Подобие — один из приемов привлечения внимания к объявлению, вызывающий ассоциации у зрителей. Он широко используется в рекламе. Подобие основано на изображении разнородных предметов, имеющих внешнее сходство, причем это сходство отражает субъективную природу восприятия.
Существует несколько типов подобия:
— по форме,
— по фактуре,
— по действию,
— по выраженности эмоций и др.
На рис. 159 показан пример подобия по форме, подчеркивающий талию обоих изображенных объектов.
Реклама на рис. 160 использует два изобразительных средства: подобие (выраженное в совпадении формы флакона и формы, окаймляющей портрет женщины) и нюанс (см. «Нюанс»), который выражается в том, что женщина смотрит в замочную скважину, похожую на форму флакона. Рис. 161 — пример сложного варианта подобия и совмещения двух изображений — лица и руки, на которой рекламируются часы.
Рис. 162 — пример рекламы с подобием, использующий известную картину Анри Матисса «Танец». Здесь изображенные люди соединены танцем, а сама реклама усилена ударной фразой, в которой главное слово — «объединение». Таким образом, слово «объединение» символизирует объединение людей, изображенных на картине. Кроме того, в картине использована овальная композиционная форма (см. «Композиционные формы»).
|
|
На рис. 163 рекламируются шипованные покрышки для автомобиля. Для убедительности покрышка сравнивается с когтистой лапой белого медведя, который отлично ходит по скользкой ледяной поверхности.
Нюанс
Слово нюанс происходит от французского «nuance» и означает тонкое отличие, едва заметное преобразование одного в другое, оттенок. Нюанс — это некоторый переход одного качества в другое, одного смысла в другой. В изобразительном искусстве нюанс используется часто. Это изобразительное средство прямо или косвенно указывает и на схожесть изображенных объектов, и на их отличие.
На рис. 164 рекламируются переносные отопительные радиаторы. В качестве СВКЦ изображены ладони с огнем, несущим тепло. Изобразительное средство — чередующиеся элементы — использовано в изображении самих радиаторов. В этой рекламе применяется еще закон контрастов (см. «Законы композиции») — желтое на голубом фоне. Созданное рекламное объявление всегда надо рассматривать по возможности с теневой стороны и, рассматривая, обязательно редактировать — как расценят данное изображение другие люди. Здесь символ тепла подается в качестве огня. При этом возникает вопрос, как себя чувствуют те женские ладони, в которых что-то горит? Хотя с позиций авторов данной рекламы все оправдано — женские руки, по идее, всегда хранители домашнего тепла.
|
|
На рис. 165 авторы рекламы переносят нас в пятизвездные гостиницы на Красном море с помощью нюанса — изображения красных морских звезд.
Особое место нюанс занимает в рекламе в тех случаях, когда какая-то часть изображенного объекта заменена изображением другого объекта (рис. 166). Такой прием употребим для привлечения внимания к самому рекламному объявлению. Необычность в рекламе желательна во многих случаях.
Совершенно другой прием использован в нюансе рекламы стоматологической клиники. Люди привыкли к тому, что виртуозами, в основном, называют мастеров, исполняющих музыку. Реклама напоминает, что особое искусство может быть не только в музыке (рис. 167).
Реклама журнала «Деньги» использует известную поговорку и античную статую (рис. 168).
Фирма «Алмосс», занимающаяся огранкой алмазов, в рекламном объявлении утверждает, что «дорога в гору» (успех) возможного потребителя продукции этой фирмы устлана бриллиантами (рис. 169). Здесь использовано еще одно изобразительное средство — замкнутость по графическому построению в виде дороги, ведущей к «горе успеха».
Ударная фраза в рекламе немецкой авиакомпании «Lufthansa»: «В любую точку быстрее всего попасть из центра: Франкфурт» — призвана вызывать ассоциацию с центром и спицами велосипедного колеса (рис. 170).
Финансовая фирма, занимающаяся недвижимостью, рекламирует продажу квартир в новых домах, подает эту продажу «чистыми руками», но в рабочих рукавицах (рис. 171).
Центр инновации на рекламе (рис. 172) ассоциируется с изображением разлетающегося одуванчика. Подразумевается, что идеи Центра инновации так же легко распространяются, как и пушинки одуванчика. И это понятно, слово «инновация» (от англ. — innovation) означает «нововведение», а в лингвистике оно употребляется как «новообразование».
На рис. 173 проценты летних скидок представлены в виде схематической улыбки. Здесь усиление эмоционального воздействия авторы стремились добиться нюансом, выражающимся в переходе обозначения процента скидки в ожидаемую улыбку потребителей.
Автор рекламы (рис. 174) Станислав Владимирович Попов долгое время работал главным художником в газете «Вечерняя Москва». Художественное оформление «Рекламного приложения» к этой газете готовил он.
Рекламные объявления, выполненные им, всегда обладали исключительной гармонией картинки с текстом. Этот плакат долго публиковался, призывая коренных москвичей и особенно приезжих к необходимости соблюдать чистоту в огромном городе Москва. Переход понятия чистоты зубов к чистоте в городе не нуждается в комментариях. Плакат относится к социальной рекламе. Следует отметить, что беда всей социальной рекламы в том, что на нее мало обращают внимания именно те, на кого она направлена, так как рекламы слишком много.
Интересно решено композиционное построение с использованием нюанса на рис. 175. Как известно, флаг Швейцарии включает белый крест на красном фоне. В контуре белого креста изображена вершина Маттерхорн, которая находится на границе Швейцарии и Италии. Эта вершина из-за необычности своей формы является в некотором смысле символом Альп — излюбленного места отдыха.
Реклама на рис. 176 в комментариях не нуждается, так как ударная фраза объясняет все. Кроме нюанса в этой рекламе используется трехточечная композиционная уравновешенность.
В рекламу на рис. 177 заложен нюанс, заключающийся в том, что с помощью рекламируемых нефтепродуктов можно гарантированно обогнать верблюдов — кораблей пустыни.
Пример нюанса на рис. 178— исчезнувший объект и оставленная пустота после его ухода — тоже «след».
Подводя итог, заметим, что изобразительное средство нюанс — один из важных приемов, с помощью которого автор может решить сразу много художественных задач. Так, с помощью нюанса можно выделить в рекламной массе свою рекламу, можно в ней что-то особо подчеркнуть, акцентировать на ней внимание, помочь ее запомнить или побудить к покупке. Вообще, в изобразительном искусстве нюанс всегда был у художников средством тайного, закодированного способа передачи замысла. Так, в картине «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев (1832-1890) в церковной толпе изобразил себя. В картине Ильи Ефимовича Репина (1844-1930) «Не ждали» часть стула с левой стороны картины гармонизирует композиционную, содержательную и эмоциональную составляющие изображения. Картина Василия Васильевича Верещагина (1842—1904) «Апофеоз войны» грудой черепов показывает всю бессмысленность выяснения международных отношений путем войны.
|
|
С помощью нюанса можно также параллельно проводить скрытую рекламу изображением объектов, которые не относятся к рекламируемому товара. Например, рекламное объявление призвано рекламировать украшения из золота. На снимке же можно изобразить женщину, рекламирующую эти украшения, одетую в вышедшее из моды платье. Дело в том, что на складе находится много нереализованных платьев этого фасона. Таким образом, за счет того, что мода на одежду систематически возвращается, удачно поданная реклама с изображением этого платья может натолкнуть потенциального покупателя на приобретение платья к данному украшению. При этом заказчик рекламы на золотые украшения может даже и не подозревать, что в оплаченной им рекламе рекламируется что-то еще.