Критические точки и допущения (assertions)

В любой программе есть участки, требующие предварительных проверок перед выполнением. Например, представим себе два массива, один из которых хранит имена и фамилии людей, а второй – номера их телефонов. В нормальной ситуации количество элементов в обоих массивах должно совпадать и, при поиске фамилии в первом массиве, полученный индекс может быть использован для получения номера телефона найденного человека

string_vector surname;

string_vector phone;

int index = surname.find(“Петров”);

foundPhone = phone.at(index);

Однако, в случае рассинхронизации двух массивов, индекс может оказаться неверным, например, выходить за границы массива. Вообще, при использовании индекса, мы делаем неявное допущение о его корректности. В большинстве современных языков программирования (C, C++, C#, Java, Eiffel) существуют средства для явного задания таких допущений.

Например, в C существует функция assert(), определенная в заголовочном файле <assert.h>. Аргументом этой функции может выступать любое булево выражение. В случае, если оно равно false, функция прерывает работу программы. Таким образом, при помощи булевых выражений могут быть описаны допущения в критических точках программы. Предыдущий пример при использовании функции assert() будет выглядеть как

#include <assert.h>

string_vector surname;

string_vector phone;

int index = surname.find(“Петров”);

assert((index > 0) && (index < phone.size()));

foundPhone = phone.at(index);

Часто программисты определяют свою собственную функцию assert(), например, следующим образом:

#ifdef NODEBUG

#define assert(ignore) 0

#else

#define assert(ex) \

((ex)? 1: \

(printf("Assertion failed "), \

abort(), 0))

#endif // NODEBUG

Эта функция отличается от стандартной тем, что в финальной сборке системы с установленным макросом NODEBUG, выдача предупреждений функцией assert() отключается. Такая организация функции assert() связана с широко распространенным заблуждением касательно того, что частые вызовы функции assert() значительно замедляют выполнение программы. Поэтому многие программисты используют допущения только на стадии отладки, считая, что они не могут сработать в конечном продукте. Однако достаточно небольшой проигрыш в скорости окупается дополнительной гарантией надежности системы.

Другая причина того, что программисты предпочитают отключать допущения в финальной версии кода, заключается в том, что при срабатывании допущения выполнение программы прерывается. Однако, существует метод использования допущений совместно с обработкой исключений (см. следующий раздел), при котором возможно определить функции, исправляющие ошибочное состояние системы и продолжающие ее выполнение.

Существует три причины использовать допущения в критических точках:

· упрощение процесса создания корректных программ – явно задавая условия, необходимые для корректной работы программы в критических точках, мы защищаем себя от выдачи программой неверных данных;

· помощь в сопровождении документации и документировании – явно заданные условия позволяют проще определить, синхронизирован ли программный код с проектной документацией, которая зачастую определяет корректные и некорректные диапазоны значений обрабатываемых данных;

· помощь в отладке – неверные допущения проявятся в процессе отладки, в результате упростится уточнение допущений.

В зависимости от того, в какой критической точке проверяется допущение, выделяют следующие их типы:

· предусловия – такие допущения помещаются в начале функций или процессов обработки данных и предназначены для проверки того, все ли необходимые данные корректны;

· постусловия – такие допущения помещаются в конце функций или процессов обработки данных и предназначены для проверки полученного результата на корректность до того, как передать его дальше;

· инварианты классов – такие допущения предназначены для периодической проверки состояния данных объектов классов, которые не должны меняться в течение жизненного цикла объекта, или должны меняться строго определенным образом;

· инварианты циклов – такие допущения предназначены для проверки условий, которые должны быть всегда истинны во время выполнения цикла. Примером такого условия может служить допущение о том, что значение итератора цикла не должно превышать количества элементов массива, по которому организован цикл.

Применение допущений является основной для контрактного программирования, при котором в каждом классе явно определяются предусловия условия для использования методов этого класса. Таким образом, между объектами этого класса и другими объектами заключается своего рода «контракт» в котором четко прописан интерфейс взаимодействия не только по форматам вызова методов, но и по пересылаемым данным.

Основным источником информации для определения контрактов являются требования на систему – функциональные или архитектурные. Поэтому верификацию допущений необходимо проводить в два этапа – на первом этапе проверяется корректность условий каждого допущения по отношению к требованиям, и только затем на втором этапе моделируются ситуации, приводящие к нарушению допущения. Начинающие тестировщики часто забывают о первом этапе, переходя от функционального тестирования по требованиям к структурному тестированию по коду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: