по организации семинарского занятия
Во вступительной части семинарского занятия преподаватель формулирует основные цели и задачи семинара, показывает место и значение обсуждаемой темы, определяет ключевые проблемы и указывает порядок проведения занятия.
Обучающиеся должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной связи теории с практикой.
После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение), если он был подготовлен. В то же время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце семинара, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных вопросов.
Докладчик должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим.
Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10-15 минутами.
После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя такой вопрос должен получить свое разрешение.
На семинарском занятии опрос обучающихся строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по вызову преподавателя. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке обучающихся к последующим занятиям.
Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут.
Вмешательство преподавателя в выступление допустимо в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем, целесообразно дать возможность самим участникам семинара указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задавать уточняющие вопросы.
В ходе семинара допускается проведение краткого письменного опроса, выдача персональных заданий и других форм индивидуального контроля знаний обучающихся.
По отдельным темам семинарские занятия могут быть проведены в форме деловой игры (например, по темам № 13-20). При этом студенты заранее получают фабулу дела (можно использовать примеры из опубликованной судебной практики), распределяют роли. После проведения деловой игры преподаватель проводит ее критический разбор.