Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Учебная программа по «Гражданскому процессу» составлена в объеме, обеспечивающем глубокое усвоение обучаемыми основных правовых институтов данной учебной дисциплины. Значительное внимание уделяется профессиональной направленности в подготовке обучаемых лиц.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В рамках ООП проводятся семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, ролевые игры. Осуществляется разбор конкретных ситуаций, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций. Практикуется проведение игрового судебного процесса. С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся аудиторная работа сочетается с внеаудиторной работой. Одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций, связанных с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится бакалавр, является семинар. Семинар проводится на регулярной основе, с участием ведущих исследователей и специалистов-практиков.

В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями судебных органов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, ведущих российских адвокатов, мастер-классы экспертов и специалистов по проблемам гражданского процессуального права.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер и читаются, как правило, по основным актуальным проблемам. В них раскрываются наиболее сложные вопросы гражданского процессуального права. Для прочного усвоения важнейших положений учебной дисциплины используется мультимедийная техника.

Семинарские и практические занятия проходят в учебных группах по большинству тем курса. На них отрабатывается умение провести юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в практике работы судебных органов, принять основанные на законе решения, правильно подготовить соответствующие процессуальные документы. На практических занятиях вырабатываются и совершенствуются навыки работы с нормативными правовыми актами, прежде всего их анализ, толкование, опыт применения юридических норм по разрешению конкретных правовых ситуаций, а также осуществляется работа с реальными гражданскими делам.

Используются ролевые игры, которые должны помочь студентам уяснить содержание деятельности суда и судебных представителей в гражданском процессе, способы разрешения проблемных ситуаций, приобрести первичные навыки работы в роли судей, судебных представителей, лиц, содействующих осуществлению правосудия по гражданским делам.

Контрольные работы применяются в целях проверки освоения студентами практических навыков в работе.

Консультации - одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Они проводятся регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к зачету и экзамену, перед практическими занятиями и деловыми играми. На консультациях обучаемым оказывается помощь в подготовке докладов, рефератов, в планировании собственных изысканий в рамках изучения содержания учебной дисциплины, в уяснении сложных вопросов теории и практики.

Самостоятельная работа обучаемых служит усвоению знаний, а также способствует овладению практическими материалами с учетом индивидуальных способностей и наклонностей обучаемых.

Основная образовательная программа предусматривает применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества. В этих целях дисциплина преподается в форме авторского курса по программе, составленной на основе результатов исследований проведенных на кафедре гражданского права и гражданского процесса. В ходе учебных занятий широко практикуются чтение интерактивных лекций, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, юридические консультации населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках).

Воспитательные цели при изучении дисциплины достигаются путем подкрепления теоретических положений приемами реальной практической работы. В процессе преподавания дисциплины предусматривается научить будущего юриста правильно ориентироваться в большом массиве законодательства, быстро находить нужный акт, учитывать изменения и дополнения, внесенные в него. Такие навыки и умения прививаются прежде всего на основе индивидуальных заданий обучаемым на самостоятельную работу при подготовке к практическим занятиям.

Индивидуализация обучения достигается также путем подготовки обучаемыми реферативных сообщений с последующим заслушиванием на занятиях, путем подготовки работ, выступлений с научными сообщениями на научных конференциях. Индивидуализация обучения связана с развитием познавательных процессов, способностей и активности обучаемых, что достигается решением проблемных задач, включением в занятия элементов ролевых ситуаций, постановкой активизирующих вопросов, показом наиболее часто встречающихся ошибок в правоприменительной практике и их анализом, характеристикой различных точек зрения по спорным вопросам, ориентацией обучаемых на выработку собственного мнения и умение его отстаивать, аргументировать.

В соответствии с тематическим планом по наиболее важным вопросам предусматриваются индивидуальные собеседования с обучаемыми, дополнительные индивидуальные занятия со слабоуспевающими, методическое руководство подготовкой рефератов, курсовых работ, и выпускных квалификационных работ.

В ходе учебных занятий и в часы самостоятельной подготовки студентов проводится демонстрация различных видеоматериалов: художественных и документальных фильмов, записей телепередач на соответствующие темы, съемок различных юридических действий и т.п.

Посредством проектора осуществляется демонстрация различного рода наглядного материала (схемы, графики, таблицы, фотоматериалы), позволяющего более глубоко изучать соответствующий материал.

Для обеспечения развития компетенций обучаемых организуются экскурсии в различные государственные органы (суд, Управление судебного департамента при ВС РФ, адвокатские образования) с целью непосредственного ознакомления с деятельностью этих органов, с историей их возникновения и развития.

Результативность освоения учебного материала обеспечивается эффективной системой контроля и включает: обсуждение вопросов на семинарских занятиях, индивидуальные беседы с обучаемыми, проверку конспектов лекций и индивидуальных заданий, тестовые задания, контрольные работы, зачет.

В период самостоятельной работы обучаемые обязаны пользоваться соответствующими техническими средствами и дидактическими материалами к ним, демонстративными схемами. Наименования конкретных дидактических материалов и порядок их использования при изучении вопросов дисциплины указываются преподавателями в ходе лекций и консультаций.

Преподавание дисциплины строится на основе единства обучения и воспитания, теории и практики, формирования у обучаемых творческого мышления и наглядности его передачи, а также учета индивидуальных особенностей обучаемых.

Приступая к изучению дисциплины, студентам следует учитывать, что изучение дисциплины должно быть последовательным, регулярным и соответствовать логике построения учебной программы. Для освоения дисциплины необходима постоянная работа с литературой (учебниками, учебными пособиями и др.) и нормативными правовыми актами. Законодательство в области гражданского процессуального права непрерывно совершенствуется. Быстрые изменения правовых актов требуют от каждого студента самому фиксировать развитие нормативной базы. В связи с этим рекомендуется регулярно просматривать правовые журналы («Арбитражный и гражданский процесс», «Российская юстиция», «Хозяйство и право», «Закон», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Собрание законодательства Российской Федерации»), а также «Российскую газету».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: