Это одно из главных изобразительных средств в фотографии и рекламном объявлении, которое играет важную роль в психологическом воздействии на зрителя.
Световое решение зависит от характера освещения, используемого в снимке. Различают: светотеневое, светотональное, смешанное освещение:
— светотеневое — когда на изображении четко видны тени (рис. 140);
— светотональное — когда использован мягкий, распределенный свет, не дающий резких теней (рис. 141)',
— смешанное — когда применяются оба вида (рис. 142). Здесь лунный пейзаж изображен в светотеневом освещении, а часы — в светотональном.
В фотокомпозиции существуют еще три понятия, связанных со световым решением снимка и соответственно композиционным построением рекламного объявления: темная, серая и светлая тональности. Эти понятия пришли из черно-белой фотографии.
Реклама выполнена в темной тональности, если площадь светлых или цветных пятен на снимке составляет 10—20 % от всей площади изображения, а все остальное темное (реклама на черном или темном фоне) (рис. 143).
|
|
Темная тональность рекламного объявления всегда привлекает к себе внимание, особенно в газетном и журнальном изданиях. Это обусловлено тем, что полосы газет и журналов в основном светлые, и когда вдруг появляется темная полоса, то по закону контрастов она естественно привлекает внимание.
Реклама может быть в серой тональности, если на всей площади изображения преобладают серые тона, а черные, белые и цветные занимают 10-20 % (рис. 144).
Пример на рис. 145 можно отнести к серой тональности, хотя здесь есть и цветной оттенок.
Рекламное объявление выполнено в светлой тональности, если площадь темных или цветных пятен на снимке составляет 10-20 % от всей площади изображения (рис. 146).
Перечисленные виды тональностей не зависят от светотеневого или светотонального решения. Например, снимок в светлой тональности может иметь как светотеневое, так и светотональное решение.
Использование светового решения в производстве рекламного объявления должно соответствовать возможному образу у потенциальных покупателей. Например, если рекламируется оборудование для работы в саду или подвесные лодочные моторы, то лучше строить визуально-образную составляющую со светотеневым характером освещения, которое ассоциируется с солнечной погодой. Для рекламы компьютерного оборудования лучше подойдет светотональное освещение. Рекламу парфюмерной продукции лучше делать в светлой тональности при светотональном освещении. В современной рекламе чаще применяется именно светотональное решение, так как многие работники рекламы считают, что жесткие тени в изображении мешают создавать приятное ощущение или разрушают композиционный строй картинки. Тональность и световое решение художники рекламы используют, чтобы акцентировать внимание на СВКЦ. Приведенные выше примеры показывают, как четко выделяется СВКЦ в кадрах со светлой и темной тональностями. Готовых рецептов тут не может быть, все зависит от разработанной и реализованной идеи.