Теория последователей и интерактивный анализ

Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория последователей. Она объясняет фено­мен лидера по аналогии с известной пословицей «свита делает короля» — через его последователей. Роль последователей признает­ся решающей в становлении неформальных лидеров, а также ру­ководителей в демократических организациях, где приобретаемый на выборах формальный статус руководителя прямо зависит от его популярности как неформального лидера.

Достоинством теории последователей является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между лидером и его по­следователями, группой. Анализ последователей во многом позво­ляет понять и предсказать поведение лидера, зачастую действую­щего вопреки своим должност-ным инструкциям, собственным при­вычкам, симпатиям и антипатиям. Особенно велико влияние группы на лидера в сплоченных организациях с близким уровнем квали­фикации и развитым инди-видуальным самосознанием ее членов. Через последователей проявляется воздействие на лидерство гос­подствующей культуры, и прежде всего ценностных ориентаций и ожиданий работников.

Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов и ожиданий последователей, как и его ситуационная интерпретация, мало что дает при объяснении ин­новаций, самостоятельности и активности лидера. Факты свиде­тельствуют, что лидеры могут увлекать группу на действия, кото­рые не соответствуют ее интересам и ожиданиям. Взаимодействие лидера и его последователей обоюдонаправленное. Общий результат такого взаимодействия, главным образом в случае неформаль­ного лидерства, не связанного с обладанием властью и материаль­ными ресурсами, зависит от конкретной ситуации.

Совокупность различных теорий лидерства позволяет увидеть разнообразные стороны этого феномена, однако еще не дает его целостной картины. Попытку решить эту задачу, осуществить ком­плексное исследование лидерства представляет собой его интер­активный анализ. Он учитывает че-тыре главных момента лидер­ства: черты лидера, задачи, которые он призван выполнять, его по­следователей, систему, механизм взаимодействия лидера и его последователей. И все же соз-дать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку са-мо это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и фун­кциям, оно зависит от типов культур, особенностей лидеров и их последователей, конкретных ситуаций и ряда других факторов.

Рассмотренные теории лидерства в той или иной степени объяс­няют, почему лишь определенные люди становятся лидерами. Од­нако они не пытаются ответить на вопросы, почему одни люди стремятся к лидерству, а другие нет и в какой мере можно управ­лять процессом формирования лидерства.




double arrow
Сейчас читают про: