Участие Коменского в борьбе чешского народа за свободу и независимость

В XV—XVII веках обострилась борьба народных масс с феодальным дворянством и идеологическим оплотом феодализма — католической церковью. Протест против феодализма часто принимал форму религиозно-демократического, сектантского движения.

Среди таких демократических сектантских организаций была в Чехии в начале XV века христианско-коммунистическая община таборитов, получившая свое название от центра этого движения — города Табор. Табориты были наиболее радикальным, плебейским крылом гуситского национально-религиозного движения в Чехии, направленного против немецкого дворянства и католической церкви, угнетавших чешский народ. Табориты учили, что скоро настанет время, когда «не будет ни господ, ни холопов», когда все будут равными, не будет личной собственности, все будет общим.

Соединенными силами феодальной реакции община таборитов в первой половине XV века разгромлена. Остатки ее образовали более умеренную демократическую общину «чешских (богемских) братьев», в состав которой входили ремесленники и крестьяне. Эта община сплотила патриотов, боровшихся за свободу и независимость чешского народа. Освободительная борьба чехов была частью движения европейских народов против феодализма. Во время Тридцатилетней войны (1618—1648) чешские протестанты были изгнаны со своей родины.

Одним из вождей общины «чешских братьев» был великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670). Он родился в семье, принадлежавшей к общине «чешских братьев», получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины и возглавлял ее братскую школу. Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой, а позже был избран епископом. Здесь в 1631 году он составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые сочетала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Коменского во всем мире. В эти же годы Коменский написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа» (1633).

Служение своей страдающей родине Коменский стремился сочетать со служением всему человечеству. Он выступил с идеей разносторонних социальных преобразований. В эпоху кровавых войн и жестоких политических и религиозных распрей он требовал сохранения всеобщего мира, установления международного сотрудничества в области политики, науки и образования. Он предлагал учредить универсальный центр, поддерживающий связи со всеми странами мира в целях улучшения человеческих отношений и общественной жизни. Коменский написал 7 томов огромного труда «Общий совет об исправлении дел человеческих» (при его жизни было напечатано всего 2 тома, остальные найдены лишь в 1935 году и позже изданы в Чехословацкой Социалистической Республике), в котором наметил гуманную и демократическую программу «всестороннего исправления всех и во всем».

Он поддерживал широкие международные связи, работал в Англии над созданием так называемой «Пансофии», под которой понимал совокупность энциклопедических знаний о природе и обществе, которые были бы доступны всем людям.

В надежде на помощь Швеции его поруганной родине Коменский жил в этой стране, работая над составлением учебников и методики преподавания языков. Он жил в Венгрии, где работал консультантом по школьным вопросам. Здесь был написан Коменским ряд философских и педагогических произведений, в том числе замечательная учебная книга «Мир чувственных вещей в картинках», переведенная на многие языки.

Когда в 1656 году во время шведско-польской войны последнее убежище общины «чешских братьев» — город Лешно — было сожжено, Коменский нашел себе приют в Голландии, в Амстердаме, где умер в 1670 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: