Расчеты с поставщиками и покупателями

Это наиболее часто встречающиеся расчеты в хозяйственной деятельности предприятия, организации. Проверка по этим счетам расчетов должна осуществляться по двум основным направлениям:

- правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные ценности;
- полноты оприходования и списания полученных ценностей.

Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как правило, безналичным путем и делятся на две группы:

- по товарным операциям;

- по финансовым обязательствам (нетоварные операции).

Основными формами безналичных расчетов выступают:

- акцептная;

- аккредитивная;

- расчеты с особых счетов;

- платежными поручениями;

- переводами;

- чеками;

- в порядке плановых платежей;

- расчеты, основанные на зачете взаимных требований.

Согласно ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

В соответствии со ст. 4 № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ" (Банке России) и решением совета директоров Банка России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному платежу, который является обязательным для всех участников гражданских правоотношений и распространяется на все налично-денежные расчеты между юридическими лицами и не предусматривает каких-либо ограничений или запретов на расчеты с участием граждан-предпринимателей.

Указанием Центробанка России от 20.06.07 г. № 1843-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному договору 100 тысяч рублей, если договор отсутствует, то счет-фактура считается как одна сделка.

При проверке расчетов при акцентной форме комиссия должна обращать внимание на наличие всех оправдательных документов, а в ряде случаев - провести встречные проверки в банке или на предприятии, с которыми были осуществлены расчеты.

При проверке расчетов с кредиторами и дебиторами, устанавливается принцип возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей. Наличие значительных этих задолженностей, кроме задолженности вытекающей из установленных правилами расходов, является фактором, свидетельствующим о нарушениях финансовой и расчетной дисциплины.

Приступая к проверке этих операций, следует выяснить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на начало ревизуемого периода по данным регистров аналитического учета по счетам, предназначенным для учета расчетов, с остатками соответствующих статей баланса, а затем проверяют каждый вид расчетов.

При этом комиссия выясняет:

- причины образования задолженности;
- по чьей вине она допущена;
- давность образования;
- реальна ли она к получению, т.е. имеются ли акты сверки расчетов или письма, в которых дебиторы признают свою задолженность;
- не пропущены ли сроки исковой давности;
- какие меры принимаются для погашения или взыскания задолженности.

В отдельных случаях рекомендуется провести сверки расчетов с организациями, за которыми числится значительная дебиторская задолженность.

Важным вопросом проверки является правильность списания задолженностей вследствие неплатежеспособности должника.

Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами. Аналитический учет кредитов ведется по видам кредитов, банкам - предоставляющие их и отдельным кредиторам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: