Вопрос 29

Подготовка ребенка ко взрослой жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Иногда детей отдавали на выучку «мастеру грамоты». Такое обучение частным, платным. В конце 16в на Руси появились первые печатные учебники – азбуки (Иван Федоров). За религиозное воспитание отвечала церковь. Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением, большая часть «училищ» находилась при приходских церквях. Грамота изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги. Существовало представление, что школа есть «церковный угол». По Каптереву, три черты были свойственны русскому обучению того времени: «продолжительность, многий труд и битье». Ключевский отмечал, что главное внимание тогда уделялось усвоению детьми житейских правил. Кодекс, необходимый для их усвоения, состоял из 3 частей: учение о спасении души, наука о гражданском общежитии усвоение правил ведения домашнего хозяйства. В целом, дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Повышенный уровень образования был нужен будущим государственным служащим и духовенству. Духовенство было самым образованным сословием. Одной из вершин педагогической мысли того времени является «Домострой», написанный попом Сильвестром.

У высших сословий со второй половины 17в наметилось стремление давать своим детям давать своим детям повышенное образование, прежде всего обучать иностранным языкам. В боярских семьях появились учителя-иностранцы. Православными братствами создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие (Киево-Могилянская академия, 1615г., основатель – Петр Могила, 3 отделения: философия, богословие, юридические науки). Симеоном Полоцким была открыта школа в Спасском монастыре, где изучались: грамматика, риторика, логика, богословие, философия. Эти школы являлись общественными. Там основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, греческий и латинский языки, «семь свободных искусств». Братства заимствовали опыт иезуитов в устройстве драматических представлений. Эти уч заведения имели устав, в котором разграничивались обязанности ректора, его помощников, учителей, учащихся и их родителей. Наибольшего развития достигла школа Львовского братства. Границы между средними и высшими школами в России в 17в были размыты. В 1687г. В Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Здесь изучалось не только богословие, но и светские науки. Однако весь учебный материал трактовался с позиций православия. В 17в в России появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: