Знакомство с правилами поведения

Культура любого общества включает в себя обязательный блок правил поведения, куда входят: собственное поведение, отношение к взрослым и детям, отношение к окружающей среде и живым существам.

С момента рождения ребенок попадает в социум, где под руководством взрослого постепенно осваивает культуру общества, в котором живет, присваивает принятые в нем правила общежития.


Дети первого года жизни постепенно приучаются здороваться и прощаться, благодарить окружающих взрослых с помощью жестовой речи и облегченных слов (Спасибо. (Сибо.) Пока! Пока! Баю-бай). Взрослые пресекают нежелательные действия младенцев: объясняют, что нельзя кусаться, тянуть взрослого за волосы, толкать котенка, капризничать и т. п.

Детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев приучают:

• благодарить, здороваться и прощаться, заменяя жестовую речь словами «Пока!», «Привет!»;

• слушать, что говорит взрослый и выполнять его просьбы, простые поручения («Принеси...», «Поставь...»);

• спокойно и вежливо просить о чем-либо;

• не шуметь, не капризничать;

• не толкаться, не отнимать игрушки у других детей, а просить их;

• к аккуратности, опрятности (приучают есть самостоятельно, при необходимости с помощью взрослого пользоваться салфеткой, не выходить из-за стола с пищей во рту, благодарить после еды);

• пользоваться личными вещами (полотенце, носовой платок, расческа);

• с помощью взрослого приводить себя в порядок перед зеркалом, обращать внимание на расстегнутую пуговицу, расшнурованные ботинки ит. п.;

• бережно относиться к личным вещам, складывать их на место по возвращении с прогулки, перед сном;

• мыть руки после прогулки, перед едой; вытирать ноги при входе в помещение;

• бережно относиться к игровому материалу: не разбрасывать, сразу после игры с помощью взрослого относить на место;

• бережно относиться к природе (не бегать по газонам, не рвать цветы, листья кустарников);

• заботиться о животных (вместе с воспитателем кормить домашних животных, зимующих птиц).

Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет приучают:

• по напоминанию и образцу взрослого приветствовать окружающих («Здравствуйте! Добрый день!»);

• выполнять сложные поручения взрослого («Возьми чашку и отдай ее тете Вале!»);

• вежливо обращаться к окружающим с просьбой о чем-либо, благодарить;

• выслушивать взрослого, не перебивая, говорить спокойным голосом;

• не толкать детей, уметь делиться игрушками, при необходимости оказывать помощь, радоваться успехам вместе со сверстниками и т.п.;

• к самостоятельности при самообслуживании (во время приема пищи, при сборах на прогулку, при укладывании на сон и т. п.);

• пользоваться салфеткой по напоминанию взрослого, по окончании обеда благодарить, вытирать руки салфеткой, задвигать стул;

• пользоваться личными вещами (полотенце, расческа, зубная щетка);

• к аккуратности, опрятности (по напоминанию взрослого перед зеркалом приводить в порядок свой внешний вид и одежду, по возвращении с прогулки вешать одежду в шкафчик, с помощью взрослого относить сушиться влажные вещи);

• не отвлекаясь, раздеваться перед сном, аккуратно складывать свою одежду;

• по напоминанию взрослого мыть руки после прогулки и перед едой, тщательно вытирать ноги при входе в помещение;

• с помощью взрослого поддерживать порядок в группе, сразу после игры относить на место игрушки, помогать взрослым в наведении порядка;

• охранять природу (не топтать газоны, не мусорить, не рвать цветы и листья кустарника);

• ежедневно заботиться о животных (кормить аквариумных рыбок, зимующих птиц, приносить траву и воду кролику и т.п.).

Детей третьего года жизни приучают:

• самостоятельно или частично по напоминанию взрослого приветствовать окружающих («Здравствуйте! Доброе утро (день, вечер)!»);

• по собственной инициативе помогать взрослому (в подготовке к обеду, уборке группового помещения (дети могут полить цветы, вместе со взрослым почистить аквариум и т.п.);

• выполнять поручения взрослых;

• спокойным тоном, вежливо обращаться к взрослому с просьбой, благодарить за помощь, выслушивать, не перебивая, уметь подождать;

• предлагать стул вошедшему взрослому;

• приветливо общаться со сверстниками (не шуметь, не кричать, играть дружно, делиться игрушками, при необходимости оказывать помощь, советоваться, уметь договариваться, радоваться успеху товарища, обращаться к нему за помощью);

• согласовывать свои действия с действиями товарища, уметь уступать, отстаивать свои права;

• с помощью взрослого, а также прислушиваясь к высказываниям сверстников, составлять представление о самом себе;

• к аккуратности, опрятности;

• уважать труд взрослых (при умывании не разбрызгивать воду, по напоминанию взрослого аккуратно вешать на место свою одежду (после прогулки, перед сном);

• по окончании обеда спокойно выходить из-за стола, вытерев рот салфеткой, поблагодарив и задвинув стульчик;

• прибегая к незначительной помощи взрослого, следить за своим внешним видом, пользоваться личными вещами (полотенце, расческа, зубная щетка);

• демонстрировать самостоятельность при самообслуживании;

• тщательно вытирать ноги при входе в помещение, переобуваться;

• по собственной инициативе включаться в трудовые действия взрослых на прогулке;

• охранять природу, заботиться о ней (поливать цветы, кормить животных и птиц и др.).

Под воздействием взрослого в атмосфере любви и ласки у ребенка формируются личностные качества, необходимые для жизни в социуме: чуткость, доброта, отзывчивость, сострадание, желание помогать другим людям, оберегать окружающий мир.

Таким образом, социализация раскрывает механизм становления человека, процесс усвоения малышом жизненного опыта, усвоения моральных норм, приобретения моральных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: