивали равенство, мир и относительное благополучие людей. При переходе к государственно-организованному обществу естественные законы заменяются позитивными законами, но не произвольно, а исходя из конкретной исторической обстановки. При этом большое влияние на формирование закона оказывает географическая Среда: климат, почва, рельеф местности, величина территории. Характер законов, по Монтескье, в значительной степени зависит также от формы государства. При деспотической форме правления господствуют произвол и страх, а не законы, при монархической - порядок и законопослушание, при республиканской - добродетель и политическая свобода. Гарантию безопасности граждан от беззакония и произвола Монтескье видел в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Что касается идей либерализма, то основным идеологом здесь можно считать англичанина И. Бентама (1745-1832). Его ведущим лозунгом становится "порядок и прогресс", а важнейшим критерием оценки самих либеральных концепций - степень их полезности для буржуазного общества. Бентам вошел в историю либерально-политической мысли как один из авторов теории утилитаризма, исходя из которой он считал, что принцип пользы, практической выгоды лежит в основе всей деятельности людей. Он критикует теорию естественного права, утверждая, в свою очередь, что если бы существовали естественные законы, которые управляют людьми, тогда не нужны были бы законы позитивные, принимаемые суверенной политической властью. А между тем именно они представляют собой императив, разрешающий или запрещающий определенные действия, наделяющий граждан соответствующими правами и обязанностями.

Бентам считал, что цель политики - удовлетворение разнообразных интересов личности, а наиболее важным средством для достижения этой цели является государство. Отсюда основные требования, предъявляемые Бентамом к государству: ограждение индивидов от страданий, невмешательство в их личную жизнь и предпринимательскую деятельность, демократизация государственно-правовых институтов. Последнее, в свою очередь, предполагает создание однопалатного парламента, обеспечение гласности и публичности парламентских заседаний, введение всеобщего, тайного и равного голосования (хотя и с определенными оговорками), осуществление права отзыва должностных лиц и их судебную ответственность, учреждение специальных административных процедур для защиты подданных от притеснений чиновников, уважение авторитета общественного мнения. Наиболее приемлемой формой государства, способствующей реализации указанных требований должна быть представительная демократия, в которой легислатура обладает высшей властью и контролирует правительство, а также другие исполнительные органы.

Особенность ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ традиции состоит в том, что ее представители не сводят исследование политики к какому-либо одному компоненту, а на основании логического и исторического анализа взаимосвязей между этими компонентами пытаются выявить наиболее важные черты, тенденции и закономерности, свойственные функционированию и развитию политики в целом. При этом сама политика рассматривается ими не изолированно, а в широком и многоплановом контексте - как часть более сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы, каковой является человеческое общество.

Среди первых мыслителей, внесших существенный вклад в формирование политико-социологической традиции,особо следует выделить Демокрита, Аристотеля и Платона. Согласно ДЕМОКРИТУ (460-370 гг. до н.э.), возникновение и становление человека, человеческого рода, общества и политической жизни является составной частью естественного процесса всеобщего развития, которое, в свою очередь, представляет собой ни что иное. как движение атомов в пустоте. Этот процесс осуществляется без божественного вмешательства и имеет прогрессивную направленность. Ведущую роль в нем играет сам человек.

Разумно устроенный полис олицетворяет собой общее дело всех свободных граждан и служит его опорой. Поэтому каждый обязан вносить свою лепту в это общее дело, с тем. чтобы таким образом обеспечивать достижение всеобщего благополучия, для чего существуют три пути. Первый - это воспитание, обучение и образование, в результате которых у человека формируется способность правильно мыслить, должным образом действовать и со знанием дела принимать нужные решения. Второй путь - это единомыслие, которое для Демокрита является синонимом моральной и социально-политической солидарности. Единомыслие не только не исключает, но и предполагает разнообразие мыслей, но в определенных пределах, а именно - пока разнообразие не превращается в междоусобицу. Третий путь - умелое управление, которое характеризуется Демокритом как наивысшее искусство.

Главным в творчестве ПЛАТОНА (427 - 347 гг. до н.э.) является учение о двух мирах, мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Мир явлений - это нечто мнимое, несамостоятельное и подвижное, точнее, это искаженная копия мира идей.

С учетом сказанного Платон подходил к анализу всех проблем политики, в том числе к характеристике идеального государства, которое трактуется им как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Раскрывая смысл этого государства, Платон выделял следующие его особенности. Во-первых, разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии основных сословий полиса: философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Подобного рода разделение труда в государстве соответствует трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Во-вторых, хорошо отлаженную систему воспитания, которая должна способствовать поддержанию и воспроизведению иерархии сословий. И.В-третьих, аристократическую форму правления, которая обеспечивает приход к руководству государством лучших и благородных ее представителей. Аристократической форме государственного правления Платон противопоставлял четыре других, каждая из которых представляет ту или иную степень отклонения от идеала: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Переход от одной формы государственного правления к другой обусловлен искажением тех принципов, на которых каждая из этих форм зиждется.

Громадный вклад в формирование политико-социологической традиции внес АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), который по праву считает зачинателем политической науки как самостоятельной области знания. Суть его идей состоит в том, что политическая жизнь индивидов концентрируется в полисе, который является особенностью и продуктом эллинской культуры. Именно в полисе как городе-государстве, олицетворяющем подлинную политическую жизнь, происходит формирование человека как существа политического.

Государство является результатом естественного развития, а не божественного предначертания. Его главная цель - достижение блага всех граждан. Исторически государство представляет собой более позднее образование, чем индивид, семья и т.д., ибо возникает из разросшейся семьи. Форма государства определяется с одной стороны тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исходя из этого Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию, аристократию и политию, а к неправильным - тиранию, олигархию и демократию. Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.

Свое дальнейшее развитие политико-социологическая традиция получила в работах многих политических мыслителей, и прежде всего в трудах представителей эпохи Возрождения. Свидетельством тому является политическое учение Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527). среди МНОГИХ ПРОБЛЕМ, РАЗРАБОТАННЫХ Макиавелли, особого внимания заслуживают следующие. Во-первых, обоснование политической науки как относительно самостоятельной области общественного знания. Оно подкреплялось собственным политическим опытом его 14-летней работы в качестве секретаря правительства республики. В своем обосновании политической науки Макиавелли четко обозначил два пути, по которым может вестись анализ политических учреждений, - путь сравнительного изучения, который Макиавелли успешно применял сам, наблюдая и сравнивая учреждения Франции и Германии с итальянскими и флорентийскими; второй путь - историко-догматический: соотношение государства и права, личности и государства, церковной и светской власти, военной организации и государственного строя, вопросы зарождения, эволюции и смены различных форм государственного устройства и управления. Во-вторых, истолкование государства как образования не тождественного всему обществу. Именно Макиавелли стал понимать государство как одно, хотя и важное, состояние общества, как его определенную политическую организацию. Он же по существу впервые в политической теории ввел в научный оборот сам термин "государство", обозначенный им "stato". Вслед за античными политическими мыслителями, Макиавелли выделяет шесть форм государства (правления),три из которых "дурны во всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а три другие "сами по себе хороши", но при определенных обстоятельствах тоже могут стать "дурными" (монархия, аристократия и демократия). Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота (монархия-тирания-аристократия-олигархия-демократия-охлократия) и связывается не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношений борющихся сил. Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, составленную из трех простых - монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

В-третьих, взгляд на человека как на индивида, наделенного разумом и обладающего свободой воли, что делает его не покорным слугой провидения, но активным деятелем, борцом за свои интересы и идеалы. В-четвертых, отделение политики и права от морали. Политики и право, по мнению Макиавелли, основываются не на христианских догматах, не на моральных принципах, а на практике и опыте. решающую роль в которых играет сила. Отсюда советы и рекомендации государю (правителю), которые отличаются особой прагматичностью. Они подчинены задачам достижения политической цели и включают в себя такие средства и способы, как военная сила, дипломатическая ловкость, проницательность, хитрость и жестокость.

Важную роль в утверждении политико-социологической традиции сыграли немецкие философы 18-19 вв., в особенности Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770-1831), заслуга которого состоит прежде всего в том, что он разработал и применил к анализу общественных,в том числе политических явлений диалектический метод. Весьма большое значение имеет разработка Гегелем проблем гражданского общества и государства. Гегель был первым, кто не только четко разграничил эти понятия, но и глубоко проанализировал их с точки зрения содержания и диалектической взаимосвязи. Гражданское общество - это сфера действия частного интереса. Государство - более высокая ступень развития, нежели гражданское общество. Оно представляет собой сферу всеобщих интересов. Объединяя индивидов в сословия, государство поднимается над обществом, примиряет все его противоречия. Поскольку государство определяет,по существу, всю экономическую, социальную, политическую и духовную физиономию общества, постольку оно есть нечто первичное по отношению к гражданскому обществу. Однако отсюда не следует, что государство выделяет из себя, отчуждает куда-то вовне гражданское общество. Оно развивается одновременно с гражданским обществом, удерживая и сохраняя в себе это общество в "снятом" виде как свою преодоленную, превзойденную противоположность.

И наконец, особый и весьма существенный вклад в развитие политико-социологической традиции внесли такие представители классической социологической мысли как Токвиль, Гумплович, Вебер, Парето и Дюркгейм.

В числе основных идей книги А. де ТОКВИЛЯ (1805-1859) "Демократия в Америке" особенного внимания заслуживают следующие. Во-первых, во всем мире наблюдается неодолимый процесс упадка аристократии и утверждения демократии. Это своего рода объективный закон политической жизни. Во-вторых, хотя демократия имеет меньший по сравнению с аристократией опыт исторического развития, а средства, используемые ею, далеко не совершенны и зачастую работают против самой же демократии, тем не менее преимущества ее весьма очевидны. Несмотря на свои недостатки правление с помощью демократии способно содействовать гораздо большему процветанию общества, чем с помощью аристократии. В-третьих, свое наиболее полное воплощение демократия находит в политической жизни США, в американской конституции, структуре государственных органов, политических нравах американского народа.. И наконец, в-четвертых, говоря о преимуществах американской демократии, Токвиль не обходил вниманием и ее недостатки: а) ведение общественных дел часто по своим способностям и нравственности стоят ниже тех людей, которых могла бы привести к власти аристократия; б) Господство общественного мнения, обладающего огромной принудительной силой; в) демократии угрожает индивидуализм, который приводит к отказу участия граждан в общественной и политической жизни.

Людвиг ГУМПЛОВИЧ (1838-1909) догматизму и метафизике противопоставлял свой социологический подход к государству и политике в целом. Социология, по его мнению, имеет то значение для практической политики, что устанавливает закономерное, а потому неизбежное направление социального развития. В этом смысле социология - это философская основа всех социальных наук, призванная осуществлять связь между ними.

Макс ВЕБЕР (1864-1920) широко известен прежде всего как автор теории государственной бюрократии. По его мнению, бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - концентрированное выражение рациональности. Бюрократическая система государственной организации по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в современном обществе. Нормальное функционирование государственной организации связано с разработкой последовательной системы общих правил и установлений, призванных обеспечить единообразие в государственной деятельности, а точнее, определить ответственность каждого члена организации. Строгое соблюдение этих правил и установлений позволяет устранить возможные индивидуальные отклонения в процессе осуществления государственных функций и способствует успешной координации деятельности различных звеньев государственного механизма в целом. Особую роль Вебер отводил формальной безличности в процессе государственного управления.

Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфредо ПАРЕТО (1848-1923). В основе методологии исследования политической жизни общества лежит системный подход, отрицающий однолинейный характер причинно-следственных отношений в пользу совокупности переменных, находящихся в состоянии функционального взаимодействия. Модель равновесия, в которой все части жестко взаимосвязаны между собой и механически влияют друг на друга, - это и есть реальный образ политической системы, существующей в обществе. Во-вторых, обращаясь к работам Парето, современные политологи широко используют его теорию элиты. В любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся "к полученным от нее стимулам". В зависимости от того, в какой сфере образуется элита (в политической, экономической или интеллектуальной), она подразделяется на правящую элиту и неправящую элиту. Политическая жизнь в обществе осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции: ранее господствовавшая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Причем новая элита рекрутируется из наиболее одаренных представителей низших слоев общества, которые поднимаются вверх, пополняя ряды правящей элиты. И, наконец, в-третьих, весьма популярной является паретовская концепция идеологии. Исследуя идеологию, Парето доказывал. что она представляет собой чисто словесный покров, систему ловких демагогических ухищрений, облаченных в теоретическую форму и призванных замаскировать истинные побудительные мотивы политических действий, которые лежат в иррациональных пластах человеческой психики.

Говоря о влиянии социологической мысли на политико-социологическую традицию, нельзя не упомянуть имя Эмиля ДЮРКГЕЙМА (1858-1917), одного из авторов теории "социальной солидарности", которая широко используется для объяснения различных процессов политической и общественной жизни. Социальная солидарность формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, ставя себя в зависимость от других индивидов и тем самым способствуя формированию органической солидарности. Под углом зрения идей социальной солидарности, Дюркгейм истолковывал роль и значение государства в обществе. Государство в его представлении, - это коллективный разум, поставленный на место темного инстинкта, это надклассовый орган, обеспечивающий единство и внешнюю безопасность. Его главная задача - думать и действовать за все остальное общество, а наиболее важная функция - защищать права и интересы личности, обеспечивать достижения ею собственной автономии. Существенной функцией государства является освобождение индивидуальных личностей. Подчеркивая важную роль государства в защите прав и интересов личности, Дюркгейм в тоже время предостерегал от чрезмерного преувеличения его функций.

При всей важности макросоциологического анализа политики, т.е. анализа ее на уровне общества и его структурных элементов, он тем не менее не может охватить всех аспектов этой политики, а прежде всего тех, которые связаны с действиями самой личности, с ее политическим поведением в конкретной ситуации. По этой причине такой анализ непременно должен быть дополнен микросоциологическим анализом, т.е. анализом политики на уровне личности и ее социально-психологической структуры.

При всей сложности взаимоотношений между личностью и политикой в них отчетливо выделяются две основные внешнепротиворечивые, но внутренне связанные между собой тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких масс населения и падение доверия к ее официальным представителям. Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике.

Конкретные формы и уровень политического участия в том или ином обществе зависят от многих факторов: особенностей политического режима, политических традиций и политической культуры; стабильности политических институтов и четкого разделения функций между ними; расстановки социально-классовых и групповых сил; культурно-образовательного уровня, материального положения, а также половозрастных, нравственных и религиозных особенностей индивидов.

Что касается второй тенденции - падения доверия к официальным представителям политики, - то она находит свое выражение либо в форме неучастия в осуществлении этой политики, либо в форме ее радикальной критики. Падению доверия к современной политике в немалой степени способствуют следующие факторы:

1) ложь и дезинформация общественного мнения со стороны представителей официальных властей;

2) широкое распространение в сфере современной политики коррупции;

3) отход от тех обещаний и программ, с которыми очередные лидеры шли к власти;

4) девальвация основных политических ценностей и идеалов.

По мнению американского политолога Р. Лэйна, "социальная структура воздействует на политическое поведение двумя способами: она влияет на мотивацию (позиции, цели, потребности, которые ассоциируются с ней) и на имеющиеся в наличии средства достижения политических целей". Влияние групп на активность своих членов осуществляется через: определение содержания морали и обязанностей; формирование позиций в отношении к социальному окружению; влияние на самооценку; воздействие на жизненные цели; снабжения средствами достижения этих целей. Многообразие отношений между человеком и политикой может быть сведено к следующим трем основным их типам:

1. Состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти. Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного, так и субъективного ряда: во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека; во-вторых, понимание, что можно что-то сделать для ее решения, и, в-третьих, желанием что-нибудь сделать для решения данной проблемы. Факторами дальнейшего включения в политику служат различные жизненные обстоятельства, среди которых особое значение для человека имеют: а) отождествление себя с определенной политической силой в обществе - партией или движением; б) приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения; в) уровень образования: с его повышением уровень, степень участия в политической жизни устойчиво повышается; г) социальный статус - представления человека или социальной группы о своем месте в социальной структуре. По мере повышения социального статуса растет степень вовлеченности в политические отношения; д) различные типы психологической мотивации на участие в том или ином виде политических действий. При этом отмечается важность мотива достижения желаемой цели через участие в политическом движении или организации.

2. Состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей человека и политической системы, сосредоточением усилий на реализации частных интересов вне и в противопоставлении общему интересу. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют свое значение, не рассматриваются людьми в качестве авторитетных инстанций, регулирующих их поведение и отношения между собой. Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств, среди которых:

чувство безвластия, когда собственное поведение не влияет на ход событий;

потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что верить;

убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком целей;

минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе.

3. Полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в политической. Формирование специфического типа "авторитарной личности", характерными чертами которой служат:

конвенционализм - отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;

несбалансированное уважение к авторитету;

перенос ответственности и враждебности вовне, с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля;

стремление мыслить сильными, но упрощенными категориями;

желание власти и боязнь ее;

оправдание своего поведения поведением других;

вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил, заговоров, конспираций и т.д.

Свое наиболее полное выражение социально-психологическое обоснование политики находит в теории ЛЕГИТИМНОСТИ. Под легитимностью понимается чаще всего способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа. Д. Истон рассматривает в качестве легитимной такую систему, которая соответствует "собственным моральным принципам индивида, его собственному пониманию того, что является справедливым и правильным в политической сфере".

К числу важнейших источников легитимности зарубежные и отечественные политологи относят идеологию, политический режим и политическое лидерство. Так, в зависимости от характера и степени выраженности указанных источников Д. Истон подразделяет легитимность на следующие три типа: 1) идеологическую легитимность, в основе которой лежит моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашаемых им принципов; 2) структурную легитимность, основывающуюся на приверженности индивидов механизму и нормам политического режима как такового и 3) персональную легитимность, связанную с верой индивидов в личные качества политических лидеров, в их способность должным образом применять политическую власть.

Говоря об идеологии как источнике легитимности, Д. Истон отмечает, что она представляет собой, с одной стороны, определенную форму выражения нужд и потребностей индивидов (выразительный аспект идеологии), а с другой - несомненное средство контроля в руках политических лидеров за поведением этих индивидов (инструментальный или манипулятивный аспект идеологии). При этом манипулятивный аспект идеологии является преобладающим, ибо независимо от того, какой характер имеет та или иная идеология (мистифицированный, иллюзорный или реалистический), она захватывает воображение людей, объединяет их усилия и побуждает действовать в желаемом для политических лидеров направлении.

Другим источником легитимности является политический режим. В числе факторов, способствующих развитию привязанностей индивидов к политическому режиму обычно называют:

1) предоставление доступа к политическому процессу и политическим институтам новым социальным группам и слоям;

2) повышение национального престижа политической системы;

3) установление правильных взаимоотношений между гражданской властью и военными, основанных на подчинении последних первым;

4) внедрение и распространение различного рода символов политической власти и режима: государственных гимна и флага, конституции и других важнейших законодательных актов и т.п;

5) способность политической системы обеспечивать социальное благосостояние своих граждан.

Источником легитимности может быть и политический лидер. Персональная легитимность основывается как на харизматических качествах лидера, так и на умении многих политических деятелей подделываться под лидера.

Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоения личностью или социальной группой норм политической культуры, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социального опыта - определенной системы социальных ролей и культуры, - т.е. процесс становления человека как личности.

Понятие политической социализации употребляется для: 1) обозначения процесса политического созревания индивида, развития собственных политических ориентаций; 2) обозначения процесса передачи политических взглядов, идей и норм (т.е. политической культуры) от одного поколения к другим, от одних социальных групп и общностей к другим.

Существуют два вида политической социализации - индивидуальная и общественная. Индивидуальный уровень политической социализации предполагает формирование такого политического "я", которое, с одной стороны, способствовало бы политическому самовыражению личности, а с другой - соответствовало установленным в данном обществе образцам политического поведения.

Результаты проведенных исследований показывают, что политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как он поступает в школу, наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами, собственное политическое "я" в основном вырабатывается к 18 годам, подъем политической активности наблюдается в ранней взрослости, процент участия в голосовании, а также идентификации с политическими партиями и движениями повышается в возрасте 20-30 лет, после чего либо еще более растет, либо начинает заметно снижаться. Детские и юношеские годы считаются наиболее важными для социализации вообще, политической социализации в частности. Недостаток социального и политического развития в этом возрасте рано или поздно дает о себе знать в будущем.

Что касается другой разновидности политической социализации - культурной трансмиссии, то ее назначение состоит в передаче политической культуры от одного поколения другими, что происходит тремя путями: 1) поддержание и сохранение существующей политической культуры; 2) преобразование и переработка как предшествующей, так и настоящей политической культуры; 3) создание новой политической культуры.

Большое внимание представители рассматриваемой теории уделяют не только отдельным разновидностям политической социализации, но и тем формам, в которой она осуществляется. Общепринятым при этом является подразделение политической социализации на прямую и косвенную. При прямой политической социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит всегда явно выраженный политический характер. Таковы,например, представления о государственном и политическом строе той или иной страны, о деятельности различных политических партий и т.д. В случае же косвенной социализации индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем.

К основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной социализации - межличностную передачу, участие в неполитических организациях и обобщение. Проводя различия между этими формами политической социализации, западные политологи отдают предпочтение последней.

Теперь поговорим о правовом статусе личности. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К их числу обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности и др.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена политического сообщества связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (бесплатное обучение, медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в нашей стране.

В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). Международные акты, ратифицированные государством могут действовать непосредственно, как его внутреннее право; или имплементировано, т.е. через его внутреннее право, они включены в законодательство страны.

Международное право устанавливает, что:

1) внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;

2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены, но только на основании закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права;

3) запрещается злоупотребление правами, т.е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц;

4) права личности ограничены правами других лиц.

Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством.

Наиболее широкими правами пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, но имеют право собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, они не обязаны служить в армии страны пребывания. Иностранцы имеют паспорт своего государства, а в стране пребывания им выдается другой документ - вид на жительство. Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев, однако, они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства. Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются.

ГРАЖДАНЕ И ПОДДАНЫЕ. В конституционном праве употребляются оба эти термина. Первый характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со свои государством, двухсторонние связи, права и обязанности и личности и государства. Термин "подданство" применяется в монархиях.

Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, тогда как натурализованных - можно.

Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан. Чаще всего конституционные права и свободы делятся на четыре группы: права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, перед законом); социально-экономические и культурные права; политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества; личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности.

РАВНОПРАВИЕ. Следует различать понятия "равенство" и "равноправие". Люди не равны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Конституция может предоставить лишь равные права, одинаковые юридические возможности пользоваться ими, а также установить равные для всех обязанности

Установление законом неравных прав граждан не соответствует общечеловеческим ценностям и называется дискриминацией - различением в правах

Большинство конституций говорят о трех сторонах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равенство независимо от расы и национальности, равноправие женщины и мужчины.

К числу СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ прав относится прежде всего право собственности и ее наследования, право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность, право на труд и свобода труда, право на отдых, право на забастовку (коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству), право на здоровую окружающую среду, право на здоровье, право на образование и свобода образования, право на социальное обеспечение, право на жилище, свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства. Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. К числу политических прав отно сится свобода мысли, слова, печати или свобода выражения мнений. Это означает отсутствие цензуры. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов о печати, о СМИ он несет ответственность.

Почти во всех конституциях говорится о свободе объединения в политические партии, профессиональные организации и иные общества. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавливают многопартийность, говорят о роли партий, устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости. Детально положение общественных объединений обычно регулируется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-экономических и иных объединениях и об акционерных обществах.

Право на объединение реализуется также путем создания и деятельности общественных учреждений, которые не имеют членства. Общественные объединения создаются явочным порядком, предварительного разрешения на это не требуется. Однако организации имеющие свои уставы, должны зарегистрироваться.

Важнейшим политическим правом граждан является свобода собраний, митингов и демонстраций.

Промежуточное место между политическими и личны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: