Вопрос 9 Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века)

Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века). Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса — буржуазии — характерные черты эпохи Возрождения.
Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.
Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц — социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд.
Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.
В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.
Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.
В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. Педагогические взгляды гуманистов находили отражение лишь в практике отдельных школ, где учились дети знатных и состоятельных родителей.
В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее начальное обучение на родном языке для детей членов своей секты.
В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны.
Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478—1535). Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.
В «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Мор подверг острой критике несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не существует. Его социализм не носит научного характера, а является лишь мечтой. Мор полагал, что достаточно освободиться от дворян, служителей культа и других бездельников, чтобы удовлетворить потребности всех членов общества. При этом он в своей «Утопии» все тяжелые и неприятные работы возлагает на рабов из военнопленных и преступников, избавленных от грозившей им смертной казни. Все это свидетельствует о незрелости и исторической ограниченности мировоззрения родоначальника утопического социализма.
Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями.
Большое значение придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.
Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности и высказывал мысли о разностороннем развитии личности. Он указывал, что есть одно дело, которым обязаны заниматься все утопийцы: это земледелие. Дети изучают его теоретически в школах и практически на окружающих город полях. Кроме земледелия, каждому утопийцу назначается еще какое-нибудь специальное ремесло, и каждый обязан его изучить. Физический труд обязателен для всех, умственные занятия считаются у утопийцев одним из величайших наслаждений. Только очень небольшое число людей посвящает себя исключительно умственной деятельности и освобождается от физического труда. Это ученые, которые в особо отведенных для них общественных домах занимаются науками. Но если они не оправдают возложенных на них надежд, их отзывают, и они возвращаются к ремеслу и земледелию.
Свободное от работы время утопийцы проводят в библиотеках и музеях, с увлечением занимаясь самообразованием. Государство предоставляет всем желающим полное право пользоваться в этих библиотеках и музеях книгами, приборами и т. п. Многие рядовые граждане, получившие путем самообразования глубокие познания, переводятся в число ученых.
Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.
Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.

К поздним мыслителям-утопистам относится итальянский философ и политический деятель Томмазо Кампа-нелла (1568—1639), который в своем сочинении «Город Солнца» (1623) опи­сал общественное устройство вымыш­ленного города-государства, основан­ного на принципах справедливости и гуманизма, как они представлялись ав­тору. Т. Кампанелла в этой книге уде­лил большое внимание вопросам вос­питания детей, которое с самого раннего возраста должно было находиться под полным контролем со стороны правителей.

В рамках такого государственно-общественного образова­ния и воспитания естественнонаучные, ремесленные знания, труд и физические упражнения ставились во главу угла. Сте­ны Города Солнца, состоявшие из семи концентрических кругов, были покрыты рисунками, последовательно отобра­жавшими достижения известных в то время наук, портрета­ми великих людей и т.д. Таким образом, Т. Кампанелла при­надлежит идея наглядного обучения, которая позже была использована многими педагогами точно так же, как и его мысль о связи обучения с трудом.

С конца XV в. общественная ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, побудила к переосмыс­лению идеала воспитания. Человек, ограниченный монархи­ческим строем, вместо гражданской активности стал стре­миться к уединению, подчинив себя культу знания. Главен­ствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование. Очагами новой гуманистической куль­туры опять становятся кружки ученых, центром которых сде­лалась Платоновская академия в Италии, во Флоренции. Чле­ны этой Академии трактовали основополагающие проблемы бытия, опираясь на философские идеи Платона.

Переводы литературных произведений классиков древности стали основным направлением развития культуры эпохи Возрож­дения, получившим название «филологический» гуманизм, ко­торый постепенно утратил общемировоззренческое значение. Гу­манитарные знания, приобретаемые за счет досуга, дававшие об*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: