Рыночная экономика – это такая система общественного хозяйства, при котором все экономические отношения носят товарно-денежный характер или обслуживают их.
Основа рыночной экономики – товарное производство. Оно всегда базируется на двух условиях: общественное разделение труда и экономическая обособленность хозяйственных единиц. Способом связи между такими хозяйственными единицами (предприятия, объединения) выступают обмен производственными продуктами (товарами). Стоимость товара определяется прежде всего тем, сколько воплощено в нем общественно-необходимого, общественно-полезного труда. А конкретная продукция обмена будет отражать колебания цен в зависимости от насыщенности рынка товарами данного вида.
Признаки рыночной экономики:
1. Цены никто никому в приказном порядке не устанавливает. Они складываются сами по себе в зависимости от спроса и предложения, а государство вмешивается только в особых случаях.
2. Установление таких налогов, которые не уничтожают заинтересованность предпринимателей.
|
|
3. Не существует никаких ограничений в зарабатывании денег.
4. Развивается конкуренция, когда ни один предприниматель не может чувствовать себя единственным производителем, и чтобы товар купили именно у него, ему придется снижать цены и улучшать качество товара.
Основные плюсы:
• стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;
• отторгает неэффективное производство;
• в основном справедливое распределение доходов по труду;
• больше прав и возможностей у потребителей;
• не требует большого аппарата управленцев.
Основные минусы:
• усиливает неравенство в обществе;
• нестабильность в экономике;
• не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ;
• безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе.
Спрос - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени.
Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.
Предложение - показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения". Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.
|
|