Функции обзоров в системе научных коммуникаций

Выше мы уже не раз затрагивали вопрос о функциях различных документов вообще и обзоров в частности. Однако вопрос, этот заслуживает более подробного рассмотрения. Известно, что различные виды документов (учебники, монографии, руководства, обзоры и т. д.) в системе научных коммуникаций выполняют разные функции, при этом наряду с основной, обусловленной прежде всего целевым назначением документа, также и ряд вспомогательных. Исторически соотношение основных и вспомогательных функций в том или ином виде документов менялось. Известно, что первые русские печатные книги начала XVIII в. сочетали в себе черты производственной, учебной и нередко научной книги; функции производственно-технической литературы первоначально в значительной мере выполняли учебные книги. Однако позже, с усложнением и дифференциацией наук и производства, учебные книги перестали удовлетворять запросам практики, т. е. утратили свои информационные (производственные) функции. В настоящее время с возрастанием тенденции к интеграции знаний информационные функции учебника возрождаются, но уже на другом уровне — уровне ориентации в смежных научных дисциплинах.

В обычных, «классических», условиях многие из вспомогатель­ных функций документов бывают выражены нерезко. В условиях же исключительных, например при ускоренных темпах развития определенного научно-технического направления, активном взаимодействии его со смежными областями знаний и т. п., удельный вес вспомогательных (для данного вида документов) функций значительно возрастает, происходит некоторое их перераспределение, что неизбежно вызывает изменение традиционной формы и содержания документа, его отход от классических ка­нонов. С этим явлением достаточно часто встречаются авторы, исследующие документальные потоки: возникают затруднения при отнесении работ к тому или иному виду литературы, так как в действительности литература по содержанию оказывается богаче существующего деления на виды.

Этот вывод подтверждают и наши исследования документаль­ного потока в области микроэлектроники — одного из наиболее интенсивно развивающихся направлений радиоэлектроники. Например, в начале 60-х годов в этой области знания не было не только учебников, но практически и монографий и руководств. Учебные и информационно-производственные функции в значительной степени выполняли в это время тематические сборники статей и прежде всего обзоры. Соответственно форма таких обзоров, их структура, характер несколько отличались от традиционных, которым свойственны в основном ориентирующие функции. Такое явление наблюдается и в других областях науки, в которых действие экстенсивных сил в развитии на определенном этапе значительно опережает действие сил интенсивных. В результате огромные потоки информации не успевают концентрироваться, как пишет Займан, в «надежные, хорошо обоснованные научные знания», чтобы занять свое место на страницах монографий, руководств и учебников. Отсюда мы можем сделать вывод, что в определенных случаях, обусловленных спецификой развития данного научно-технического направления, нарушение жанровых границ вида, классических канонов — явление не только допустимое, но и закономерное, если, однако, это вызвано объективными, а не субъективными причинами. Учет всех этих факторов представляется нам важным для специалистов, обеспечивающих подготовку документов, их аналитико-синтетическую переработку и распространение.

Исследование документальных потоков показало, что существует возможность выделить следующие функции документов: 1) информационные (подразделяющиеся на производственные и ориентирующие) — функции принятия решений различных типов на самых различных уровнях организации науки и техники, для большинства типов документов это важнейшая функция; 2) учебные — функции формирования индивидуальных тезаурусов (как некоторой системы индивидуальных знаний); 3) организационные — функции формирования документальных потоков; 4) кумулятивные — функции формирования активного фонда науки (суммы знаний, по Сухотину); 5) приоритетные — функции фиксирования научного и технического приоритета; 6) эвристические — функции стимулирования творческих возможностей специалистов на создание новой информации; 7) гносеологические (внутринаучные) — функции развития и формирования общественного тезауруса (науки).

Обзорам, как и другим документам, также присуща много­функциональность, причем их функции исторически тоже видоизменялись. Возникнув в начале прошлого столетия первоначально как вид чисто информационный, с функциями ориентации в документальных и информационных потоках, обзор с течением, времени стал приобретать аналитические черты и выполнять гно­сеологические, организационные и другие функции.

Из перечисленных выше функций обзорам присущи в большей или меньшей степени все, за исключением приоритетных, поскольку последние характерны только для оригинальных произведений.

Подробное рассмотрение указанных выше функций применительно к обзорам дано нами в работе [13].

Осознание факта многофункциональности различных видов документов, в частности обзоров, позволяет полнее использовать резервы документальной информации в процессе информационного обслуживания специалистов. Возможно, в дальнейшем, если в этом возникнет необходимость, будут разработаны специальные функциональные шкалы различных видов документов, отражающих специфику того или иного документального сопровождения. Тогда можно будет дополнить содержательный индекс документа (классификационный, дескрипторный) функциональным индексом, который сможет характеризовать потенциальные возможности документа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: