Сила позитивного прайминга

Большую часть времени мы просто движемся на автопилоте, и наши

мысли и действия, а также их качество в гораздо большей степени, чем

кажется, зависят от внешних воздействий.

Мальколь м Г л эдве л л, «Мерцание»

Джон А. Бар и Таня Л. Чартранд в своей книге «Невыносимый автоматизм бытия» рассказывают о проведенном ими эксперименте, в ходе которого двум группам студентов предложили решить один и тот же ряд математических и финансовых задач. В помещении, где находилась одна из групп, на столе лежал портфель, а в помещении другой группы па столе был рюкзак. Группа с портфелем набрала заметно больше баллов по тесту, чем группа с рюкзаком. Дело в том, что портфель, наводящий на мысли о бизнесе и конкуренции, стимулирует усиленную концентрацию и дух соревнования, а рюкзак настраивает людей на расслабленное времяпрепровождение, вроде прогулки или похода.

Прайминг — психологический термин, означающий активизацию определенных представлений или ассоциаций в памяти с целью повлиять на поведение. Прайминг по сути подготовка или предварительная настройка; например, если вы сначала прочитаете слово компьютер, то если затем вас попросят закончить слово, начинающееся с ком-, то скорее всего, вы ответите: «Компьютер». Все мы можем использовать принцип прайминга, чтобы создавать позитивные ассоциации, которые, как показал эксперимент со студентами, могут дать эффективные результаты.

Недавно одна из моих клиенток, очень успешная предпринимательница и фантазерка, перечислила мне пункты своего расписания на следующий день: «В восемь утра у меня встреча за завтраком, а в девять встреча на другом конце города. Затем у меня селекторное совещание в девять сорок пять, а в десять тридцать снова встреча, уже в моем офисе. Завтра у меня совершенно невозможный день».

На этой фразе я сразу прервал ее: «Так что, вы планируете себе невозможный день? Вы думали об этом? Вы действительно этого хотите? Как вы себя чувствуете из-за этого? А как насчет того, чтобы спланировать совершенно другой день? Как иначе можно составить ваше расписание?»

«Хорошо, — засмеялась она. — По крайней мере, мне стоит перенести ту встречу, которая в девять утра, и, может, удастся сдвинуть начало селекторного совещания. Да, я составлю себе заманчивое, а возможно, даже расслабляющее расписание».

В следующий раз, предвкушая очередное рабочее собрание, отметьте, что вы думаете о себе и о том, как это собрание пройдет. Если и те, и другие представления негативного характера, можно ли переосмыслить их более позитивно? Каждый раз, принимаясь за выполнение задачи, нужно сначала остановиться, проверить умственный пульс и убедиться в том, что наши представления и ожидания имеют позитивный характер. Если присутствие рюкзака может влиять на чьи-то математические способности, представьте, насколько влиятельны ваше отношение к ситуации и представления о ее исходе. В течение следующей недели, перед тем как начать разговор, взяться за выполнение задачи или прийти на собрание, обратите внимание на то, как вы относитесь к этому в глубине души.

Часто наши тревоги, опасения и сомнения служат плохую службу — порождают убеждения, которые, в свою очередь, блокируют творческие способности и лишают нас радости от самого процесса. Из-за них мы можем не достичь того результата, к которому так стремимся.

Овидий, римский поэт, живший более двух тысяч лет назад, поведал нам историю одного скульптора, Пигмалиона, который создал статую идеальной женщины. Изваяние было так прекрасно, что Пигмалион безнадежно влюбился в собственное творение. Он взмолился, прося богов оживить скульптуру. Статуя ожила, и с тех пор она и скульптор были счастливы вдвоем.

Сегодня динамика воздействия наших убеждений на результаты наших действий называется эффектом Пигмалиона. Например, исследователи в области образования Роберт Розенталь и Ленора Якобсон в своей книге «Пигмалион в классе» демонстрируют, как сильно мнение учителя о большом потенциале (или отсутствии такового) у ученика влияет на успеваемость последнего. Таким образом, то, в чем мы сами убеждены, или то, во что нас побуждают верить другие люди или наше окружение, может стать сбывшимся пророчеством.

Эффект Пигмалиона чаще упоминается в негативном смысле, как принцип, согласно которому наши убеждения ограничивают нас или управляют нами, однако сам этот принцип не является ни позитивным, ни негативным. То, в чем мы убеждены, влияет на результат наших поступков, а эти убеждения можно осознать и при необходимости «переформатировать» гак, чтобы они помогали нам, а не мешали. Раз уж мы постоянно подвергаемся предварительной настройке, почему бы не использовать этот процесс для достижения положительных результатов?

Часто мы придерживаемся сдерживающих и подавляющих убеждений, потому что так безопаснее: эти убеждения отражают то, что, по нашему мнению, мы знаем о себе и о мире («я не очень хорошо готовлю»; «я не умею выступать перед публикой» и т. п.). Иной раз мы сопротивляемся даже позитивным переменам, лишь бы не избавляться от того, что уже имеем; нам кажется, что мы вполне довольны тем, что имеем, хотя в результате остаемся совершенно недовольны.

Есть несколько способов поэкспериментировать с более гибкими убеждениями. Выяснив, как вы можете их изменять, вы станете мыслить и действовать иначе; это также может снизить общий уровень протеста. Ниже я привожу список убеждений, который недавно составил для себя. Составьте свой собственный список ограничительных убеждений и перефразируйте их в менее категоричной форме, используя мои примеры в качестве образца. Затем запишите свои «раскрепощенные» убеждения на стикерах или на карточках размером 3 на 5 сантиметров и поместите их в виде памяток в своем офисе, бумажнике или кошельке. Наблюдайте за тем, как ваши раскрепощенные убеждения одно за другим побеждают прежние, а также подумайте, почему вам выгодно устанавливать себе ограничения: всегда есть причины — порой веские, хотя и не особенно целесообразные, — по которым мы так долго цепляемся за то, что сковывает нас.

Распространенные ограничительные убеждения Менее категоричные убеждения
У меня нет времени. Я четко сознаю свои приоритеты
(Я слишком занят.) и свою ответственность.
У меня недостаточно опыта. Я знаю свои сильные стороны и осознаю, чему мне еще нужно научиться.
Я недостаточно умен. Я люблю узнавать новое, и я достаточно умен.
Я недостаточно многого добился. Я более успешен, чем полагаю.
Я обычно довольно упрям. Я могу учиться на своих ошибках.
У меня нет необходимых средств. Я знаю, как привлечь к делу других людей и собрать средства.

Самоограничительные установки мешают нам гораздо сильнее, чем мы думаем. Внимательный взгляд на них может привести в смятение; выявить и осознать собственные ограничения непросто, и этот процесс, наверное, не завершается никогда: едва только нам удастся увидеть со стороны свой негатив и страхи и побороть их, тут же могут появиться новые и, возможно, более глубокие убеждения, с которыми тоже придется работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: