Австралия

Основной закон, затрагивающий права инвалидов в Австралии, - Федеральный Закон «О дискриминации инвалидов» от 1992 года (далее – Закон). Законом запрещается дискриминация инвалидов в сфере занятости, образования, доступа к помещениям, услугам и телекоммуникациям, коммунального обслуживания и транспорта, членства в клубах и ассоциациях, спорта и т.п.

Законом дается широкое определение инвалидности, включающую не только полную или частичную потерю физических или психических функций человека; или дефект, уродство, или обезображивание части тела, но также и присутствие в теле организмов, способных к порождению болезни; расстройства или болезни, которые затрагивают мыслительные процессы человека, эмоции, суждения или приводят к нарушенному поведению.

Закон дополняют специальные инструкции в развитие положений данного акта, которые утверждаются Генерал-губернатором.

Правительство Австралии управляет большим количеством программ, проектов и инициатив, направленных на реализацию целей устранения дискриминации, интеграцию инвалидов в экономику и обычную социальную жизнь. В декабре 1994 года была принята десятилетняя Стратегия инвалидов Австралии, направленная на обеспечение доступа инвалидов ко всем программам и услугам. Стратегия была направлена на создание практической структуры для выполнения обязательств Австралии, оговоренных в Законе и Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН).

Согласно Стратегии каждый уполномоченный орган должен был регулярно сообщать о продвижении целей Стратегии, а Генеральная прокуратура должна была осуществить ревизию всех законов и условий на предмет наличия дискриминационных моментов. Дискриминационные положения должны были быть исправлены или удалены. К 1998 году все органы власти должны были внедрить принципы равных возможностей в индикаторы выполнения своих программ. Каждый орган должен был развить долгосрочные стратегии и обеспечить доступ инвалидов в соответствии со Стандартом доступности AS1428. Соответствующий орган должен был установить индикаторы обеспечения занятости инвалидов и предоставлять информацию относительно требований принципов равных возможностей в сфере трудоустройства в своих ежегодных сообщениях.

Законом предусмотрено наличие Стандартов инвалидности в сфере занятости, образования, приспособления к нуждам инвалидов услуг общественного транспорта и иных служб (например, транспортные Стандарты, Стандарты доступности).

Закон содержит секцию (часть) «Дискриминация в области труда», который затрагивает вопросы:

- дискриминации в сфере занятости,

- дискриминации против комиссионеров,

- дискриминации против рабочих контрактов,

- дискриминации в сроках или условиях для участия в товариществах,

- дискриминации органов, которые разрабатывают квалификационные требования для профессий или участия в зарегистрированной организации (членства в профсоюзе),

- дискриминации в службах по трудоустройству.

Антидискриминационные положения обязательны для всех предпринимателей, общественных и частных организаций.

Каждая секция содержит краткие примеры дискриминации, типа отрицания или ограничения доступа к обучению или выгодам, к возможностям поощрения (продвижения по службе), увольнения служащего, различения в сроках или условиях, на которых человек приглашен стать партнером в товариществе. Вся такая дискриминация "незаконна".

Принудительное осуществление закона осуществляется через процедуру жалоб. Человек, который расценивает себя как жертву дискриминации, подает жалобу, которая исследуется, делаются попытки примирения. Если это терпит неудачу, то истец может подать заявление Федеральному суду. Если Суд найдет факт дискриминация, то выносится решение, соответствующее этому особому случаю. Таким образом, применимость норм Закона определяется путем судебной интерпретацией особых случаев, то есть механизмами прецедентного права. В результате вносятся изменения и дополнения в соответствующие нормативные акты.

Отмеченные минусы – неполнота (нехватка) национальных Стандартов.

Отмеченные плюсы – Закон запрещает все формы дискриминации и через национальные стандарты гарантирует:

- Равный доступ к образованию;

- Равный доступ к занятости;

- Равный доступ к коммунальному обслуживанию;

- Равный доступ к членству в частных организациях;

- Безбарьерный доступ к транспорту;

- Безбарьерный доступ к телекоммуникации;

- Безбарьерный доступ к общественным зданиям и услугам;

- Юридические механизмы защиты прав.

Китай

Китайская Народная Республика имеет приблизительно 60 миллионов инвалидов, что составляет около пяти процентов всего населения. На июнь 2000 года сообщалось, что 75 процентов инвалидов трудоустроено, и что китайское правительство к 2005 году доведет этот показатель до 85 процентов. Это своего рода мировой рекорд в сфере занятости инвалидов.

Закон Китайской Народной Республики «О защите инвалидов» (далее – Закон) вступил в силу 15 мая 1991 года. Закон включают общие положения, реабилитацию (восстановление или компенсацию утраченных функций), образование, занятость, культурную жизнь, благосостояние, окружающую среду, ответственность по суду и дополнительные условия.

Инвалидность человека определена как «тот, кто страдает от отклонений, потери определенного органа или функции (в психологическом отношении, физиологически или в анатомической структуре), или потере полностью или частично способности действовать обычным нормальным способом». Инвалиды – лица с «зрительными, слуховыми, речевыми или физическими нарушениями; задержкой умственного развития; психическими заболеваниями; множественными нарушениями и/или другими нарушениями». Критерии для классификации инвалидности установлены Государственным Советом.

Закон сформулирован в соответствии с Конституцией с целью защиты законных прав и интересов инвалидов, и обеспечения их равного и полного участия в социальной жизни и их доли материального и культурного богатства общества.

Во реализацию Закона принят широкий диапазон государственных программ (доля участия частного сектора незначительна). Законом предусмотрено:

- Оценка природы и степени инвалидности и индивидуальных потребностей;

- Оценка и определение подходящей занятости;

- Учреждение предприятий социального обеспечения;

- Установление квот для специфических рабочих мест;

- Направление предпринимателю для трудоустройства инвалида;

- Оценка потребности и обеспечение необходимым оборудованием (инвалидные кресла и т.д.);

- Доступ к образованию;

- Обеспечение профессионального обучения;

- Техническое обеспечение и некоторая финансовая помощь для предприятий, использующих инвалидов в сельских районах;

- Приспособление рабочих мест;

- Оказание помощи инвалидам для ведения самостоятельной предпринимательской деятельности (маленькие предприятия и т.д.);

- Предоставление налоговых скидок для создания рабочих мест или самостоятельной предпринимательской деятельности;

- Льготное распределение жилья;

- Бесплатный проезд слепых;

- Планирование / удаление физических барьеров (дорожные, строительные, другие);

- Оздоровление (санатории).

Законодательный акцент равенства прав для инвалидов находит выражение в:

- Запрещение дискриминации;

- Обеспечение занятости;

- Обеспечение основных услуг, удовлетворяющих главные потребности;

- Социальное обеспечение инвалидов (военных, служащих и т.д.);

- Помощь в реабилитации.

Китайский Закон является одним из немногих, в котором содержатся положения об ответственности и обязанностях самих инвалидов:

- Инвалиды должны соблюдать законы, выполнять должные обязательства, соблюдать общественный порядок и уважать социальную этику.

- Инвалиды должны показывать оптимистический и инициативный дух, иметь ощущение чувства собственного достоинства, уверенности в себе и делать вклады в социалистическое строительство.

- Инвалиды под руководством профессионального персонала и при помощи специального штата, добровольцев и членов семейства, должны активно принять участие в программах обучения функциональному восстановлению, развитию способности ухода за собой и навыков работы.

Также в Законе предусмотрены поощрительные меры:

- Правительство и заинтересованные отделы должны поощрять тех инвалидов, которые достигли известных достижений в социалистическом строительстве и тех лиц, которые сделали замечательные вклады в охрану законных прав и интересов инвалидов, обеспечение обслуживания инвалидов.

- Третье воскресенье Мая каждого года считается Государственным праздником Помощи инвалидам.

Не забыто и само общество:

- Общество должно придерживаться социалистического гуманизма, понимать, уважать, заботиться, помогать инвалидам.

- Всекитайская федерация инвалидов (CDPF) и ее местные отделения должны представлять интересы инвалидов, защищать их законные права и интересы, объединять и обучать инвалидов, а также обеспечивать обслуживание инвалидов.

Таким образом, представление и защита прав инвалидов для китайских НПО (CDPF) является не его правом, а прямой обязанностью.

Национально-культурные моменты, получившие отражение в Законе:

Работа по реабилитации должна комбинировать современные методы восстановления с традиционными Китайскими методами. Акцент должен быть сделан на реабилитационных проектах, которые являются практическими, легкими для понимания и выгодными. Усилия должны также быть сделаны в исследованиях, применении новых технологий реабилитации, чтобы обеспечить более эффективное восстановление инвалидов.

Обязанности государства и его органов:

- Государство должно обеспечить инвалидов специальной помощью, принимая дополнительные методы и благосклонные меры, с целью облегчения или устранения дефектов, также удаления социальных и физических барьеров окружающей среды и обеспечения реализации их прав.

- Государственный совет и народные правительства областей, автономных округов и муниципалитетов непосредственно с Центральным Правительством должны принять организационные меры, чтобы координировать заинтересованные отделы по работе с инвалидами.

- Государство должно планово предотвращать инвалидность, предавать гласности и популяризировать знания хорошей предродовой и послеродовой заботы, принимать законы и инструкции, связанные с преодолением факторов инвалидизации типа наследственности, болезней, несчастных случаев, бедствий и загрязнений окружающей среды и принимать меры для предотвращения возникновения и ухудшения инвалидности, организуя и мобилизуя социальные силы.

- Государство и общество должны принять меры, чтобы помочь инвалидам восстановить нарушенные функции или давать компенсацию за потерянные функции, таким образом увеличивая их способность участия в социальной жизни.

- Народное правительство различных уровней должно делать образование инвалидов компонентом государственной программы образования, планировать и усиливать лидерство в этом отношении.

- Государство, общество, школы и семьи должны обеспечить обязательное образование детей-инвалидов и молодых инвалидов.

Адтидискриминационные положения Китайского законодательства следующие:

- Инвалиды должны пользоваться на равном основании с другими гражданами правами в политических, экономических, культурных и социальных областях, в семейной жизни и других аспектах. Права граждан и личное достоинство инвалидов должны быть защищены согласно закону. Дискриминация и оскорбление инвалидов запрещается.

- Никакая дискриминация не должна быть в отношении инвалидов при вербовке, занятости, предоставлении постоянного статуса служащего, продвижении по службе, оплате, в трудовом страховании или в других аспектах.

За нарушение прав человека или других законных прав инвалидов, пользуясь их неравным положением, дается более тяжелое наказание, чем это предусмотрено в соответствии с положениями уголовного законодательства.

Насилие или публичное оскорбление инвалидов, если обстоятельства серьезны, квалифицируется как уголовное деяние в соответствии с условиями Статьи 145 из Уголовного Закона, а, если обстоятельства менее серьезны, то виновные подвергаются наказанию в соответствии с условиями Статьи 22 Инструкций об Административных Штрафах.

За плохое обращение с инвалидами виновные будет наказаны в соответствии с условиями Статьи 22 Инструкций об Административных Штрафах; а, если обстоятельства скандальны, он/она несут уголовную ответственность в соответствии с условиями Статьи 182 Уголовного Закона.

За отказ исполнять свои юридически вмененные обязанности перед инвалидами, если обстоятельства скандальны, или если он/она отказываются от недееспособного инвалида, эти деяния квалифицируются как уголовные в соответствии с условиями Статьи 183 Уголовного Закона.

За изнасилование инвалида, недееспособного из-за умственного недостатка или психически больного виновные подвергаются уголовному наказанию в соответствии с условиями Статьи 139 Уголовного Закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: