Прекращение приема ПАВ.
Усиление личностной установки или формирование мотивации пациента на полное прекращение употребления ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Системность реабилитационных мероприятий.
Этапность реабилитационных мероприятий.
Позитивная направленность реабилитационных мероприятий.
Ответственность.
Включение в реабилитацию значимых других лиц.
Формирование реабилитационной среды и реорганизация микросоциальной (жизненной) среды.
Дифференцированный подход к реабилитации различных групп несовершеннолетних.
Социальная и личностная поддержка несовершеннолетних.
На выходе из процесса реабилитации у несовершеннолетних предполагается восстановление и возможное укрепление физического здоровья. Реабилитация должна завершаться овладением основными жизненными навыками, бытовыми умениями, способностью к регулярной учебе и труду.
Вопрос 39. Психодиагностика в психосоциальной работе.
Психосоциальный подход в практике социальной работы получил научное обоснование в трудах М.Ричмонд и Ф.Холлинз, большое влияние на него оказали психоаналитические идеи 3. Фрейда, а затем и Дж. Боулби.
В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.
В узком смысле психосоциальная работа — это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.
Измерительный инструмент всех психодиагностич методов – измерительная шкала. Это форма фиксации совокупных признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему.
Существует 4 вида шкал, 3 из них используется в психодиагностике.
· Шкала наименования. Задача: установить наличие/отсутствие конкретного признака у конкретного человека. С помощью этой шкалы происходит классификация человека на 2 группы: на А и НЕ А. Обычно эта шкала используется при первичных исследованиях.
· Шкала порядка. Задача: расчленение совокупности признаков на элементы, связанные с отношением «больше-меньше». Сущ-ет для выполнения задачи ранжирования по какому-либо признаку.
+ Процентельная шкала. Процентель – статистичекий показатель, который показывает, какой % людей человек обгоняет по какому признаку.
· Шкала интервалов. Метрическая шкала, элементы упорядочены не только по принципу выраженности признака, но и по размеру.
·Шкала отношений. Эта шкала отличается от шкалы интервалов только тем, что в ней строго определено положение нулевой точки(абсолютный ноль).
Методики делятся на две большие группы по степени регламентации: формализованные и малоформализованные методики.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.
К малоформализованным диагностическим методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
По характеру стимульного материала и в соответствии с ним основной активности испытуемого методики делятся на вербальные и невербальные.
·Стандартизированные тесты:
·Объективные тесты
·тесты интеллекта или способностей
·тесты достижения
·личностные тесты
·Субъективные тесты
·прямая самооценка
·косвенная самооценка
·Экспертная оценка:
·диалоговые методы
·игровые методы
Требования к построению и проверке методик: надежность, валидность, репрезентативность, стандартизация
Одно из таких требований – валидность.
Критерий валидности – это независимый от теста, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве.
Особой разновидностью валидности является достоверность. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый. Способность теста защищать информацию от этих мотивационных искажений и есть достоверность теста.
Еще требование к методикам, это надежность – она характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми - параллельное тестирование;
- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях - повторное тестирование.
Концепция Ананьева. В основе понятие индивидуальности личности.
Индивидуальность – 1) индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других
2)Индивид – единое и нераздельное. Следовательно, индивидуальность – это целостное психологическое образование, саморазвивающееся и психодинамическое (оптимальность, результативность)
3) Индивидуальность имеет уникальную структуру. Индивидуальность – структура личности. Индивидуальность – уникальный набор качеств, выстроенных в иерархическую структуру.
4) Индивидуальность отражает процесс становления независимости личности.
Подсистемы:
А) Личность (отвечает за социализацию)
Б) Субъект деятельности (деятель, отвечает за взаимодействие с окружающей средой)
В) Индивид (набор природных качеств. Это основа, которая определяет характер человека)
Индивид состоит из набора биологических качеств, характеризует способность человека эффективно действовать.
Области применения психодиагностики: психология, соц. работа, медицина, педагогика, психотерапия. Классификация методов психодиагностики: гигиена и развитие личности, система профилактики, терапия, система реабилитации.Класс-ия – психод.методы: тесты и эксп.оценки. Тесты включают объект.(спос-тей,IQ, достижений,личн.тесты) субъект. (прямая и косв.самооценка). Эксп.оценки = ГОЛ (групповая оценка личности), 1го эксперта(проективные методы, диалоговые методы).
Психодиагностика человека как субъекта деятельности.
Субъективные тесты – информацию даёт тестируемый. Они относятся к стандартизированным => дают надежные результаты.
Экспертная оценка отличается от стандартизир тестов тем, что не проходит процедуру стандартизации. Существует субъект шкала, кот формируется у человека, имеющ опыт в оценивании таких явлений. Опирается на внутренную субъективную шкалу.
· Диалоговые методики (например, классический экзамен) внутри лежит внутренняя субъективная шкала преподавателя => комиссия = 3 эксперта.
Экспертная оценка тоже имеет свои преимущества. Поэтому используется в психодиагностике.
Групповая оценка личности. 9 экспертов, 3 уровня соц иерархии. Экспертам дается список качеств личности, где указано, как сильно все эти качества представлены. Они дают свои оценки.
· Игровые методики – используются в психотерапии, в работе с детьми. В ходе игры специалист определяет качества ребенка, наблюдает за ним.
· Проективные методики – проективные тесты тоже не стандитизированные. Проективный метод (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. ассоциативные (например, тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрамма, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др.
·Психодиагностика личностных особенностей.
Диагноз – конечный результат, направленный на описание и выяснение психолог особенностей конкретного индивида.
4 уровня диагноза по Выгодскому.
·Симптоматический – констатация определенных особенностей личности.
·Этнологический – к описанию особенностей прикладывается информация, почему именно так.
·Типологический – опред место и значение полученных данных в целостном описании структуры индивидуальности чел-ка. Ставит психолог.
·Прогностический – оценка развития личности в ближ время.






