Несмотря на серьезные требования к целостности процесса реабилитации, этот последний представляет собой совокупность относительно обособленных и структурированных элементов, которые могут быть отделены друг от друга в пространстве или во времени. Структура реабилитации является предметом дискуссии. Так, Л. П. Храпылина предлагает выделять
медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профессиональную реабилитацию.
По мнению А. И. Осадчих, инвалидность выступает как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора и включает в себя такие аспекты, как правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный.
Каждому из этих аспектов отвечает свое направление реабилитации.
Практически все источники признают, что начальным звеном системы общей реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом — уже в ходе реализации медицинских услуг потерявшего здоровье индивида должен предусматриваться наиболее полный учет возможностей дальнейшей реабилитации: минимально травмирующая операция, удобные для протезирования результаты ампутаций и т. д. Возможно, что этот процесс должны начинать уже специалисты по социальной работе лечебных учреждений после того, как больной выведен из острого состояния. Предполагается, что медицина приложит все возможные усилия для ликвидации патологии и сглаживания ее последствий. Однако состояние индивида, завершившего лечение, представляет собой достаточно динамичную картину, которая может изменяться как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения объективных показателей и субъективного самочувствия. Медицинская реабилитация — система комплексных мероприятий, включающих себя воздействие как на пораженный орган, так и на весь организм инвалида. Крупным разделом медицинской реабилитации является восстановительная и реконструктивная хирургия, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы; восстановление утраченных органов может осуществляться при помощи протезирования.
Можно констатировать, что медицинская реабилитация инвалида в большинстве случаев должна осуществляться пожизненно, так как для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.
Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больного представлений о бесполезности реабилитации. Кроме того, психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной, деятельной личностной позиции.
Педагогическая реабилитация включает в себя, в первую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное специальное образование.
Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая - выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
В отношении взрослых инвалидов педагогическая реабилитация должна включать подготовку или переподготовку к новой профессии, основанной на доступных для них видах продуктивной деятельности.
Необходимость социально-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, простых, интимных потребностях. Поэтому должны проводиться два параллельных процесса: организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий, с одной стороны, и обучение инвалида пользованию этими приспособлениями - с другой стороны.
Это включает в себя обеспечение достаточно широких дверных проемов, лишенных порогов или ступенек, через которые может проходить кресло-коляска инвалида, просторных коридоров, снабжение квартиры настенными поручнями и перилами, оборудование квартиры световыми сигналами для глухих и слабослышащих. Мебель должна быть таких размеров и смонтирована на такой высоте, чтобы инвалид без посторонней помощи мог воспользоваться шкафами, полками, приблизиться к столу на крёсле-коляске.
Достаточно специфично оборудование туалетов и санузлов, которое позволило бы инвалиду обрести относительную самостоятельность в выполнении тех функций, в которых сложнее всего получить постороннюю помощь. Имеется также множество мелких действий типа чистки зубов, застегивания пуговиц, бритья и т д., которые кажутся рутинными и стереотипными, однако затруднения в выполнении которых угнетающе действуют на самочувствие инвалида. Достаточно несложные и недорогие приспособления помогут в выполнении таких действий.
Инвалидам с интеллектуальными и психическими ограничениями, проживающим самостоятельно, должны создаваться условия, исключающие, в первую очередь, причинение ими вреда собственной личности или другим людям. Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать им порядок действий и способ их совершения (например, включение бытовых приборов, приготовление пищи, выключение и т. д.). Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной помощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.
За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться с множеством ограничений, вызванных, в первую очередь, инерционностью и слабой восприимчивостью градостроительной среды к специфическим нуждам инвалидов. Необходимо постепенное переоборудование населенных пунктов к условиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, а вновь строящиеся здания и комплексы должны включать элементы, позволяющие обеспечивать безбарьерный характер городского пространства.
Подобными требованиями предусматривается обустройство пешеходных дорожек, наземных и подземных переходов такими средствами, которые позволили бы индивиду с ограниченной подвижностью - «колясочнику» самостоятельно передвигаться. Входы в жилые дома и общественные здания должны быть снабжены пандусами, а лифты — иметь достаточное пространство для использования их инвалидом со специальными двигательными приспособлениями. Особые требования предъявляются к оборудованию среды для слабовидящих и слепых; в частности, перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, дорожными знаками, указывающими на частую возможность появления лиц, лишенных зрения.
Достаточно специфичны вопросы обеспечения транспорта для инвалидов. Лица с ограничениями в передвижении до сих пор имеют мало шансов воспользоваться обычными транспортными средствами – для них необходимы специальные автобусы или автомобили с подъемным устройством, специальные самолеты, поезда или суда с приспособлениями для подъема инвалида в коляске. В общественном транспорте должны быть информационные табло с надписями или «бегущей строкой» для глухих, пиктограмм для умственно отсталых лиц. Развитость этого направления социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями за рубежом обусловлена не только более длительными и глубокими традициями обеспечения инвалиду независимой жизни, но также и гораздо более значительными средствами, которые могут быть выделены на эти цели.
Исторически использование в реабилитации трудотерапии, прежде всего лиц с психологическими (или даже психическими) отклонениями, в качестве одного из направлений терапии занятиями (наряду с такими технологиями, как библиотерапия, игротерапия, гарденотерапия и т. д.).
Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.
Социальная реабилитация в условиях стандартной производственной среды требует достаточно значительных усилий и расходов, так как по общему правилу проекты производственных мощностей и инфраструктура предприятий проектируется на основе требований, далеких от нужд инвалидов.
Имеет значение расстояние между отдельными зданиями на производстве, длительность пути от стоянки спецтранспорта, если он имеется, до места работы инвалида. Сенсорные ограничения требуют также специфического оформления пространства внутри предприятия.
Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании, вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть организованы таким образом, чтобы ими могли воспользоваться лица с различными видами патологий.
Разумеется, приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида ведет к росту затрат на обеспечение труда инвалидов. Сама же продукция, выпускаемая ими, редко бывает настолько выгодной, чтобы предприниматели по собственной инициативе стремились к развертыванию производственной деятельности инвалидов. Внутренняя этическая мотивация на создание возможностей социальной реабилитации на бескорыстной основе пока не является господствующей среди работодателей. Поэтому системой нормативно-экономических рычагов государство принуждает предпринимателей создавать рабочие места для инвалидов, наказывая за недостаточную активность в этой сфере. К сожалению, такие механизмы эффективно действуют только в эффективно работающей экономике. В условиях же, когда нет возможности загрузить работой здоровый и квалифицированный персонал, потенциал развития трудовой занятости инвалидов будет ограниченным.
Одним из перспективных направлений реабилитации является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.
Профориентация и профессиональное обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессе взросления (для детей-инвалидов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиями, которыми могут заниматься инвалиды. Чаще всего речь идет о массовых профессиях, требующих сравнительно скромной общеобразовательной и профессиональной подготовки. Такой подход оправдан, если речь идет о лицах с ограничениями по интеллекту или об умственно полноценных лицах, не имеющих возможности по условиям своей социализации получить качественное образование. Однако в ряде случаев инвалиды могут иметь высокий уровень образования, а современные виды занятости более предъявляют требования не к физической силе или ловкости инвалида, а к его интеллектуальной содержательности. Поэтому развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости инвалидов - с использованием возможностей высококвалифицированного надомного труда, удаленного доступа и т. д.
Еще одним ресурсом расширения возможностей социально-трудовой реабилитации инвалидов является сфера творческих занятий. Несмотря на двигательные или даже интеллектуальные ограничения, творческий реабилитационный потенциал как юных, так и взрослых инвалидов может быть довольно значительным (не говоря уже о лицах с психическими проблемами, которые иногда несут в себе настоящую талантливость). Создание возможностей для реализации в этой области представляет собой дополнительный канал реабилитационной деятельности для инвалидов.
Образовательная реабилитация инвалидов — сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования, при необходимости — различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной переподготовки для получения новой профессии. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, однако социальный смысл этого явления шире. В современных условиях доступ к современному и качественному образованию является одним из важнейших социальных ресурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, развитие и полноценное существование индивидов. По данным Козлова А..А., по уровню образования различия между инвалидами и неинвалидами очень контрастны. В возрасте от 20 до 40 лет доля лиц без образования – более чем в 200 раз, а доля лиц с начальным и неполным средним образованием среди инвалидов в 2 раза выше, чем среди неинвалидов. Неграмотные, как показывают материалы переписи, почти сплошь состоят из инвалидов.
Блокада этого доступа для лиц с ограниченными возможностями практически перекрывает для них потенциал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высокого социального статуса. В то же время наличие образования высокого уровня и востребованной обществом направленности в некоторой мере гарантирует индивида при наступлении инвалидности от необходимости заниматься низкоквалифицированным трудом, от сведения всей их личности к статусу работника стереотипного примитивного труда. Поэтому образовательная реабилитация является в значительной мере путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций.
Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.
Относительная самостоятельность эмоционально-творческой сферы психики, отсутствие жестко детерминированных связей ее с физическим или интеллектуальным статусом индивида приводит к тому, что стимуляция развития этой стороны личности и деятельности человека с ограниченными возможностями позволяет иногда «обходными путями» интенсифицировать также реабилитацию умственных или физических возможностей лица с функциональными ограничениями. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.
В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.
Социокоммуникативная реабилитация или просто «коммуникативная реабилитация» нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инвалида навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки инвалид должен сформировать новый образ «Я» и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми.
Восстанавливается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если индивид в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Нередко для этого требуется помощь специалистов или снабжение инвалида специальным оборудованием для обеспечения коммуникации. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков.
Службы социальной защиты населения должны также прилагать определенные усилия для создания организационных условий и инфраструктуры коммуникации: например, открывать отделения дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайоне.
Подводя итог теоретико-методологическому анализу содержания и структуры процесса реабилитации лиц с ограниченными возможностями, следует сделать вывод о том, что процесс этот является целостным и комплексным; выпадение или пропуск того или иного направления или формы реабилитации не только ведут к ущемлению возможностей социального функционирования для индивида с ограниченными возможностями, но также и неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Это объясняется как целостностью человеческой личности, все стороны и проявления которой взаимосвязаны, так и целостностью социального бытия. Дифференциация процесса реабилитации по различным формам, выделение различных направлений является действием в известной мере условным, объясняемым требованиями и рамками отдельных организаций и учреждений.
Реабилитация - процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что структуры социальной помощи могут ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными возможностями, известный уровень социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих этапах его существования с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.
Вся деятельность по реабилитации лиц с ограниченными возможностями, будучи системной и комплексной, может осуществляться со всей совокупностью органов и учреждений социальной сферы прежде всего на региональном уровне, вне зависимости от их принадлежности к системе социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости, культуры и спорта и т. д. Межведомственная координация в этом направлении социальной деятельности является особенно необходимой; обеспечение этой координации входит в функции органов государственного управления на уровне территории.