Социокультурная модель профилактики наркомании

Социокультурный аспект понимания злоупотребления заключается в том, что социальные нормы прямо влияют на употребление или злоупотребление психоактивными веществами. Эта модель в основном использовалась в усилиях, направленных на предотвращение употребления алкоголя. В этом случае модель состоит из трех основных компонентов:
- подчеркивание культурных нормативов
- необходимость включить принятие алкоголя в социально значимую деятельность
- фокусирование внимания на развитии культуры употребления алкоголя

Основные усилия этой модели противодействия наркомании направлены на изменение отношения к принятию алкоголя в рамках культуры. Один из самых значительных защитников социокультурного подхода, Руперт Вилкинсон полагает, что на употребление алкоголя можно воздействовать мерами четко спланированной политики. Вилкинсон замечает, что существуют примеры употребления алкоголя, которые не связаны ни с какими проблемами, и что эти примеры могут быть использованы в качестве ориентиров для укоренения подобной культуры питья.Во время своей плодотворной работы в 1970 году, Вилкинсон определил пять предложений для изменения культуры употребления алкоголя. Первое предполагает создание в обществе низкого уровня эмоциональности, связанной с алкогольными напитками, и одновременное внесение ясности в противоречивые представления, касающиеся употребления алкоголя. Эмоциональность, окружающая алкоголь, согласно Вилкинсону, создает давление на человека, а также среду, в которой обсуждение и изменение культуры принятия спиртных напитков просто невозможны. Более продуманный и слаженный подход увеличит пользу путем разъяснения противоречий и обеспечит большую ясность относительно норм питья.

Второй основой социокультурной модели Вилкинсона является то, что должна быть проведена четкая грань между нормальным употреблением алкогольных напитков и пьянством. Задача заключается в том, чтобы четко определить, что является приемлемым употреблением спиртных напитков, а что - пьянством. К сожалению, прийти к такой ясности далеко непросто.

Третий принцип Вилкинсона: после того как достигнута определенность по поводу того, где начинается пьянство, на него нужно наложить строгий запрет. Четвертый, центральный принцип - это то, что употребление алкоголя должно быть интегрировано в социальный контекст в широком смысле этого слова. Иначе говоря, употребление алкоголя не должно быть смыслом жизни или отдельно взятой вечеринки, а вместо этого должно стать просто дополнением к другим видам деятельности.

В заключении, Вилкинсон делает вывод, что общество может позволить употреблять алкоголь только тогда, когда это сопровождается употреблением пищи. Он считает, что когда имеется закуска, употребление алкоголя перестает быть единственным смыслом деятельности. Более того, пища замедляет усвоение алкоголя и потенциально способствует уменьшению опьянения. Все вместе эти принципы создают представление о приемлемом и неприемлемом употреблении алкоголя и, таким образом, формируют желаемый образец ответственного поведения. Такой образец необходимо затем укоренить в обычной семейной жизни и другой социальной активности. Примечательно, что целью социокультурного подхода является не прекращение употребления алкоголя вообще, а изменение социальных норм, касающихся этого употребления. Таким образом, его стратегия не сосредоточена на запрещении, и многие полагают, что главной ошибкой этого подхода является то, что он поддерживает употребление алкоголя.

Основная критика этого подхода состоит в том, что он не может получить широкого применения. Во многих странах, например в США и Канаде, одновременно существуют различные виды культур и субкультур, поэтому обычаи и ценности, принятые в одной из них могут не подходить или отторгаться другой. Второе направление критики состоит в том, что социокультурный подход, делая акцент на умеренном употреблении, не принимает в расчет того, какое удовольствие доставляет некоторым чрезмерное употребление алкоголя. Третье сомнение заключается в том, что изменение отношения приведет к желаемым изменениям в поведении. В заключении, обращают внимание на то, что социокультурный подход не принимает в расчет физиологические проблемы, связанные с употреблением алкоголя (рак, болезни печени и желудка). Поэтому многие полагают, что введение социокультурной модели вызовет преобладание именно физиологических проблем, даже если социальные проблемы и будут устранены, просто благодаря широко распространенному употреблению алкоголя.

Вопреки этим сомнениям, социокультурная модель не теряет своего влияния в Соединенных Штатах. В настоящее время это едва ли не самая преобладающая стратегия. Она применяется и имеет большую сферу деятельности. Примерами ее служат рекламные и образовательные подходы к проблеме вождения в нетрезвом виде. Социокультурная модель применяется главным образом для решения проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем, но также является краеугольным камнем в предотвращении многих проблем, связанных с употреблением других наркотиков. Как было отмечено выше, примером последнего может служить кампания "Просто Скажи Нет", которая призывает всех, но в особенности молодых, отказаться от предложения попробовать наркотики. Другим примером рекламной кампании такого типа является Партнерство по Спасению Америки от Наркотиков. Эта кампания, сфокусированная на марихуане, кокаине и крэке, пытается снизить социальную приемлемость употребления наркотиков у молодежи и предупреждает тех, кто уже употребляет их или только собирается попробовать, об опасностях, связанными с употреблением. Главным образом эта кампания проводится на телевидении. Однако, к настоящему времени, их эффективность документально не подтверждена. Кроме того, эффективность этой кампании может быть снижена за счет того, что она направлена на молодежь среднего и верхнего социальных классов, которые меньше подвергнуты этой опасности. Единственным основным отличием в применении социокультурной модели к злоупотреблению наркотиками, по сравнению со злоупотреблением алкоголем, является то, что в первом случае делается попытка сделать нормой отсутствие употребления вообще, а во втором - сформировать разумные нормы употребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: