Развитие теории «свободного воспитания» в России во второй половине 19-начале 20 вв. (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель)
Лев Ноколаевич Толстой (1828-1910), великий русский писатель, философ, педагог-экспериментатор, создавший знаменитую школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Здесь он смело реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном (в духе Ж.Ж. Руссо) положении о том, что именно ребёнок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому недопустимо грубое вмешательство взрослых-педагогов и родителей-в его духовный мир. Дав острую критику современной кму школы, как российской, так и зарубежной, Толстой противопоставил ей свою систему воспитания, ценными чертами которой являются уважение к личности ребёнка, развитие активности и творчества детей.
Толстой требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией была его Яснополянская школа (1859-1862). В ней занятия строились в форме свободных бесед учителя с учеником, их твёрдого расписания не было. Дети не обязаны были ежедневно посещать школу, тем не менее, они охотно приходили в неё и настолько заинтересовывались учёбой, что им приходилось напоминать-пора по домам. Замечаний за опозданий не делалось, и, тем не менее, дети не опаздывали. Какие бы то ни было наказания и взыскания отсутствовали.
В круг обучения Яснополянской школы входило: чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по приподоведению и географии, рисование, черчение и пение. Толстой пришёл к выводу, что сведения по географии, истории и природоведению нужно давать детям в виде художественных рассказов на уроках русского языка. Он умел заинтересовывать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. В этом плане интересным представляется такой приём, как написание детьми творческих сочинений-рассказов на заданную им тему.
Хотя Яснополянская школа просуществовала недолго и была единичным опытом, несмотря на существенные недостатки её организации (недооценка систематических знаний, отсутствие твёрдого учебного плана, расписания, программы, идеализация личности ребёнка), она имела большое значение как протест против формализма и подавления детей. Следует учесть, что достижения Яснополянской школы во многом объяснялись гениальностью и мастерством самого Толстого как педагога.
Толстой явился автором учебных книг для начальной народной школы: «Азбука» (1872), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). Эти книги многократно переиздавались и наряду с «Родным словом» К.Д. Ушинского были самыми распространёнными учебниками в народных школах России.
Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения являлись: художественность, выразительность, святость и простота языка, доступность материала для детского понимания. Почти весь материал брался из жизни, большей частью из жизни деревни. Частыми были рассказы-миниатюры на нравственные темы, занимающие 3-4 строчки, легко запоминающиеся и производящие сильное впечатление.
Критические выступления Лостого по вопросам народного образования привлекли внимание широких кругов передовой русской общественности, однако органы официальной власти отнеслись к его статьям открыто негативно и ничего не предприняли для реального улучшения школы, предназначенной для детей народа.
Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)
Он принадлежал к плеяде русских мыслителей Серебряного века русской культуры, удивительно щедрой на талантливых людей. Вентцель вполне мог стать инженером, юристом, музыкантом, известным философом, но он весь свой талант отдал педагогике