Чередующиеся элементы в изображении

Чередующиеся элементы определяют наличие в рекламном объявлении изобра­жения нескольких одинаковых или немно­го отличающихся друг от друга объектов. Это изобразительное средство используется очень широко. На рис. 77 в качестве СВКЦ выступает чередующийся ряд.

СВКЦ в чередующемся ряду выделяет­ся разными путями:

вынесение СВКЦ на передний план. Размещенный на переднем плане белый домик (рис. 78) является началом череду­ющегося ряда. Однако это рекламное объ­явление сильно перегружено лишними де­талями, а размещенные справа цветные изображения домиков дают малое пред­ставление о возможных вариантах коттед­жей;

вынесение на передний план всего че­редующегося ряда (рис. 79);

замена изображения одного объекта из чередующегося ряда другим объектом. На рис. 80 крест в конце прайс-листа, видимо, используется в качестве СВКЦ. Такой вид рекламы, хоть и распространен среди ху­дожников рекламы, однако это — пример типичного «агрессивного поля», так как крест почти не отличается от других рисун­ков в квадратах.

Для выделения в качестве СВКЦ Васи­льевского отделения «Диалогбанка» удачно применено желтое пятно (рис. 81).

Рассмотрим еще несколько примеров применения чередующихся элементов как изобразительного средства.

На рис. 82 представлены автомобили, сфотографированные с разных точек съем­ки, но для того чтобы подчеркнуть то, что вся реклама посвящена машинам «Toyota», плоскость разделена на три горизонталь­ных участка. В каждом участке использо­вана черная «раскатка»*. В черной части «раскатки» красными цифрами обозначе­но главное, по мнению автора, — цена мо­дели. Здесь выигрышно смотрится цвет ма­шины, расположенной на границе черного и белого, а цена указана красным на черном. Сочетание черного и красного всегда очень заметно.

Этикетки на товаре (один из жанров пе­чатной рекламы) являются напоминающей рекламой. На этикетках бутылок таких на­питков, как «Schweppes», «Pepsi» и других, используется чередующийся ряд, поэтому мы можем прочитать название напитка не­зависимо от положения бутылки (рис. 83).

Довольно часто авторы применяют в качестве чередующегося ряда клеточки шахматной доски (рис. 84, 85).

Рис. 86 — другой пример использова­ния шахматных клеток.

На рис. 87 приведен пример ориги­нального заполнения элементами череду­ющегося ряда символической цифры пять, обозначающей пять миллионов человек, которые успели воспользоваться копиро­вальными машинами «Canon».

Пример рекламного объявления, где рекламируются пластиковые кредитные карты и места отдыха, куда можно поехать, взяв с собой кредитную карту Сбербанка России, дан на рис. 88. Здесь представле­ны варианты чередующегося ряда: разные карты, кадры летнего отдыха, заключенные в фотографическую пленку, перфорацион­ные отверстия которой — тоже чередую­щийся ряд.

На рис. 89 показан еще один пример че­редующегося ряда.

Если один элемент чередующегося ряда изображен с другой точки видения, то этим должен, по идее авторов, обращать на себя внимание (рис. 90). Однако такое изобра­жение несет в себе «агрессивное поле», о котором речь пойдет ниже.

Чередующийся ряд всегда обраща­ет на себя внимание или является неко­торым скрывающим, маскирующим эле­ментом и часто встречается в природе. Пятна и полосы не всегда могут чередо­ваться в систематическом порядке. На­пример, окраска породы собак далматин, окраска зебры или отдельных видов семейства кошачьих. Люди целенаправ­ленно используют чередующийся ряд для привлечения внимания: женские платья из тканей в крупный горошек или с круп­ными яркими полосами, полосатая одеж­да заключенных и др.

Вопрос, почему так привлекает внима­ние чередующийся ряд, стал вполне поня­тен благодаря последним исследованиям в области зрительного восприятия. Это объ­ясняется наличием саккад — микроскопи­ческих перемещений глаз.

Существуют два вида поверхностей: гомогенная — ровно окрашенная поверх­ность в белый, черный или любой другой цвет, и «агрессивное поле», которое состо­ит из набора чередующихся, почти одина­ковых элементов, без какого-либо особого их выделения. На гомогенной поверхнос­ти и на «агрессивном поле» наш глаз с по­мощью саккад ищет то, что достойно вни­мания. Этим проблемам посвящен фунда­ментальный труд В. А. Филина [26]. Говоря языком художника рекламы, наш глаз ищет наличие СВКЦ (или то, на чем можно ос­тановить взгляд) и, если его не находит, на­чинает долго его искать, что, собственно, и нужно в рекламе. Таким образом, чередую­щийся ряд обостряет внимание.

По всей видимости, люди просто до­вольствовались этим фактом и использова­ли его так же, как электричество, не вдава­ясь в природу потока электронов от генера­тора к лампочке, горящей дома.

Художники рекламы давно подметили, что если требуется сделать эффектную рек­ламу строгому платью, костюму или паль­то, то лучше сфотографировать эту модель на фоне лестницы, чугунной решетчатой ограды, аллеи, колоннады или на другом фоне, несущем в себе элементы чередую­щегося ряда (рис. 91, 92). Однако не сле­дует забывать о законе контрастов, о кото­ром будет сказано ниже (см. «Законы ком­позиции»). Согласно этому закону, на фоне с чередующимся рядом следует располагать однотонные (одноцветные) объекты, на­пример, на полосатой скатерти поставить посуду без разрисовки, а на однотонной (например, белой) скатерти рекламировать пеструю посуду.

Использование чередующихся элемен­тов в виде жалюзей, объединенных линией Хогарта (см. «Композиционные формы»), квадратов и вертикальных полос можно ви­деть на рис. 93.

На рис. 94 портреты в светлых рамках — типичный чередующийся ряд.

Пример рекламы на рис. 95 нельзя счи­тать удачной, так как пестрые рекламируе­мые предметы — шляпная коробка и галс­тук — сливаются с полосатым фоном.

На удачном примере (рис. 96) чередую­щийся ряд используется для размещения в каждом элементе букв слова «Банки».

Ручки, составляющие чередующий­ся ряд (рис. 97), направлены на светлый центр, от которого начинается раскатка к темным краям рекламного объявления. Однако авторы не акцентировали внима­ние на СВКЦ. Можно было бы на этом светлом пятне расположить фирменный знак ручек, который обозначен в левом нижнем углу.

Довольно удачное решение на рис. 98, где чередующийся ряд в виде шаров начи­нается с кассеты TDK и заканчивается фи­гурой женщины, держащей предмет рекла­мы — кассету с магнитной лентой TDK.

Пример спорного рекламного объявле­ния продемонстрирован на рис. 99, где че­редующийся ряд в виде разноцветных по­лос отвлекает внимание от главной мысли, которую закладывали авторы и, кроме того, в рекламе отсутствует СВКЦ.

Существует своеобразный чередую­щийся ряд, где рекламируемый предмет (или услуга) изображается в повторении того, что изображено на переднем плане (рис. 100). Чаще всего этот прием исполь­зуется на рекламных этикетках, где изобра­жен человек, держащий рекламируемый предмет, на котором уменьшенная картин­ка — точная копия первоначальной.

Рис. 101 — пример очень удачного ис­пользования элементов чередующегося ряда: все лаконично и просто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: