Вопрос 38 Лев Ноколаевич Толстой

Развитие теории «свободного воспитания» в России во второй половине 19-начале 20 вв. (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель)

Лев Ноколаевич Толстой (1828-1910), великий русский писатель, философ, педагог-экспериментатор, создавший знаменитую школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Здесь он смело реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном (в духе Ж.Ж. Руссо) положении о том, что именно ребёнок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому недопустимо грубое вмешательство взрослых-педагогов и родителей-в его духовный мир. Дав острую критику современной кму школы, как российской, так и зарубежной, Толстой противопоставил ей свою систему воспитания, ценными чертами которой являются уважение к личности ребёнка, развитие активности и творчества детей.

Толстой требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией была его Яснополянская школа (1859-1862). В ней занятия строились в форме свободных бесед учителя с учеником, их твёрдого расписания не было. Дети не обязаны были ежедневно посещать школу, тем не менее, они охотно приходили в неё и настолько заинтересовывались учёбой, что им приходилось напоминать-пора по домам. Замечаний за опозданий не делалось, и, тем не менее, дети не опаздывали. Какие бы то ни было наказания и взыскания отсутствовали.

В круг обучения Яснополянской школы входило: чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по приподоведению и географии, рисование, черчение и пение. Толстой пришёл к выводу, что сведения по географии, истории и природоведению нужно давать детям в виде художественных рассказов на уроках русского языка. Он умел заинтересовывать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. В этом плане интересным представляется такой приём, как написание детьми творческих сочинений-рассказов на заданную им тему.

Хотя Яснополянская школа просуществовала недолго и была единичным опытом, несмотря на существенные недостатки её организации (недооценка систематических знаний, отсутствие твёрдого учебного плана, расписания, программы, идеализация личности ребёнка), она имела большое значение как протест против формализма и подавления детей. Следует учесть, что достижения Яснополянской школы во многом объяснялись гениальностью и мастерством самого Толстого как педагога.

Толстой явился автором учебных книг для начальной народной школы: «Азбука» (1872), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). Эти книги многократно переиздавались и наряду с «Родным словом» К.Д. Ушинского были самыми распространёнными учебниками в народных школах России.

Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения являлись: художественность, выразительность, святость и простота языка, доступность материала для детского понимания. Почти весь материал брался из жизни, большей частью из жизни деревни. Частыми были рассказы-миниатюры на нравственные темы, занимающие 3-4 строчки, легко запоминающиеся и производящие сильное впечатление.

Критические выступления Лостого по вопросам народного образования привлекли внимание широких кругов передовой русской общественности, однако органы официальной власти отнеслись к его статьям открыто негативно и ничего не предприняли для реального улучшения школы, предназначенной для детей народа.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)

Он принадлежал к плеяде русских мыслителей Серебряного века русской культуры, удивительно щедрой на талантливых людей. Вентцель вполне мог стать инженером, юристом, музыкантом, известным философом, но он весь свой талант отдал педагогике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: