Страны Азии и Тихоокеанского региона

В Азиатско-Тихоокеанском регионе осуществляет свою деятельность Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО или ESCAP по начальным английским буквам).

ЭСКАТО 22 мая 2002 года приняла резолюцию 58/4 о построении открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI веке, в которой она провозгласила продление Азиатско-Тихоокеанского десятилетия инвалидов 1993-2002 годов еще на одно десятилетие - 2003-2012 годы. Правительства в октябре 2002 года приняли Бивакоскую основу для действий на пороге тысячелетия в интересах построения открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая стала региональным программным ориентиром на новое Десятилетие. По состоянию на май 2004 года, 46 членов и ассоциированных членов ЭСКАТО подписали Прокламацию о всестороннем участии и полном равенстве людей с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Заявлено, что в ходе нового Десятилетия (2003-2012 годы) необходимо перейти от подхода на основе благотворительности к подходу на основе прав человека в отношении защиты гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав инвалидов.

ESCAP на своем заседании 13-15 сентября 2004 года (Бангкок) принял документ «Расширение прав и возможностей инвалидов», в котором приведен анализ ситуации с положением инвалидов в 37 странах Азии и Тихоокеанского региона. Содержатся рекомендации для правительств. Общая ситуация в сфере инвалидности в данном регионе отражена в документе следующим образом:

- из 37 стран, ответивших на вопросник, 25 стран осуществляют профилактические стратегии в рамках общих программ здравоохранения, и, среди прочего, комплексные программы предупреждения инвалидности осуществляются в Бангладеш, Индии и Китае. В Китае национальные стратегии предупреждения инвалидности ориентированы на городские и сельские общины и мигрантов;

- из 37 стран в 29 предоставляются реабилитационные услуги, а в 22 странах применяются реабилитационные подходы на основе общин. Примечательный пример подает Бангладеш, где три государственных департамента вместе с более чем 100 НПО и некоторыми организациями инвалидов оказывают реабилитационные услуги людям с инвалидностью в их общинах. Взвешенные программные решения позволяют оказывать множество реабилитационных услуг на основе общин в Индии, Индонезии, Китае, Малайзии и на Филиппинах, причем масштабы таких услуг расширяются быстрыми темпами во Вьетнаме, на Соломоновых Островах, в Таиланде и Шри-Ланке.

- образование предоставляется в основном в специальных школах, однако все больше появляется школ, принимающих детей с инвалидностью. Всего 27 правительств сообщили о том, что дети и молодежь с инвалидностью имеют доступ к обычным школам;

- 24 правительства приняли или находятся в процессе принятия законодательства и норм по доступной среде и транспорту;

- доступность среды обитания, включая системы общественного транспорта, по прежнему является серьезной проблемой для людей с инвалидностью. Причем эта проблема будет обостряться по мере того, как в регионе будет увеличиваться число престарелых людей с инвалидностью. Применение нового общего комплексного подхода, или «универсальных конструкций», было бы полезным для всех людей в обществе, включая престарелых, беременных женщин и маленьких детей, причем уже доказаны экономические преимущества такого подхода, однако при этом принимается слишком мало существенных инициатив на политическом уровне. Для улучшения этого положения на политическом уровне установлены три цели:

1) правительствам следует разрабатывать и внедрять нормы доступности в процессе планирования строительства общественных конструкций, инфраструктуры и транспорта, в том числе в сельских/сельскохозяйственных условиях;

2) необходимо обеспечить в практические сроки доступность существующих систем общественного транспорта, а также всех новых и реконструированных систем общественного транспорта;

3) всем международным и региональным учреждениям, финансирующим развитие инфраструктуры, следует включать универсальные и доступные конструкторские концепции в свои критерии для предоставления займов/субсидий.

- 28 правительств, предоставляющих услуги профессиональной подготовки, пять находятся на ранних этапах развертывания таких услуг. Девять стран планируют начать предоставление комплексных услуг профессиональной подготовки. Внедряются многие стратегии по расширению возможностей занятости для инвалидов. Всего 12 стран ввели в систему квот в области занятости, включающую стимулы и штрафы для ее соблюдения. В Японии, согласно данным 2003 года, в государственном секторе существует квота в 2,1 процента, а из всех компаний частного сектора менее половины (45 процентов) соблюдают более низкую квоту в 1,8 процента. К другим стимулирующим стратегиям в области занятости относится деятельность агентств по поиску работы, центров по трудоустройству и поддержке, предоставление субсидий по заработной плате, профессиональная подготовка, наем на работу с испытательным сроком и промышленное профилирование;

- в ряде стран осуществляются стратегии по содействию самостоятельной занятости и получению доходов путем предоставления небольших субсидий, микрокредитов и ссуд. Эти и другие страны сообщили о том, что они уделяют особое внимание занятости инвалидов в сельских районах. Правительство Японии начало оказывать поддержку найму людей с инвалидностью в частном секторе;

- что касается доступа к коммуникации, в таких странах, как Китай и Таиланд, люди, обладающие слухом, широко пользуются языком Брайля и языком жестов. Составлены национальные словари языка знаков, и в 1999 году язык жестов был объявлен национальным языком глухих людей в Таиланде;

- доступ к коммуникационной технологии и компьютерная грамотность в регионе весьма ограничен и недоступен большинству инвалидов. Что касается доступной информации и услуг, связанных с информационно-коммуникационной технологией (ИКТ), еще многое предстоит сделать. Во многих случаях, если даже было принято законодательство по ИКТ, не обеспечивается его применение;

- за последние 10 лет удалось добиться значительного прогресса в развитии ИКТ в некоторых странах региона, что создает широкие возможности для людей с инвалидностью, в том что касается сетевого взаимодействия, солидарности, занятости и независимого стиля жизни. Прогресс в области ИКТ также расширяет различия между привилегированными инвалидами и непривилегированными, а также между инвалидами и людьми, не имеющими инвалидности. Недоступная ИКТ и инфраструктура Интернета, а также плохое знание английского языка являются характерными чертами эпохи цифрового разрыва. Эти проблемы имеют особую остроту в сельских районах. Мультимедийное окружение и широкое использование электронной информации в графическом формате создают новые барьеры для людей с недостатками зрения;

-все более широко признается наличие связей между нищетой и инвалидностью и неудовлетворенность потребностей большинства инвалидов, проживающих в сельских районах. Необходимо развивать потенциал людей с инвалидностью, чтобы они могли вносить свой вклад в решение конкретных проблем на уровне общин. Правительствам следует обеспечивать для социально уязвимых людей с инвалидностью доступ к здравоохранению, образованию, профессиональному обучению и занятости и обеспечивать их включение в программы развития общин. Неотложного внимания требуют низкие показатели доступа к надлежащему образованию среди детей с инвалидностью и высокие коэффициенты безработицы среди молодежи и взрослых с инвалидностью в сельских районах;

- согласно данным обследования ЭСКАТО, проведенного в сентябре 2003 года, более половины из 16 опрошенных стран собирают определенную информацию по инвалидам в ходе переписей населения. В целом 13 стран сообщили о том, что они собирают определенную информацию либо в ходе переписей, специально ориентированных на вопросы здравоохранения/инвалидности, либо в ходе обследований домашних хозяйств, включающих многие вопросы. Почти все опрошенные страны сообщили о наличии определенных административных регистров, используемых для различных целей. Однако применяемые определения не всегда идентичны в отношении различных источников данных в одних и тех же странах.

ИНДИЯ

Закон Индии (1995) «О правах инвалидов» основан на идеологии недискриминации инвалидов, предусматривает простой, недорогой и быстрый механизм для удовлетворения жалоб через институт Специальных уполномоченных по делам инвалидов.

Соответствующая система власти штата определяет рабочие места в каждом учреждении (общественном или частном), которые должны быть сохранены для инвалидов и рассматривает их периодически, по крайней мере каждые три года, учитывая развитие технологии. При этом квотируются не менее трех процентов рабочих мест, которые внутри этой квоты распределяются в процентном соотношении между слепыми или слабовидящими лицами, глухими, лицами с нарушениями моторики или церебральным параличом. Каждый предприниматель в округе обязан предоставлять в предписанной форме Правительству информацию относительно имеющихся вакансий, которые являются доступными или станут доступными в будущем для инвалидов. Свободное образование гарантируется каждому нетрудоспособному, пока он или она не достигает 18 летнего возраста.

Каждая система власти штата и местные власти обязаны создавать Правила, чтобы гарантировать занятость нетрудоспособных; и такие схемы могут предусматривать обучение и меры по улучшению благосостояния, повышению здоровья и безопасности инвалидов. Власти должны также определить уполномоченные органы, ответственных за соблюдение этих Правил.

Каждое учреждение, правительственное или неправительственное, включая корпорации, должно зарезервировать, по крайней мере, три процента своих рабочих мест для инвалидов. Точно также все образовательные учреждения должны резервировать не менее трех процентов мест для образования инвалидов.

Также Правительство оказывает инвалидам помощь в трудоустройстве через Специальные биржи труда или Специальные отделы иных служб занятости.

Обучение обеспечивается согласно Закону об образовании путем квотирования трех процентов мест для инвалидов. Также для сельских инвалидов предусмотрены Окружные восстановительные центры (DRCs), где инвалиды проходят реабилитацию. Профессиональное обучение инвалидов осуществляется в специализированных учреждениях так же, как и в обычных учебных учреждениях. Решением Правительства Индии созданы Профессионально-технические учебно-реабилитационные центры (VRCs), два из которых - исключительно для нетрудоспособных. Каждый год VRCs в состоянии реабилитировать приблизительно 7 000 нетрудоспособных лиц.

Кроме того, Индия имеет около 2000 государственных и частных Институтов производственного обучения (ITIs). Они осуществляют практическое обучение по разнообразным профессиям приблизительно для 332 700 стажеров. Три процента мест в этих институтах также квотированы для инвалидов.

Организовывая Координационные комитеты на центральных и государственных (штаты) уровнях, государство тем самым обеспечивает наличие механизмов для реализации законодательства в отношении инвалидов. Членами Комитетов являются профильные Министры, высокопоставленные чиновники и выдающиеся лица, включая представителей инвалидов и других неправительственных организаций. Комитеты обсуждают проблемы в сфере инвалидности, рассматривают существующее законодательство и идентифицируют условия и средства обслуживания, которые являются дискриминационными для инвалидов. Закон рассматривает инвалидность в русле гражданских прав, а не просто как проблему благосостояния и здоровья. Отказ приспосабливать здания и транспортные средства в целях обеспечения доступности для инвалидов считается нарушением их гражданских прав и дискриминацией.

Главный специальный уполномоченный по инвалидам и Специальные уполномоченные в каждом штате Индии приводят в исполнение положения закона для инвалидов, имея при этом полномочия для прямого обращения в суд от имени инвалидов. Эта процедура позволяет человеку реализовывать свои права путем простой подачи заявления Специальному уполномоченному.

Специальные уполномоченные имеют такие же полномочия как к Секретари Правительства, имеют право на самостоятельное разбирательство и осуществление действий, необходимых для охраны прав инвалидов. Они также контролируют использование фондов, выделенных Правительством. Любое ущемление прав инвалида или нарушение закона, правил и инструкций расследуется Специальным уполномоченным. Это, таким образом, своего рода силы быстрого реагирования для принудительного осуществления прав инвалидов. Данная помощь для инвалидов бесплатна. Меры наказания виновных в дискриминации – лишение свободы до двух лет или штраф до 20 000 рупий Индии, или обе меры одновременно.

В транспортном обслуживании учитываются особенности транспортировки инвалидов, им предоставляются льготы за проезд. В случае железных дорог, инвалиды получают скидки до 75 процентов для проезда в первом и втором классе поезда. То же самое распространяется и на сопровождающего слепого человека, лица с опорными нарушениями и умственно отсталого лица. Авиалинии предоставляют им 50-процентные скидки. Министерство железных дорог не рассматривает инвалидные кресла в качестве неоплачиваемого багажа.

Законом предусмотрены вопросы доступности окружающей среды – это требования по обеспечению доступа к транспорту (приспособлению купе, автобусов, судов, самолетов, включая уборные) и зданиям. Должны также быть звуковые сигналы на пешеходных дорожках (возле светофоров), приспособленные бордюры и тротуары, специальные символы и сигналы в лифтах и т.п.

В подтверждении права на жилище Закон заявляет, что соответствующие Правительства и местные власти должны создать правила для распределения земли инвалидам по обесцененным нормам, предназначенные для строительства жилья, специальных центров отдыха и т.д. Банки предлагают ссуды инвалидам по более низким размерам процентов, помогая им таким образом приобрести жилье и начать бизнес.

Итак, Индийское законодательство имеет дополнительные («региональные») законы, нормы которых имеют отношение к предпринимателям и ко всем инвалидам. Большинство положений регулируют общественные программы с наличием льгот для инвалидов. В особенности Закон от 1995 года предусматривает:

- Профилактическое здравоохранение;

- Общественное благосостояние и социальное обеспечение для инвалидов;

- Доступ к образованию – квотирование в пределах трех процентов мест для детей-инвалидов;

- Образование, бесплатное до возраста 18 лет, и специальные образовательные учреждения;

- Квота в пределах трех процентов рабочих мест в целях трудоустройства и сохранения занятости инвалидов;

- Недискриминация в сфере трудовых отношений;

- Доступ к публично финансируемому отдыху и другим публично финансируемым программам;

- Налоговые и другие финансовые стимулы для фирм;

- Доступ к транспортировке и безопасность инвалидов в общественных местах;

- Юридически принудительное осуществление закона и необходимые для этого средства.

Также закон поощряет федеральные и государственные правительства сотрудничать с неправительственными и частными организациями, чтобы предотвратить инвалидность и обеспечить основные (элементарные) условия жизни для инвалидов, необходимых для их интеграции в общество. Это достигается через общественные и частные программы, охватывающие гамму от бесплатного образования детей-инвалидов до финансовых стимулов для фирм, создающих рабочие места для инвалидов.

В целом Закон:

- Предусматривает широкий диапазон финансируемых программ;

- Предусматривает межведомственную координацию;

- Предусматривает позитивные действия правительства.

Отдельно стоит упомянуть полномочия Специального уполномоченного по инвалидности, который осуществляет «квазисудебные» действия:

- исследование утверждений о нарушениях;

- контроль использования общественного фондов программ для инвалидов;

- предъявление иска нарушителю в суде;

- наложение некоторых штрафов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: