Основная часть. Правила оформления работы

Контрольная работа № 1 является итоговой за 1 семестр. Ее выполнение носит обязательный характер и является основанием для итоговой аттестации по дисциплине. Обязательным является подготовка презентации по первому вопросу варианта контрольной работы (на выбор).

Правила оформления работы:

1. Работа выполняется в печатном виде, оформляется в папку.

2. Титульный лист оформляется по образцу.

3. В листе «содержание» указать вопросы.

4. Поля листа верхнее 2, нижнее 2, правое 2, левое 1. Шрифт Times New Roman 14 кегль, 1,5 межстрочный интервал, выравнивание по ширине текста., абзац 1,25, нумерация страниц с листа содержания, с цифры - 2

5. Оформление списка использованных источников по образцу и должен содержать не менее 5 книг или полный адрес сайта и дату обращения.

6. Объем работы минимально 5 страниц, максимально 10 – 12 страниц.

7. Ответ на каждый вопрос оформляется с новой страницы.

Требования к содержанию работы:

1. Ответ на каждый вопрос должен соответствовать его формулировке и полностью раскрывать.

2. Должны содержаться современные научные оценки исторической проблемы.

3. Не должно содержаться грамматических и исторических ошибок.

Требования к содержанию презентации:

1. Грамотное и краткое содержание по проблеме.

2. Полное раскрытие содержания вопроса.

3. Качественный подбор иллюстраций, схем, диаграмм.

4. Крупный шрифт.

5. Последним слайдом: основной вывод по вопросу.

Контрольная работа выполняется каждым студентом по отдельному варианту. Выполнение контрольной работы является обязательным условием получения зачета.

индивидуальные варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Антропогенез. Факторы, влиявшие на становление человека.

2. Прочтите высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»? Какие качества они считают наиболее значимыми? Чем человек отличается от животных? Дайте развернутый ответ.

А.Н. Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».

И.Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей».

В.Г. Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».

М.Ю. Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой».

Вариант 2

1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Охарактеризовать понятия антропогенеза и социогенеза.

2. Прочтите высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»? Какие качества они считают наиболее значимыми? Чем человек отличается от животных? Дайте развернутый ответ.

И. Гете: «Люди, при всех своих недостатках остаются достойнейшими в мире существами».

В.А. Сухомлинский: «Пусть всегда будут широко раскрыты глаза души твоей для чужого горя и радости, дел и тревог – только тогда можно стать настоящим человеком».

К.Г. Паустовский: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - ЧЕЛОВЕК».

Ч. Дарвин: «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным».

Вариант 3

1. Охарактеризуйте понятие бытие и его формы.

2. Прочтите высказывание. Как мыслитель Платон раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.

«Материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей и именно это-то они и называют природой. Душу, они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, первоначально и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична».

Вариант 4

1. Роль сознания в жизни человека. Бессознательные процессы и поступки: общая характеристика.

2. Прочтите высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов? В чем вы можете согласиться с авторами? Как бы вы объяснили понятие «смысл жизни»? Дайте развернутый ответ.

Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным».

О. Уайлд: «Смысл жизни – самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».

А. Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».

Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».

Ф. Брукс: «Суть жизни – стремление к счастью, и оптимизм – лишь неотъемлемое для разумного человека условие такого стремления».

Вариант 5

1. Труд и его влияние на процессы антропо- и социогенеза. Виды трудовой деятельности.

2. Прочтите высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний? Дайте развернутый ответ.

Марк Аврелий: «Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо – вот чего ты должен желать».

Конфуций: «То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью».

Л.Н. Толстой: «Стыдиться можно и должно не какой – либо работы, хотя бы нечистой, а только одного: праздной жизни».

Д.И. Менделеев: «Трудитесь, находите покой в труде, ни в чем другом не найти! Удовольствие пролетит – оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим».

Вариант 6

1. Производительный и непроизводительный труд: понятия, черты, примеры.

2. Прочтите высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний? Дайте развернутый ответ.

И.С. Павлов: «Самое важное в каждом деле – пересилить момент, когда вам хочется работать».

А. Шопенгауэр: «Трудно обрести покой в праздности».

М. Сафир: «Труд – отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья».

Б. Дизраэли: «Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния».

Вариант 7

1. Производительный, непроизводительный, интеллектуальный труд: понятия и их сравнительная характеристика.

2. Прочтите высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний? Дайте развернутый ответ.

Л. Ванн Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

И. Кант: «Молодой человек, полюби труд; отказывай себе в удовольствиях и не для того, чтобы отказаться от них навсегда, но для того, чтобы тем более иметь их в перспективе! Не затупляй восприимчивость к ним преждевременным наслаждением!».

К. Маркс: «Если человек трудиться только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».

И. Гердер: «Труд – целительный бальзам, он добродетели источник».

Вариант 8

1. Производительный, непроизводительный, интеллектуальный труд: понятия и их сравнительная характеристика.

2. Прочтите высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний? Дайте развернутый ответ.

Л. Ванн Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

И. Кант: «Молодой человек, полюби труд; отказывай себе в удовольствиях и не для того, чтобы отказаться от них навсегда, но для того, чтобы тем более иметь их в перспективе! Не затупляй восприимчивость к ним преждевременным наслаждением!».

К. Маркс: «Если человек трудиться только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».

И. Гердер: «Труд – целительный бальзам, он добродетели источник».

Вариант 9

1. Общение и его формы: общая характеристика.

2. Прочтите высказывания. Какие правила общения в них содержатся? Следуете ли вы им в процессе общения с окружающими? Как вы думаете, что было бы, если люди не выполняли этих правил? Сделайте вывод о том, какую роль играет вежливость в процессе общения. Дайте развернутый ответ.

Р.У. Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

И. Гете: «Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше».

Дж. Локк: «Истинная вежливость есть не что иное, как старание не высказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было».

Н.В. Щелгунов: «Истинная вежливость основана на искренности. Она должна быть полна добродушия и должна проявляться в готовности способствовать счастью ближнего».

Вариант 10

1. Человек, индивид, личность: сравнительная характеристика основных понятий.

2. Прочтите высказывания, характеризующие способности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением? Что для этого необходимо? Дайте развернутый ответ.

В.А. Обручев: «Способности, как и мускулы, растут при тренировке».

А. Шопенгауэр: «Каждый ребенок в известной степени гений; каждый гений некоторым образом ребенок».

«Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди».

Л. Фейербах: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».

М. Арнольд: «Гениальность зависит главным образом от энергии».

Т. Карлейл: «Гениальность – это, прежде всего выдающаяся способность быть за все в ответе».

Г. Гегель: «Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности».

Вариант 11

1. Факторы, влияющие на становление личности, человека, индивида.

2. Прочтите высказывания о воспитании. Какие качества отличают воспитанного человека? Почему воспитание необходимо для социализации и для формирования личности? Дайте развернутый ответ.

Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».

Дж. Локк: «В человеке плохо воспитанном отвага становиться грубостью, ученость – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие - лестью».

А.П. Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что, ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

И. Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

К. Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».

Вариант 12

1. Общество: сущность понятия и его признаки.

2. Прочтите высказывания. В чем вы согласны с авторами высказываний? Сделайте вывод о том, может ли человек существовать вне общества? Дайте развернутый ответ.

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества».

И. Гердер: «В одиночестве человек – слабое существо, в единении с другим – сильное».

Л. Фейербах: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Вариант 13

1. Общество и его сферы (экономическая, социальная, политическая, духовная).

2. Прочтите суждение американского социолога Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятие «общество», «институт»? Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Провидите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Общество – это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитывают пять институциональных порядков: экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность; политический – институт власти; семейный –институт, регулирующий отношения людей; военный – институт, организующий законное наследие; религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов».

Вариант 14

1. Общество и его структура.

2. Прочтите высказывания. Объясните отношение авторов к природе. Считаете ли вы их позицию правильной? Почему? Какие проблемы, поднимаемые авторами, актуальны и сегодня? Дайте развернутый ответ.

Эпикур: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей».

Ф. Энгельс: «Человек воздействует обратно на природу, изменяет ее, создает себе новые условия существования».

В.И. Вернадский: «Яркая, вечно изменчивая, полная красок, случайностей, не поддающаяся нашему чувству разнообразия живая природа, в сущности, построена на мере и на числе».

Ф.М. Достоевский: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».

Т. Карлейл: «Природа не терпит лжи».

Ж. Поль: «Познакомьтесь ближе с чистой природой, и вы скоро познакомитесь с добродетелью. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно».

Вариант 15

1. Понятие «культура» и ее виды.

2. Прочтите высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?

Э. Эрриро: «» Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто».

Ф. Ницше: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

М. Арнольд: «Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства».

Вариант 16

1. Элементы культуры (язык, ценности, социальные нормы) их характеристика.

2. Прочтите высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие долга? В чем вы согласны с авторами высказываний?

Платон: «Долг – это уважение к праву другого».

А. Смит: «Долг – это уважение к общим правилам нравственности».

Г. Гегель: «Долг – это совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе… других».

И. Гете: «Долг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе».

Вариант 17

1. Понятие «социальные нормы». Характеристика основных видов социальных норм (экономических, политических, корпоративных, религиозных, правовых).

2. Прочтите высказывания. Охарактеризуйте позицию каждого автора. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми? Дайте развернутый ответ.

Платон: «Порядочность – искренность нрав, соединенная с правильным образом мыслей».

Г. Гегель: «Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, что не позволяют окружающие условия».

Дж. Локк: «Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям».

П. Буаст: «Учтивость – это благосклонность в мелочах и постоянное внимание к потребностям тех, с кем мы общаемся».

Вариант 18

1. Наука: понятие и ее функции.

2. Прочтите высказывания. Как вы думаете, что такое дружба? Может ли человек жить без друзей? Кого вы можете назвать другом? Почему? Дайте развернутый ответ.

Пифагор: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали твоими друзьями».

Сенека: «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».

Плутарх: «Не нужен мне друг, который видоизменяется вместе со мной и повторяет каждый мой кивок! Это ведь делает гораздо лучше моя тень».

Ф. Александрийский: «Другом считай того, кто желает помочь, даже если не может».

Р.У. Эмерсон: «Единственный способ иметь друга – самому быть им».

Вариант 19

1. Наука: понятие и ее виды (гуманитарные, естественные, технические).

2. Прочтите высказывания. Как вы думаете, что такое дружба? Может ли человек жить без друзей? Кого вы можете назвать другом? Почему? Дайте развернутый ответ.

Пифагор: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали твоими друзьями».

Сенека: «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».

Плутарх: «Не нужен мне друг, который видоизменяется вместе со мной и повторяет каждый мой кивок! Это ведь делает гораздо лучше моя тень».

Ф. Александрийский: «Другом считай того, кто желает помочь, даже если не может».

Р.У. Эмерсон: «Единственный способ иметь друга – самому быть им».

Вариант 20

1. Гуманитарные науки и предмет их изучения (социология, философия, политология, экономика, юриспруденция, культурология, история, психология).

2. Прочтите высказывания. Как вы думаете, что такое дружба? Может ли человек жить без друзей? Кого вы можете назвать другом? Почему? Дайте развернутый ответ.

Пифагор: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали твоими друзьями».

Сенека: «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».

Плутарх: «Не нужен мне друг, который видоизменяется вместе со мной и повторяет каждый мой кивок! Это ведь делает гораздо лучше моя тень».

Ф. Александрийский: «Другом считай того, кто желает помочь, даже если не может».

Р.У. Эмерсон: «Единственный способ иметь друга – самому быть им».

Вариант 21

1. Понятие религия и характеристика ее основных элементов(вера, культ, церковь как организация).

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

Ф. Ахундов: «Всякая религия заключает в себе три предмета: веру, богослужение и нравственность. Главная цель всякой религии есть последний предмет, а два первых суть только средство для их приобретения».

К. Берне: «Мораль – грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно».

Р. Бертон: «Одна религия так же правдива, как любая другая».

Л. Фейербах: «Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа».

Вариант 22

1. Ранние формы религии (тотемизм, анимизм, фетишизм): их общая характеристика.

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

Г. Гейне: «В темные времена народами лучше руководили с помощью религии – ведь в полной темноте слепой является лучшим проводником: он различает дорогу и тропы лучше зрячего. Однако поистине глупо, когда уже наступил день, все еще пользоваться в качестве проводников старыми слепцами».

К. Маркс: «Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого», «Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял».

Вариант 23

1. Буддизм как мировая религия: история возникновения и характеристика основных направлений.

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

Г. Гейне: «В темные времена народами лучше руководили с помощью религии – ведь в полной темноте слепой является лучшим проводником: он различает дорогу и тропы лучше зрячего. Однако поистине глупо, когда уже наступил день, все еще пользоваться в качестве проводников старыми слепцами».

Ф. Ахундов: «Всякая религия заключает в себе три предмета: веру, богослужение и нравственность. Главная цель всякой религии есть последний предмет, а два первых суть только средство для их приобретения».

К. Берне: «Мораль – грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно».

Р. Бертон: «Одна религия так же правдива, как любая другая».

К. Маркс: «Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого», «Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял».

Вариант 24

1. Христианство как мировая религия: история возникновения и характеристика основных направлений (православие, католицизм, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканство).

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

К. Берне: «Мораль – грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно».

Р. Бертон: «Одна религия так же правдива, как любая другая».

К. Маркс: «Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого», «Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял».

Вариант 25

1. Ислам как мировая религия: история возникновения и основные его положения.

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

Г. Гейне: «В темные времена народами лучше руководили с помощью религии – ведь в полной темноте слепой является лучшим проводником: он различает дорогу и тропы лучше зрячего. Однако поистине глупо, когда уже наступил день, все еще пользоваться в качестве проводников старыми слепцами».

Ф. Ахундов: «Всякая религия заключает в себе три предмета: веру, богослужение и нравственность. Главная цель всякой религии есть последний предмет, а два первых суть только средство для их приобретения».

К. Берне: «Мораль – грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно».

Р. Бертон: «Одна религия так же правдива, как любая другая».

К. Маркс: «Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого», «Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял».

Вариант 26

1. Экономика как наука и ее основные задачи.

2. Прочтите высказывание. Чем, по мнению автора, отличаются капитализм (рыночная экономика свободной конкуренции и современный капитализм) от социализма (административно – командная экономика)? Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте, опираясь о характерных чертах экономических систем. Дайте развернутый ответ.

Уинстон Черчилль говорил: «Капитализм – несправедливое распределение благ, зато социализм – справедливое распределение нищеты».

Вариант 27

1. Традиционная экономическая система и ее черты. Понятие протекционизма и меркантилизма.

2. Прочтите высказывания. Объясните смысл определений, которые дают авторы экономике как науке. Что в них общего? В чем состоит значение экономической науки? Какое место она занимает среди других наук? Дайте развернутый ответ.

Р. Л. Хайлбронер: экономика «превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Она удостоилась издания фундаментального четырехтомного энциклопедического словаря, насчитывающего 4 млн. слов, через которые, как нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука наконец вышла за узкие рамки ее прежнего царства – царства производства и распределения – и может теперь заявить свои права на обширную территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права».

Т. Карлейль: «Экономика – наука зловещая».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: