Государственное управление как способ реализации государственной власти

П онятия«государство» и «государственная управление» неотъемлемы от понятия «власть».По своей сути власть – это возможность осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению. Важнейшими элементами власти являются:

¨ Психологический – воля субъекта власти;

¨ Реализационный – добровольное исполнение или силовое принуждение, вплоть до психологического давления;

¨ Рецепционный – восприятие воли объектом власти,управления;

¨ Информационный – обратная связь от объекта к субъекту о мероприятиях по выполнению воли субъекта или об отказе в выполнении действий.

В повседневной жизни мы можем говорить о различной власти: в семье, на работе, в коллективе и т.п.применительно к обществу различают следующие виды власти:

a. Личная или персональная (в семье или господина над слугой);
b. Корпоративная (власть в общественной организации – корпорации, распространяющуюся только на членов организации (партия) и прекращающая свое влияние на человека при выходе из состава корпорации);
c. Социальная – власть народа в обществе.

В некоторых случаях отдельно выделяют власть военную, технократическую,экспертократическую (власть специалистов) и др.

При рассмотрении вопросов государственного и муниципального управления наибольшее значение имеет, конечно, социальная власть. Государственная власть является производной от социальной, народной власти и политической по своему характеру, но в известной мере самостоятельна. Как особое явление, государственная власть от политической власти народа отличается чертами:

O Всякая государственная власть является политической,но не всякая политическая есть государственная;

O Политическая власть это имманентная (внутренне и изначально присущая) принадлежность народа. Государственная власть – производна от власти народа, но она принадлежность государства, от имени которого осуществляется специально создаваемыми государством органами.

O Государственная власть обладает юридически верховенством в обществе и универсальна,потому что регулирует все стороны жизни общества, которые могут регулироваться и которые необходимо и целесообразно регулировать в интересах общества:

O Государственная политическая власть отличается от других видов власти своей формой и механизмом реализации: она формализована(законодательно закреплена и сфера ее влияния определена в законе) и осуществляется специализированным государственным аппаратом (парламент,правительство, суд). Политическая власть народа проявляется в различных формах непосредственной демократии (выборы, референдум).

Из сказанного можно сделать вывод, что государственная власть высшее проявление и продолжение политической воли и власти народа. Она универсальна и суверенна, обладает верховенством, является необходимой функцией общества и осуществляемая специально создаваемым государственным аппаратом.

Существует множество классификаций государственной власти, в основании которых лежат различные признаки:

a) в зависимости от методов осуществления:

Демократическая

Террористическая (авторитарная, тоталитарная)

b) по социальной направленности:

¨ власть народа

¨ власть определенного класса, слоя (диктатура пролетариата)

c) по действию в пространстве:

= федеральная (центральная)

= субъектов федерации

В качестве своих важнейших инструментов государственная власть использует правовое регулирование, легальное и легитимное принуждение. Издавая нормативные акты(законы - Государственная Дума) или принимая решения (суды), органы государственной власти легализуют (от лат. lex – закон), делают законными и разрешают одни виды отношений в обществе, а другие объявляют незаконными, нелегальными, запрещая их. Однако сама государственная власть для совершения подобных действий также должна быть легальна.

Легализация государственной власти – это юридическое закрепление правомерности её установления, возникновения, организации и деятельности её аппарата:

= законность ее происхождения;

= законность организации власти (установлена конституцией государства, законами, при непосредственном участии народа и его представительных органов);

= законность сферы полномочий (границы вмешательства в дела общества и жизнь конкретного человека);

= законность форм и методов осуществления власти(деятельность аппарата на основе норм права.

В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется Конституцией, органов и аппарата иными правовыми актами (конституционными и федеральными законами),обоснование же властных полномочий, права управлять государственными делами коренится в юридических актах. Однако исторический опыт показывает, что закрепление положений о государственной власти еще не влечет ее демократичность и законность. Исходя из этого при определении легальности государственной власти надо в первую очередь учитывать насколько правовые акты, легализующие государственную власть, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам международного права.

Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность государственных органов и их должностных лиц:

- политическую (отставка правительства, импичмент президенту):

- уголовную (за незаконное присвоение или использование государственной власти при исполнении должностных обязанностей);

- гражданскую (возмещение ущерба, причиненного незаконным использованием государственной власти).

Другим качеством государственной власти является ее легитимность – фактическое состояние, чаще неформальное (не правовое). Легитимация государственной власти – это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающую правовую и моральную законность, соответствие этой власти определенным психическим установкам, представлениям и ожиданиям общества.

Следствием легитимности является авторитет государственной власти у населения страны и согласие народа подчиняться этой власти, что повышает эффективность воздействия государственной власти. Легитимация государственной власти может проявляться в поддержке её населением, о чём может свидетельствовать его участие в выборах,референдуме, демонстрации в поддержку законной власти (события с ГКЧП) и в других формах. В государствоведении различают несколько форм легитимации государственной власти:

= Традиционная – легитимация власти основана на обычае, личной,племенной, сословной зависимостью, в отдельных случаях с особой ролью религии в обществе.

= Харизматическая – (от греч. charisma – божественный дар) легитимация власти связана с выдающимися личностями, их авторитетом и особыми личными качествами, что порой связано также с культом личности.

= Рациональная – основана на разуме народа, когда государственная власть оценивается не по её лозунгам, а исходя из практической деятельности её аппарата и тех положительных моментов которые эта власть предоставляет фактически, реально, а не на бумаге каждому гражданину.

В ажной чертой государственной власти является её единство. Государственная власть должна быть единой по своему существу, что проявляется в трех аспектах:

=социальное – единство социальных сил общества, как основа, фундамент власти;

=единая целенаправленность деятельности государственной власти –аппарат и органы государственной власти должны решать задачи, согласующиеся с общими целями и направлением развития всего общества;

=организационное единство - система органов и методы деятельности государственной власти должны строится прежде всего на единстве и разделении ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

В современных условиях в системе государственного управления принято разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.Современные подходы к вопросу о власти дополнили доктрину разделения властей тремя новыми положениями:

a) о балансе властей, системе их взаимных сдержек и противовесов;

b) о взаимодействии ветвей власти и единстве по принципиальным вопросам с использованием различных методов (свойственных каждой ветви) достижения общей цели;

c) о субсидиарности ветвей власти, когда на основании закона, с согласия или по уполномочию органы одной ветви власти своими действиями могут дополнять осуществление функций другой.

Каждая ветвь власти имеет свои особые функции, методы их реализации и свой аппарат и органы. Формы деятельности по осуществлению властных государственных полномочий по управлению государственными делами у них также различны.

Некоторые государственные органы осуществляют государственное управление в форме принятия решений (парламент, президент). Их основной задачей является установление общих правил управления и контроля и в меньшей степени они непосредственно занимаются непосредственно управленческой деятельностью.

Другая ветвь власти напротив основной формой реализации государственной власти имеют непосредственную управленческую деятельность (министерства, ведомства, государственные служащие).

У определенного круга органов и должностных лиц государственного аппарата имеются только консультативные полномочия(Госсовет из глав администрации субъектов федерации).

Среди органов управления имеются такие, которые занимаются вопросами проверки соблюдения законов и контролем (Уполномоченный по правам человека) или соблюдением бюджетной дисциплины (Счетная палата). Такие органы сами не принимают каких-либо нормативных управленческих актов, скорее они участвуют в управлении, что тоже является одной из форм управленческой деятельности.

Расширение и развитие демократических основ государственного управления приводит к тому, что в некоторых случаях отдельные функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления, в связи с чем они выполняют определенные задачи государственного управления.

В последние годы активное участие в международных отношениях, что является одной из сторон государственного управления, приводит к тому, что Россия становится участником организаций и органов, имеющих надгосударственный характер (ЕЭС, ОПЕК и т.п.).Решения таких организаций и органов в ряде случаев вызывают необходимость государственных органов принимать меры по их реализации внутри страны, т.е. тем самым государство принимает на себя обязательства по допущению частичного вмешательства в свой суверенитет, в самостоятельность решения внутренних вопросов, косвенно допускает их участие во внутригосударственном управлении.

В последние годы в практике, научных трудах и конституциях зарубежных стран появляются упоминания других, кроме традиционных, ветвей власти: избирательная, контрольная, власть прессы, церковная трибутарная (власть политической оппозиции в парламенте и др.Некоторые из них имеют под собой какое-то научное обоснование, другие несут смешение разных явлений – общественной, публичной власти и государственной власти и т.п. В любом случае это имеет свой положительный оттенок, поскольку связано со стремлением и степенью участия населения в управлении государством и осуществлении его властных полномочий, т. е. с развитием демократии в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: