Система менеджмента качества по ISO 9000

Семейство стандартов ISO 9000 – группа международных стандартов, устанавливающих правила менеджмента качества при выпуске продукции. Отечественная группа стандартов, соответствующая международным ISO 9000 получила название ГОСТ Р ИСО 9000 [6]. Под понятие «выпуск продукции» попадает и разработка программного обеспечения.

При этом стандарты ISO 9000 проводят различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции. Стандарт не гарантирует качество продукции – качество продукции в стандарте прямо не упоминается, тем самым он отличается от руководящих документов по проверке качества выпуска продукции различного рода (в т.ч. и программных систем).

Требования к системам менеджмента качества установлены в стандарте ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001). Они являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции.

Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.

Кратко повторимся, сделав важное уточнение - этот стандарт может быть сформулирован следующим образом: все процессы, которые могут существенно повлиять на качество готовой продукции, должны быть документированы, за выполнение этих правил должна быть назначена персональная ответственность, регулярно должна проводиться проверка соответствия реальных процессов документированным требованиям. Важно, что обязательным требование является установление ответственности за качество процессов.

Итак "система качества" - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

В основе ISO 9000 лежат 8 принципов:

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют в результативности и эффективности организации при достижении её целей.

е) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

и) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

ISO 9000 определяет следующие основные процессы верхнего уровня:

· Система менеджмента качества

· Ответственность руководства

· Управление ресурсами

· Выпуск продукции

· Измерения, анализ, улучшения

Система менеджмента качества является основой основ при достижении показателей качества. Основной задачей системы менеджмента качества является определение процессов и их применение во всей организации, последовательность и взаимодействие процессов. Эффективность работы процессов достигается управлением необходимыми для процессов ресурсами и документами. Оценка эффективности ведется при помощи мониторинга, измерения и анализа заданных для процессов критериев результативности. Все требования системы менеджмента качества фиксируются в стандартах предприятия на соответствующие процессы.

Ответственность руководства с точки зрения ISO 9000 заключается в принятии обязательств по внедрению и поддержанию на предприятии системы менеджмента качества. Это достигается путем доведения до сведения сотрудников информации о необходимости достижения заданного качества продукции и обеспечение процессов, ориентированных на выпуск продукции, необходимыми ресурсами. Основные документы, разрабатываемые руководством – политика и цели в области качества, определяющие текущие и будущие пути развития предприятия для достижения необходимого уровня качества.

Стандарты качества также регламентируют требования к различным этапам процесса выпуска продукции, направленные на повышение ее качества. Основная суть этих требований заключается в обеспечении максимально прослеживаемого технологического процесса, задокументированного в стандартах предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: