Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения ( Витторино- да- Фельтре, Ф. Рабле, М.Монтень , Э. Роттердамский )

14-16 века. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты- выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно- религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц- социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.

В программы умственного образования гуманистами включались естественно- научные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.

Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. Религия, тем не менее, занимала значительное место.

Продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек. В городских школах обучение велось на родном языке, существовали латинские школы, коллегиумы, гимназии.

Витторио- Да- Фельтре (1378- 1446) Италия.

Организовал школу под названием ШКОЛА РАДОСТИ, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основные предметы: классическая литература и языки, математика, астрономия, совершали экскурсии по городу. Большое внимание уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Франсуа Рабле. (1494-1553) Франция

В романе ГАРГАНТЮА И ГАНТАГРЮЭЛЬ он дал сатиру на схаластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Большое внимание уделялось физическим упражнениям, правильности и последовательности в изучении наук, наблюдение за природой.

Метод.: беседы, чтение книг, применение наглядных пособий. Освоение знаний носит сознательный характер!!!

Идеи.:наглядности, жизненности обучения. Советовал связать обучение с окружающей действительностью.

Цель.: духовное и телесное развитие человека.

М.Монтень (1533-1592)

В своем труде ОПЫТЫ рассматривает человека как наивысшую ценность. «Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество.»Считал, что превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, а сколько развив способность критических суждений.

Цель образования: формирование критического мышления, а не передача знаний. Основа обучения- опыт. Ребенок должен научиться делать выводы, сравнивать, сопоставлять.

Цель: (развивающего обучения)- развитие способностей личности, критического мышления.

Монтень считал, что воспитание и обучение должны соответствовать нескольким критериям:

1. Больше говорит ученик и больше слушает учитель

2. Нельзя обучать многому (против энциклопедического обучения)

3. Наладить контакт учащихся с окружающим миром

4. В ходе обучения следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности.

Эразм Роттердамский.(1469- 1536)

Его работа ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ принесла ему известность и славу, высмеивал схоластические дискуссии, считал, что схаластика действует отупляющее на человека. Утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокому знанию древних языков, истории, литературы.

Таким образом: педагоги- гуманисты внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схаластической учености, идеями о значении образования подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процессов обучения, уважение личности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: