Структура системы социальной реабилитации инвалидов в Российской Федерации

Для проведения реабилитации инвалидов в России создается специальная система. В настоящее время она находится в стадии формирования и не имеет еще достаточно проработанной право-


вой базы и хорошо развитой инфраструктуры, однако ее органи­зационная схема уже оформляется. Она включает органы государ­ственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органы местного самоуправления, учреждения различного про­филя, осуществляющие деятельность в сфере реабилитации инва­лидов.

В системе социальной реабилитации инвалидов можно выде­лить три уровня управленческих и исполнительских компонен­тов, негосударственные структуры, а также вертикальные и гори­зонтальные связи между ними.

Деятельность по социальной реабилитации инвалидов органи­зуется на федеральном, региональном и местном уровнях со­ответствующими органами исполнительной власти и местного са­моуправления и осуществляется находящимися в их ведении уч­реждениями. Органы исполнительной власти и учреждения имеют разную ведомственную принадлежность и осуществляют функции в сфере социальной реабилитации инвалидов в соответствии с направлением своей основной деятельности.

К органам исполнительной власти и учреждениям, в компе­тенцию которых входит деятельность, способствующая включению инвалидов в социум, направленная на полноценную реализацию ими своих человеческих прав, на обеспечение возможности обре­сти независимое существование, могут быть отнесены органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здра­воохранения, культуры, физкультуры и спорта, архитектуры и градостроительства.

Каждый из них осуществляет социальную реабилитацию инва­лидов в своей сфере, своими методами и средствами, но все долж­ны использовать единую методологическую основу и преследо­вать единую цель — социальную интеграцию инвалидов. Сфера деятельности каждого из них в области социальной реабилитации инвалидов устанавливается с учетом структуры органов власти каждого уровня на основе их ведомственной принадлежности, а также с учетом разделения полномочий между федеральным, ре­гиональным и местным уровнем.

В целом федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления имеют сходные направления деятельности в сфере социальной реабилитации инвалидов, но осуществляемые органом каждого уровня в пределах его компетенции и полномо­чий. Это следующие направления:

- реализация единой государственной политики в сфере ре­
абилитации инвалидов (региональными и муниципальными орга­
нами — с учетом социально-экономических, географических и
климатических особенностей);

- разработка и принятие нормативных актов соответствующего
уровня по социальной реабилитации инвалидов;


- контроль за соблюдением законодательства в области соци­
альной реабилитации инвалидов;

- определение расходов на социальную реабилитацию инвали­
дов за счет средств соответствующего бюджета;

- включение мероприятий по социальной реабилитации инва­
лидов в целевые программы соответствующего уровня;

- применение единых научных и методических основ социаль­
ной реабилитации инвалидов, соблюдение преемственности на
всех уровнях и во всех направлениях реабилитации;

-создание учреждений соответствующего уровня, осуществля­ющих деятельность в сфере социальной реабилитации инвалидов, и руководство ими;

- организация обучения специалистов в области социальной
реабилитации инвалидов на базе единых требований.

Разделение полномочий между федеральными и региональны­ми органами исполнительной власти в рассматриваемой сфере определено Федеральным законом «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации», а между региональными и му­ниципальными органами — законами о социальной защите инва­лидов, принятыми в субъектах Российской Федерации.

В структуру системы социальной реабилитации инвалидов входят также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности. Правовой основой их дея­тельности служит совместное постановление Минтруда, Минздрава и Минобразования России «Об утверждении Примерного положе­ния о реабилитационном учреждении» (1996).

Среди реабилитационных учреждений выделяют следующие:

- государственные, которые учреждают федеральные органы
власти или органы власти субъекта Российской Федерации;

- муниципальные, которые учреждают органы местного само­
управления;

- негосударственные, которые учреждают общественные или
религиозные организации, физические или юридические лица.

На основе ведущего направления деятельности реабилитаци­онные учреждения могут быть классифицированы следующим об­разом:

- реабилитационно-экспертные;
-реабилитационно-образовательные;

- реабилитационно-социальные;

- реабилитационно-медицинские;
-реабилитационно-производственные.

Однако это разделение весьма условно, поскольку деятель­ность по социальной реабилитации инвалидов осуществляется в каждом из них, так как социально значимый эффект присут­ствует во всех реабилитационных мероприятиях. Кроме того, ре­абилитационные учреждения, осуществляющие свою деятельность





исключительно в каком-либо одном направлении, количествен­но существенно сократились, уступив место учреждениям, осу­ществляющим комплексную реабилитацию. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов все в большей степени вклю­чаются в деятельность реабилитационных учреждений любой на­правленности. В первую очередь это относится к мероприятиям социально-средового, социально-бытового, психологического, юридического, социокультурного, спортивно-оздоровительного характера.

К задачам реабилитационно-экспертного учреждения относятся определение реабилитационного потенциала инвалидов и состав­ление индивидуальных программ реабилитации.

К задачам реабилитационных учреждений другой направлен­ности относятся детализация индивидуальных программ реабили­тации инвалидов, составление индивидуальных планов реабили­тации по каждому направлению и их реализация.

Для решения поставленных задач оптимальная структура реабили­тационных учреждений может включать следующие подразделения:

отдел программирования процесса реабилитации, который изу­чает структуру потребностей, круг интересов, уровень притяза­ний инвалидов, оценивает возможности самостоятельной жизне­деятельности, с учетом полученных результатов разрабатывает со­держание и порядок проведения процесса реабилитации;

отдел социально-бытовой адаптации, который проводит ме­роприятия по восстановлению способностей инвалида к веде­нию хозяйства, независимой бытовой деятельности, самообслу­живанию, по подбору бытовых технических средств и обучению пользованию ими, разработке индивидуальных решений обо­рудования жилья, адаптационному обучению семьи. Для выпол­нения этих функций оборудуются кабинеты по обучению навы­кам приготовления и приема пищи, выполнения санитарно-гигиенических процедур, одевания, ухода за жильем, чтения, письма, домашних игр, создаются кабинеты для обучения поль­зованию бытовыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвиже­ния;

отдел социально-средовой ориентации, который предназначен для определения структуры наиболее развитых функций инвали­да, на основе которых осуществляется общественная, семейная и профессиональная деятельность. В процессе социально-средовой ориентации проводится обучение персональной сохранности, социальной коммуникативности, навыкам проведения культур­ного отдыха и досуга, привлечение к занятиям физкультурой, спортом, туризмом, стимулируется побуждение к здоровому об­разу жизни. Для осуществления этих функций оборудуются каби­неты по оценке проблем семьи и обучению навыкам семейной


жизни, по определению потребностей инвалидов в различных видах социальной помощи и взаимодействию с социальными служба­ми, по обучению пользованию специальными средствами комму­никации, оказанию логопедической, психологической помощи. Для проведения рекреационных мероприятий оборудуются поме­щения для отдыха и развлечений — аудио-, видео- и библиотека, музыкальный, танцевальный, спортивный залы, кабинеты для за­нятий кружков и секций, кафетерий;

отдел психологической реабилитации, который предназначен для определения структуры и степени нарушения психики инва­лида, особенностей личности, установки на реабилитацию, уров­ня социальной адаптации, для проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологического консуль­тирования. Для решения этих задач оборудуются кабинеты по пси­ходиагностике социально-психологических особенностей, ^со­циальных наклонностей, способностей к адаптации в микро- и макросоциальной среде, кабинеты для индивидуальных, семей­ных и групповых консультаций, занятий и тренингов;

отдел профессиональной реабилитации, который предназначен для реализации мер вовлечения инвалида в активную трудовую деятельность. К таким мерам относятся профессиональная ориен­тация по вопросам выбора профессии, ее соответствия возмож­ностям и наклонностям инвалида; формирование положительной трудовой установки; определение рекомендуемых видов и форм трудовой деятельности; профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве. С целью осуществления этих мер оборудуются кабинеты для освоения различных профессий, оценки профессио­нальной пригодности, определения оптимального уровня произ­водственных нагрузок, обучения навыкам предпринимательской деятельности, активного поведения на рынке труда и повышения конкурентоспособности;

отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для осуществления комплекса мер, направленных на восстанов­ление или компенсацию нарушенных психофизиологических функ­ций посредством восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, а также для меди­цинского контроля реабилитационных и спортивно-оздоровитель­ных мероприятий;

информационно-консультативное отделение, которое предназ­начено для консультирования инвалидов, членов их семей, об­щественных организаций по вопросам реабилитации, оказания правовой помощи, для информирования инвалидов в доступной форме об их правах и обязанностях, представления интересов ин­валидов в различных инстанциях. В отделении оборудуются каби­неты консультативно-правового просвещения, кабинет статисти­ки, ведутся статистическая отчетность, ее анализ;


организационно-методическое отделение, которое предназначе­но для методического обеспечения деятельности реабилитацион­ных учреждений различных типов, видов и уровней.

Кроме перечисленных, в состав реабилитационного учрежде­ния могут также входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению и ремонту технических средств реабилитации, куль-турно-досуговый и спортивно-оздоровительный комплексы. В за­висимости от ведущего направления деятельности реабилитаци­онного учреждения в нем могут преобладать те или иные струк­турные подразделения, предназначенные для различных аспектов реабилитации инвалидов.

Все реабилитационные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности и веду­щего направления деятельности являются объектами действия федеральных законов Российской Федерации. Учреждения действу­ют на основании уставов, реабилитационные отделения в составе различных учреждений действуют на основании положений об этих отделениях.

Тип и вид реабилитационного учреждения устанавливается при его аккредитации.

К числу учреждений, осуществляющих функции по социаль­ной реабилитации инвалидов, относятся следующие:

- федеральные научно-практические центры медико-социаль­
ной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- региональные центры медико-социальной экспертизы и ре­
абилитации инвалидов;

- центры реабилитации инвалидов;

- центры социального обслуживания;

- стационарные учреждения социального обслуживания;

- центры социально-психологической домощи населению;

- протезно-ортопедические предприятия;

- центры технических средств реабилитации инвалидов;

- специализированные реабилитационно-производственные
предприятия инвалидов;

-специализированные центры медицинской реабилитации;

- стационарные, амбулаторные и диспансерные лечебно-про­
филактические учреждения;

- санаторно-курортные учреждения;

- коррекционные и специализированные детские дошкольные
учреждения (отделения, группы);

- коррекционные и специализированные учреждения (отделе­
ния, группы) начального и среднего общего образования;

- коррекционные и специализированные учреждения (отделе­
ния, группы) начального профессионального, среднего специ­
ального и высшего образования;


- учреждения образования разного уровня, осуществляющие
интегрированное воспитание, образование и профессиональное
обучение инвалидов;

- центры профессиональной ориентации и реабилитации ин­
валидов при органах занятости населения;

- методические центры профориентации и трудоустройства
инвалидов;

- центры социальной помощи семье и детям;

- центры социальной реабилитации детей и подростков;

- учреждения социокультурной реабилитации инвалидов (биб­
лиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества,
центры культуры и искусства, центры народного творчества, му­
зеи, театры);

- физкультурно-оздоровительные учреждения (физкультурные
диспансеры, стадионы, спортивные школы, спортивно-оздоро­
вительные центры, туристические базы, физкультурные клубы).

В настоящее время в субъектах Российской Федерации появля­ются новые разнообразные типы учреждений социальной реаби­литации, отражающие приоритеты региональной политики в от­ношении инвалидов, а также экономические, географические, демографические, социологические и иные особенности региона. Реабилитационные учреждения должны располагаться в зданиях, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов с лю­быми ограничениями жизнедеятельности, располагающих основ­ными видами коммунального благоустройства.

Учреждения социальной реабилитации могут осуществлять свою деятельность в различных режимах. Наиболее распространенными являются амбулаторный, стационарный, режим дневного пребы­вания, временного пребывания, постоянного проживания, вы­ходного дня, диспансерного наблюдения.

В системе социальной реабилитации инвалидов имеются уч­реждения различной ведомственной принадлежности. Однако уч­реждения системы социальной защиты населения занимают сре­ди них особое место. Согласно Закону «О социальной защите ин­валидов в Российской Федерации» они осуществляют координацию реабилитационной деятельности, обеспечивают преемственность и оценивают эффективность проведенного комплекса реабилита­ционных мероприятий. Наряду с этим на учреждения социальной защиты населения возложено осуществление одного из важней­ших аспектов реабилитации — социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов.

В последние годы создание реабилитационных учреждений в субъектах Российской Федерации происходит весьма интенсивно. В настоящее время создано более 160 учреждений и отделений, осуществляющих мероприятия по социальной реабилитации ин­валидов.


Однако в связи с экономическими, социальными, политиче­скими сложностями последних лет развитие сети учреждений со­циальной реабилитации инвалидов происходит на территории нашей страны весьма неравномерно.

Наиболее развита сеть реабилитационных учреждений в субъек­тах Российской Федерации Центрального и Приволжского феде­ральных округов. В Центральном федеральном округе существенно выделяются Москва и Московская область, имеющие по 28 ре­абилитационных учреждений (отделений). Наряду с этим в Рязан­ской области учреждения реабилитации инвалидов в системе со­циальной защиты населения вообще отсутствуют. В Приволжском федеральном округе наилучшие показатели развития сети учреж­дений социальной реабилитации инвалидов отмечены в Нижего­родской и Пермской областях.

Северо-Западный, Южный и Сибирский федеральные округа характеризуются умеренно развитой сетью учреждений социаль­ной реабилитации инвалидов. Самые низкие цифры отмечаются в Дальневосточном федеральном округе. В ряде субъектов Россий­ской Федерации этого региона — Чукотском автономном округе, Еврейской и Амурской автономных областях — реабилитацион­ных учреждений для инвалидов нет совсем.

При создании учреждений социальной реабилитации инвали­дов в субъектах Российской Федерации соблюдаются общие прин­ципы и методологические подходы к деятельности по реабилита­ции инвалидов и в то же время учитываются региональные осо­бенности и потребности как социально-экономического, так и географического характера.

Так, в Московской области, которая характеризуется высокой плотностью и относительной равномерностью населения, отсут­ствием областного центра и наличием множества крупных горо­дов, развитой социальной инфраструктурой, есть возможность максимально приблизить учреждения социальной реабилитации к месту жительства инвалидов. Сеть таких учреждений строится соответственно: муниципальные центры реабилитации созданы во всех крупных городах и охватывают своей деятельностью прожи­вающих там инвалидов. Для проведения особо сложных высоко­технологичных реабилитационных мероприятий используются спе­циализированные реабилитационные учреждения федерального уровня, расположенные в Москве. Такая схема построения сети реабилитационных учреждений, вероятно, является оптимальной для Московской области, максимально учитывающей ее регио­нальные особенности.

В субъектах Федерации, расположенных в основном в Сибири и на Дальнем Востоке, имеющих большую площадь и малую плот­ность населения, неразвитость социальной инфраструктуры, нет возможности создать достаточное количество реабилитационных


учреждений, столь же оптимально приближенных к месту житель­ства инвалидов. В таких условиях, как правило, создается обширная сеть муниципальных центров социального обслуживания населе­ния с реабилитационными отделениями в их составе и 2 — 3 отно­сительно крупных зональных реабилитационных центра. При такой схеме размещения учреждения, оказывающие реабилитационные услуги инвалидам, располагаются в пределах досягаемости для ос­новной массы инвалидов, что в условиях сурового климата и пло­хих дорог является весьма важным. Типичный -пример — Оренбург­ская область, где в 25 районах на базе центров- социального обслу­живания созданы отделения социальной реабилитации инвалидов.

В субъектах Российской Федерации, расположенных в основ­ном в Центральном и Южном федеральных округах, особенно­стями которых являются малая площадь и высокая плотность на­селения, создание реабилитационных учреждений также имеет свои особенности. Как правило, в таких регионах формируется дсгста-точно крупный областной комплексный многопрофильный ре­абилитационный центр, максимально охватывающий своей дея­тельностью инвалидов региона. Работа с инвалидами на местах ведется обычно районным управлением социальной защиты на­селения, которое занимается консультативной и информативной деятельностью, а непосредственно реабилитационные мероприя­тия осуществляются в областном реабилитационном центре. По­добного рода система складывается в Республике Адыгея, Улья­новской, Тамбовской областях и др. Во многих регионах особо приоритетными являются центры с преобладанием профессио­нальной реабилитации инвалидов, так как это направление в ре­абилитации — одно из важнейших. Такие центры учреждены в Курганской, Воронежской, Новосибирской областях, Республи­ке Бурятия, Марий Эл и др.

В ряде субъектов федерации уже начинает складываться целост­ная региональная многоуровневая и многопрофильная система реабилитационных учреждений. Так, в Нижегородской области по­становлением губернатора утвержден перечень базовых учреждений реабилитации инвалидов, включающий 65 учреждений различной ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в этой сфере. Из них 35 учреждений относятся к системе здраво­охранения, 17 — к системе социальной защиты населения, 13 — к системе образования. Среди 65 базовых выделены 7 ведущих уч­реждений реабилитации инвалидов, которые реализуют наиболее сложные мероприятия индивидуальных реабилитационных про­грамм и осуществляют научно-методическую деятельность в сфе­ре реабилитации. Введены в действие 2 реабилитационных учреж­дения санаторного типа, осуществляющие преимущественно ме­роприятия медицинской и социальной направленности. Кроме того, в Нижегородской области функционируют специализиро-


ванный Центр реабилитации инвалидов военной службы и обла­стной Центр комплексной многопрофильной реабилитации инва­лидов, выполняющий функции головного организационно-мето­дического обеспечения деятельности всей сети реабилитационных учреждений области. Созданы межрайонные центры реабилита­ции инвалидов на основе соглашения районных администраций, утвердивших Концепцию деятельности центров, их организаци­онную структуру, функциональную модель. В муниципальных цент­рах социальной помощи населению открыты отделения реабили­тации инвалидов. Постановлением администрации утверждено также Положение о реабилитации инвалидов в стационарных уч­реждениях социальной защиты населения.

Таким образом, в Нижегородской области сформирована трех­уровневая и многопрофильная система комплексной реабилитации инвалидов, которая включает отделения реабилитации в район­ных центрах социального обслуживания и стационарных учрежде­ниях, центры реабилитации муниципального уровня в городах и районах, межрайонные и областные центры реабилитации.

Создание подобных систем реабилитации инвалидов во всех субъектах Российской Федерации позволит обеспечить реальные условия для полноценной независимой жизни инвалидов в стра­не и их равноправной интеграции в общество.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие органы и учреждения входят в систему реабилитации? Како­
вы их функции и задачи?

2. Какие типы учреждений осуществляют реабилитацию инвалидов?

3. Каково современное состояние развития системы реабилитации?

Литература

1. Примерное положение о реабилитационном учреждении // Поста­
новление от 23.12.96 // Русский инвалид. — 1998. — № 3.

2. Развитие социальной реабилитации в России. — М., 2000.

3. Ширанович М.П., Ткаченко В. С. Организационно-методические ос­
новы региональной службы реабилитации инвалидов: Методические ре­
комендации. — М., 1998.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: