Германия

Реформа немецкого социального права введена в действие с 1-го января 2005 г. Бундесрат в начале июля 2004 г. согласовал закон, предусматривающий объединение социальной помощи с помощью по безработице, так называемый Hartz-IV-Gesetz, завершающий проводимую правительством реформу рынка труда.

Принятие нового закона вызвало радикальные изменения всего социального законодательства Германии. С 01.01.2005 года отменены прежние редакции Закона о социальной помощи BSHG и Закона о базовом обеспечении GSiG. Но помощь нуждающимся не прекратился – BSHG и GSiG объединены и в переработанном виде образуют теперь новую, двенадцатую книгу Немецкого социального кодекса – Sozialgesetzbuch XII (SGB XII).

Новая книга кодекса – SGB XII носит общее название «Социальная помощь», а бывший Закон о базовом обеспечении - GSiG стала одной из ее глав. Эта вроде бы формальная акция имеет знаменательный характер: исходя из экономической целесообразности, правительству пришлось расстаться с идеей выделения из престижных соображений помощи пожилым и инвалидам в отдельный закон. Нуждающиеся немецкие пенсионеры и пожилые бывшие получатели социальной помощи получают пособие в рамках социальной помощи, хотя и под прежним названием «Базовое обеспечение пожилых и инвалидов» - именно так озаглавлена 4-ая глава SGB XII.

Условия назначения базового обеспечения остались без изменений. Право на базовое обеспечение по-прежнему имеют лица старше 65 лет, а также полностью и длительно нетрудоспособные инвалиды. А вот социальная помощь с января 2005 назначается только очень незначительному кругу нуждающихся. Все трудоспособные получатели социальной помощи от 15 до 65 лет переводятся на новое пособие – Базовое обеспечение для ищущих работу – Grundsicherung für Arbeitsuchende (SGB II), включающее в себя как помощь в поиске работы – Leistungen zur Eingliederung in Arbeit, так и гарантию получения средств существования – Leistungen zur Sicherung des Lebensunterhalts. Таким образом, получателями социальной помощи остались только нетрудоспособные инвалиды, имеющие перспективы реабилитации и потому не подпадающие под право на базовое обеспечение, а также дети получателей социальной помощи (дети и неспособные работать родственники в семьях долгосрочных безработных будут получать специальное пособие – Sozialgeld). Есть еще одна специфическая категория – это воспитанники детских домов и различного рода интернатов. Однако об этом контингенте получателей социальной помощи заботу осуществляет само государство.

Законодатель счел целесообразным включить статистически усредненные бытовые разовые затраты (приобретение одежды, ремонт квартиры, покупка и ремонт домашних приборов и т.д.) в сумму ежемесячно выплачиваемой помощи (Regelsatz). При этом, отменены как отдельно выплачиваемая разовая социальная помощь, так и 15%-ная надбавка базового обеспечения. Отдельно по заявлению могут предоставляться деньги на следующие нужды: ремонт и оборудование вновь заселяемой квартиры, приобретение мебели и бытовых приборов при первом заселении, первое приобретение одежды, в том числе при беременности и рождении ребенка, многодневные поездки школьников с классом.

Специальным предписанием установлены новые, увеличенные значения Regelsatz. Для главы хозяйства они составят 345 евро в западных землях и 331 евро в восточных. Вместо существующих четырех ступеней градации пособий членам семьи предусмотрено только две: до 14 лет – 60% суммы главы хозяйства или 207 евро в западных и 198,6 евро в восточных землях и после 14 лет – 80% или, соответственно, 276 и 264,8 евро. Характерно, что точно такие же суммы выплачиваются и безработным в рамках Arbeitslosengeld II. Это неудивительно – таков сегодня гарантируемый государством базовый прожиточный минимум (дополнительные потребности – особая статья) и вполне естественно, что он единый для всех жителей страны, независимо от того, ищут ли они работу, нетрудоспособны по здоровью или находятся на заслуженном отдыхе.

Другим важным нововведением SGB XII является включение в базовое обеспечение всех дополнительных потребностей (Mehrbedarf). В рамках базового обеспечения будут выплачиваться надбавки на лечебное питание беременным женщинам и родителям–одиночкам. Другие виды выплат: оплата медицинского обслуживания (если оно не покрывается страховкой), помощь по уходу, помощь в социальной интеграции инвалидов, помощь слепым и т.д. назначаются в рамках дополняющей базовое обеспечение социальной помощи.

Объединение помощи по безработице и социальной помощи обусловило радикальное преобразование всего немецкого социального права. Помощь государства пожилым и инвалидам претерпела при этом следующие основные изменения:

Право на социальную помощь остается впредь только за инвалидами, а все работоспособные нуждающиеся переводятся на пособие по безработице.

Разовые виды помощи включаются в ежемесячно выплачиваемые денежные суммы (Regelsatz). Предполагается, что получатели пособий должны заранее планировать разовые затраты и откладывать необходимые для этого средства из месячных выплат.

Особые потребности (Mehrbedarf) полностью вводятся в базовое обеспечение; для их получения не потребуется впредь оформление дополняющей социальной помощи.

Исключено из текста закона положение о выплате возрастной надбавки пожилым людям, не имеющим инвалидности.

Существенно ограничивается возможность дополнительного заработка; получателям пособий разрешено оставлять не более 30% от заработанных денег.

Реабилитация инвалидов является одной из важнейших политических задач Германии. Основными принципами этой политики являются: участие инвалидов в жизни общества; раннее начало реабилитационных мероприятий; индивидуальная направленность помощи; независимость оказываемого содействия от причины инвалидности. Факторы, способствующие интеграции инвалидов, следующие: учет и информированность всех заинтересованных лиц; приспособление условий жизни для инвалидов; личная заинтересованность инвалидов; финансовое содействие; управление (только при необходимости) процессом интеграции инвалидов.

Реформы в отношении инвалидов были обоснованы Резолюцией: «Интеграция инвалидов – срочная задача, стоящая перед политическими кругами и обществом», принятой Парламентом страны в мае 2000 года. Для реализации политики в отношении инвалидов были подготовлены и приняты три новых законодательных документа:

- «Акт о борьбе с безработицей среди лиц с тяжелой инвалидностью»;

- «Девятая книга Общественного кодекса – реабилитация и участие инвалидов»;

- «Акт о равных возможностях для инвалидов».

«Акт о борьбе с безработицей среди лиц с тяжелой инвалидностью»

Данный законодательный акт был утвержден 29 сентября 2000 г. Он обусловлен тем, что количество незанятых рабочих мест выросло с 271000 в октябре 1980 г. (в старых землях ФРГ) до 526000 на октябрь 1998 г. Количество безработных среди лиц с тяжелой инвалидностью возросло до 194000 человек.

Постоянная и длительная трудовая деятельность является для инвалидов одним из самых важных условий для их участия в жизни общества, и поэтому – ключевым вопросом к решению задачи равных возможностей. Кого принять и кого уволить, в конечном итоге, решает наниматель. Главное в новой политике правительства и общественности – это создание условий, которые делают работодателя заинтересованным в приеме на работу инвалидов. Эта заинтересованность возможна лишь в том случае, если система юридических, учебных и социальных мер эффективно помогает инвалидам быть трудоспособными.

Основная цель Акта – поставить в центр внимания способности и умения инвалидов для достижения карьеры путем создания благоприятной системы для нанимателей. Для этого нужно было решить следующие задачи:

- преобразование системы обязательного приема на работу инвалидов и выплаты компенсационного сбора. В Германии все предприятия, независимо от форм собственности, обязаны принимать на работу инвалидов в определенной пропорции к общему количеству рабочих мест. Если наниматель не выполняет эту обязанность, то он должен платить компенсационный сбор за каждое незанятое инвалидом рабочее место в размере 105, 180 или 260 евро, в зависимости от степени выполнения квоты. Эти деньги используются для содействия участию лиц с тяжелой инвалидностью в трудовой жизни и для дополнительной сопровождающей помощи на работе;

- реорганизация принципа выплат пособий для нанимателей при приеме на работу инвалидов;

- расширение прав инвалидов и их представителей;

- создание юридического права инвалидов на то, чтобы им оплачивалась стоимость необходимого содействия для трудовой деятельности;

- создание и расширение сети профессиональных услуг для инвалидов и финансовая поддержка их трудоустройства.

«Девятая книга Общественного кодекса – реабилитация и участие инвалидов»

Данный закон вступил в силу 1 июля 2001 г. Он содержит две части:

- часть 1-я включает в себя общие положения по пособиям, направленным на интеграцию инвалидов;

- часть 2-я включает в себя специальные пункты по содействию лицам с тяжелой инвалидностью в трудовой жизни.

Для чего должны быть использованы пособия на интеграцию инвалидов? На решение общих задач, в частности, на содействие независимости и равных возможностей участия в жизни общества и на недопустимость дискриминации инвалидов. Пособие на интеграцию инвалидов можно использовать:

- на профилактику инвалидности или снижение ее тяжести;

- на устранение ограничений при самообслуживании и при уходе за тяжелым инвалидом;

- на обеспечение участия инвалида в трудовой деятельности в соответствии с наклонностями и способностями;

- на мероприятия, способствующие развитию личности и облегчающие инвалиду независимую и полноценную жизнь в обществе.

При определении целей, на которые необходимо направить пособия на интеграцию, абсолютный приоритет имеет профилактика инвалидности. Следует предпринять все возможности, чтобы избежать инвалидности или снизить ее тяжесть. Приоритет интеграции перед выплатой пенсии означает, что представители этого фонда, прежде всего, должны обеспечить осуществление мероприятий, направленных на независимое и полноценное участие инвалида в жизни общества.

В прошлом финансирование мероприятий по реабилитации и интеграции инвалидов осуществлялись из семи разных источников. С принятием «Девятой книги Общественного кодекса» эти источники были объединены. Закон о реабилитации стал намного понятнее, что обеспечило качественно новый уровень сотрудничества.

Одним из основополагающих пунктов «Девятой книги» является следующий: социальные службы должны сами искать нуждающегося в помощи инвалида, а не наоборот. Важным разделом этого закона является помещение самого инвалида в центр внимания. Инвалиды и лица, которым угрожает инвалидность, получили возможность самим решать свои дела. А для достижения полноценного участия в жизни общества формируются специальные «пособия по интеграции», с помощью которых осуществляется медицинская и профессиональная реабилитация, общественная и социальная интеграция.

«Девятая книга» не только существенно улучшила финансовое положение инвалида и его семьи, но и пересмотрела возможность активного участия в этих процессах ассоциаций инвалидов, в том числе, женщин-инвалидов, которые имеют проблемы, характерные только для женщин.

Далее приводим выдержки из «Девятой книги». В качестве основных положений «Девятой книги» следует выделить следующие:

§1. Самоопределение и участие в жизни общества. Инвалиды и лица, которым угрожает инвалидность, обеспечиваются соответствующими услугами в соответствии с данным Кодексом и законодательством о реабилитации в целях содействия их самоопределению и равноправному участию в жизни общества, а также в целях устранения барьеров. При этом учитываются специфические потребности инвалидов, женщин и детей, находящихся под угрозой инвалидности.

§4. Условия обеспечения участия:

(1) Обеспечение участия предполагает оказание необходимых социальных услуг независимо от причин инвалидности:

1) в целях предотвращения, ликвидации, снижения степени инвалидности обеспечить условия для ее устранения или уменьшения ее последствий,

2) не допускать ограничений в связи с трудоустройством и необходимым патронажем,

3) гарантировать долгосрочное участие в системе трудовых отношений с учетом соответствующих склонностей и способностей,

4) в полной мере способствовать личностному развитию и участию в жизни общества, оказывая помощь в проявлении самостоятельности и самоопределении своей жизни...

(3) Мероприятия по обеспечению детей-инвалидов и детей, находящихся под угрозой инвалидности, должны планироваться и проводиться с учетом сохранения привычной среды обитания (социального окружения), при этом социальное обслуживание детей-инвалидов должно осуществляться совместно с детьми неинвалидами.

§5. Целевые группы. Обеспечение участия с учетом специфики:

1) медицинской реабилитации,

2) участия в трудовых отношениях,

3) досуговых и других поддерживающих мероприятий,

4) участия в жизни общества.

§30. Ранняя диагностика и содействие в развитии ребенка:

(1) Медицинские мероприятия по ранней диагностике и оказанию помощи детям-инвалидам и детям, находящимся под угрозой инвалидности, охватывают:

1) медицинское обслуживание, осуществляющееся на основе специализированных служб и учреждений. Обслуживание проводится с учетом комплексного подхода и лечебно-педагогических аспектов.

(2) Ранняя диагностика и содействие в раннем развитии детей-инвалидов и детей, находящихся под угрозой инвалидности, строится с учетом системы обслуживания, включающей неврачебное терапевтическое, психологическое, лечебно-педагогическое, психолого-социальное сопровождение и консультирование персонала воспитателей и междисциплинарных учреждений ранней диагностики (в случае необходимости раннего обнаружения наступившей или угрожающей инвалидности в целях наиболее ранней диагностики для последующего проведения мероприятий по устранению или уменьшению последствий инвалидности).

«Акт о равных возможностях для инвалидов»

Этот закон вступил в силу 1 мая 2002 года. Акт призван обеспечить инвалидам равные права во всех сферах жизни и осуществить их на повседневной практике.

Суть «Акта» – создание окружающей среды, свободной от барьеров. Инвалидам нужно дать возможность свободно пользоваться всеми сферами жизни, в том числе зданиями и транспортными средствами, без особых трудностей и без посторонней помощи. Создание среды, свободной от барьеров, подразумевает, помимо устранения архитектурных препятствий для лиц, пользующихся креслами-каталками и ходящих с трудом, также специальную разметку жилых помещений в контрастном стиле для лиц со слабым зрением. Кроме того, подразумевается развитие безбарьерного общения, такого как использование сурдопереводчиков и специальных электронных средств информации. Лица с ухудшенным слухом или речью имеют право во всех административных и федеральных органах власти общаться на языке жестов или с помощью других подходящих средств общения. Администрация этих учреждений должна оплачивать стоимость этих услуг.

С принятием указа, все слепые и лица с ухудшенным зрением получили возможность, при отстаивании своих прав в административных инстанциях, на получение документов в такой форме, которую они могут воспринимать. Это право распространяется на письменные объявления, контракты и бланки. Современные информационные технологии позволяют посылать эти документы в форме электронных сообщений. У слепых и лиц с плохим зрением должен быть доступ к Интернету, а компьютер должен иметь программу со шрифтом Брайля или с речевым выводом информации. При необходимости, информация может быть представлена также на дискете или CD-ROM, со шрифтом Брайля или крупным шрифтом.

Предприятия и ассоциация инвалидов, признанные Федеральным министерством здравоохранения и социального обеспечения, могут самостоятельно решать, как и за какой срок, концепция безбарьерной окружающей среды будет осуществлена на местах. Когда такие договоренности заключены, закон наполняется жизнью. Инвалиды могут выдвигать свои цели и идеи как партнер в переговорах с бизнесменами, независимо и под свою ответственность. Это для них – самое ясное доказательство того, что парадигма изменена с объекта на субъект. Федерация приступила к строительству новых общественных зданий, свободных от барьеров, благодаря созданию специального Фонда, в активах которого более миллиона евро. Помимо нового строительства, проводится реконструкция других, ранее построенных зданий и сооружений для устранения в них препятствий для инвалидов.

Особое значение придается постепенному осуществлению принципа безбарьерной окружающей среды в железнодорожном пассажирском транспорте и в воздушном транспорте. Организации общественного транспорта обязаны разработать новые транспортные средства и помещения, такие, чтобы инвалиды могли пользоваться ими самостоятельно и без особых затруднений. В местных планах по транспорту, после заслушивания комиссий по делам инвалидов, должно быть определено, как можно создать среду, максимально свободную от барьеров, например, на остановках и в автобусах. Администрации железных дорог обязаны разработать программы по проектированию вокзальных помещений и вагонов. Диспетчеры аэропортов и авиакомпании должны заботиться об интересах инвалидов.

«Акт о равных правах» предусматривает, что ассоциации инвалидов, признанные Федеральным министерством здравоохранения и социального обеспечения, могут возбуждать судебные дела, чтобы отстоять равноправие инвалидов. Эти судебные дела возбуждаются в тех случаях, когда отдельные лица не имеют возможности сами возбудить дело.

Новые законодательные акты по отношению к инвалидам Германии позволили лицам с тяжелой инвалидностью, не на словах, а на деле, организовать свою жизнь такой, которую они считают для себя необходимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: