Профилактика наркомании, потребительская модель

Второй главной моделью профилактики наркомании является популяризация потребительского подхода. Эта модель преимущественно изучалась в контексте предотвращения и снижения употребления алкоголя, хотя в последние годы она стала распространяться и на другие наркотические средства. Эта модель основана на статистическом изучении употребления алкоголя в различных культурах. Первой работой в этой области стало исследование французского математика Салли Лидермана в 50-х годах. Вид модели сильно изменился в течении последующего ряда лет под влиянием международных исследований.

Выделяют три основные положения этой модели. Первое заключается в том, что процент сильно пьющих людей от данного населения прямо зависит от среднего уровня потребления алкоголя в данном обществе. Поэтому число алкоголиков растет в обществе, где растет употребление алкоголя. В связи с этой зависимостью можно предсказать, что снижение потребления алкоголя в данной культуре будет сопровождаться снижением числа хронически больных алкоголиков.

Второе положение заключается в том, что увеличение сильного потребления алкоголя повышает вероятность возникновения связанных с ним негативных последствий в духовной, физической и социальной сферах. Следовательно, как только среднее потребление алкоголя в обществе возрастает, возрастает количество алкоголиков, и, соответственно, можно ожидать рост таких неблагоприятных последствий.

Суть третьего утверждения в том, что общество должно пытаться уменьшить негативные последствия употребления алкоголя ограничением его доступности. Утверждается, что ограничение доступности алкоголя, особенно путем поднятия стоимости спиртных напитков, снизит потребление алкоголя, и, соответственно, связанные с ним последствия. Другие пути - сокращение рабочего дня баров и забегаловок с алкогольными напитками, контроль над розничной продажей алкоголя, поднятие возрастного ценза для приобретающих спиртные напитки.

Хотя эта модель подробно рассматривает пути предотвращения, она также подвергается критике. Существует мнение, согласно которому эта модель целиком описательная и не раскрывает глубинных причин - почему люди пьют или как среда, в которой существует человек, влияет на его отношение к спиртному. Проблема была рассмотрена более подробно, и было замечено, что модель должна быть усовершенствована путем введения таких социокультурных переменных, как окружающая среда. Также существует критика того, что "нормальные" пьющие в социальной группе могут по другому реагировать на усилия, направленные на снижение доступности алкоголя, чем хронические алкоголики. Критика опять основана на том, что социокультурные и психологические переменные не включены в потребительскую модель. К примеру, различия между умеренно пьющими и алкоголиками могут стать решающими в попытках предсказать поведение. Так, реакция алкоголиков на повышение цен на алкоголь и другие меры, направленные на снижение употребление алкоголя, менее предсказуема. В связи с этим, могут быть ситуации, в которых подобные меры окажутся безрезультатными. Если, к примеру, цена на алкоголь вырастет очень сильно, то результат этого тут же проявится в росте домашнего производства и разлива спиртных напитков и загадочном имидже, окружающем употребление алкоголя. Как видно из выше сказанного, задача снижения среднего уровня употреблениям алкоголя очень сложна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: