Дебет счета 08 Кредит счета 60

Д 08 К 60

2) На сумму НДС, указанную в счетах поставщиков.

Д 18/1 К 60

3) На сумму заработной платы рабочих за погрузку, разгрузку, монтаж объектов основных средств.

Д 08К 70

4) На стоимость материалов, израсходованных при строительстве, монтаже объектов основных средств.

Д 08 К 10

При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты по их приобретению (возведению) списываются проводкой:

Д 01 К 08

При перечислении с расчетного счета денежных средств поставщику в оплату за объекты основных средств:

Д 60 К 51

Принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд, отражается проводками:

1) Д 01 К 75/1

При получении основных средств безвозмездно от юридических и физических лиц составляются записи на их рыночную стоимость:

1) Д 01 К 98/2

При оприходовании основных средств, выявленных в качестве излишних при проведении инвентаризации, составляются проводки:

1) Д 01 -К 92/1


3 Объектами начисления амортизации (амортизируемым имуществом) являются основные средства и нематериальные активы предприятий как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности. Порядок начисления амортизации регулируется «Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов»

Амортизация начисляется ежемесячно исходя из принятых предприятием самостоятельно в соответствии со сроками полезного использования норм амортизации и их амортизируемой стоимости. Начисление амортизации по объектам основных средств, вновь введенным в эксплуатацию, начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию. Начисление амортизации прекращается: по выбывшим объектам основных средств – с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия; по самортизированным объектам основных средств – с первого числа месяца, следующего за месяцем полного включения стоимости данных объектов в издержки производства.

Начисление амортизации осуществляется одним из трех способов:

1. Линейный способ заключается в равномерном начислении амортизации в течение всего срока полезного использования объекта основных средств. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости объекта основных средств и срока его полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизации.

2. Нелинейный способ начисления амортизации применяется в отношении передаточных устройств, рабочих и силовых машин, оборудования, вычислительной техники, транспортных средств, которые непосредственно участвуют в процессе производства продукции, работ, услуг, а также объектов лизинга. При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается методом суммы чисел лет срока полезного использования либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения до 2,5 раз.

Применение метода суммы чисел лет предполагает определение годовой суммы амортизационных отчислений исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и отношения, в числителе которого – число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Расчет амортизации служит основанием для следующих бухгалтерских записей:

1) На сумму амортизации по производственному оборудованию цехов основного производства. Д 25/1 К 02

2) На сумму амортизации по зданиям, сооружениям, инвентарю и другим объектам основных средств цехов основного производства.

Д 25/2 К 02

3) На сумму амортизации по основным средствам цехов вспомогательного производства.

Д 23К 02

4) На сумму амортизации по основным средствам общезаводского назначения.

Д 26К 02

5) На сумму амортизации по основным средствам обслуживающих производств и хозяйств.

Д 29 К 02

6) На сумму амортизации по основным средствам торговых предприятий.

Д 44/2 К 02

4 В зависимости от объема, характера и периодичности проведения работ различают текущий, средний и капитальный ремонт основных средств.

При текущем ремонте производятся мелкие работы по устранению неисправностей, окраске предметов, регулированию механизмов, замене некоторых деталей.

Капитальный ремонт является наибольшим по объему, сложности и стоимости. При этом осуществляется полная разборка, замена и восстановление изношенных деталей и узлов, а также замена изношенных конструкций зданий и сооружений.

Средний ремонт проводится в промежутках между текущим и капитальным ремонтом. Средний ремонт – это частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление (замена) части деталей.

В бухгалтерском учете все три вида ремонтов объединяются, поскольку источники их покрытия (финансирования) одинаковы. Текущий и средний ремонт выполняются, как правило, хозяйственным способом, т.е. силами своих ремонтных цехов. Капитальный ремонт может производиться как хозяйственным, так и подрядным способом.

Произведенные расходы по ремонту основных средств отражаются следующими бухгалтерскими записями:

1) На стоимость использованных при ремонте запасных частей и материалов.

Д 23/3 - К 10

2) На сумму начисленной заработной платы за выполнение ремонтных работ (с отчислениями от фонда оплаты труда).

Д 23/3 - К70 (68, 69, 76)

3) На сумму амортизации по объектам основных средств, используемым при ремонте.

Д 23/3 К 02

4) На долю общепроизводственных расходов.

Д 23/3 К 25

5) На долю общехозяйственных расходов.

Д 23/3 К 26

Указанные расходы отражаются в журнале-ордере № 10.

По окончании месяца расходы по ремонту основных средств, собранные по дебету счета 23/3, списываются по направлениям затрат проводками:

1) На сумму затрат по ремонту основных средств цехов основного производства.

Д 25 К 23/3

2) На сумму затрат по ремонту основных средств общезаводского назначения.

Д 26 К 23/3

3) На сумму затрат по ремонту основных средств непромышленных производств и хозяйств.

Д 29 К 23/3

Если расходы на капитальный ремонт основных средств в течение года неравномерны, и в отдельные периоды значительны, то затраты на его проведение предварительно учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов» (когда предприятие не создает ремонтный фонд или резерв):

Д 97 К 02, 10, 16, 25, 26, 68, 69, 70, 76

Эти записи отражаются в журнале-ордере № 10.

В дальнейшем расходы, собранные на счете 97, списываются с него равными долями на счета производственных затрат в течение периода, определенного учетной политикой, что отражается проводками:

Д 25, 26, 29 К 97

Для учета ремонтного фонда или резерва используют синтетический пассивный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в ремонтный фонд отражаются в журнале-ордере № 10 ежемесячно следующими бухгалтерскими проводками:

Д 25, 26, 29 К 96

В дальнейшем фактические затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного таким образом ремонтного фонда (резерва). При этом составляются проводки:

Д 96 – К 02, 10, 16, 25, 26, 68, 69, 70, 76

При выполнении ремонтных работ сторонними подрядными организациями, суммы расходов согласно предъявленного счета подрядчика за выполненный объем ремонтных работ (без НДС) отражаются в бухгалтерском учете проводками:

Д 25, 26, 29, 96, 97 - К 60

На сумму НДС, включенного в счет подрядной ремонтной организации:

Д 18/3 К 60

Погашение задолженности подрядчику отражается проводкой:

Д 60 К 51


5 Основными причинами выбытия основных средств могут быть:а) ликвидация вследствие морального или физического износа, аварий или стихийных бедствий;б) продажа другим юридическим или физическим лицам;в) безвозмездная передача с разрешения собственника или уполномоченного органа;г) передача в качестве вклада в уставный фонд дочернего или иного предприятия;д) недостача, выявленная инвентаризацией.

Выбытие основных средств из эксплуатации оформляется «Актом на списание основных средств» или «Актом на списание автотранспортных средств».Эти документы составляются в двух экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию, а второй остается у материально-ответственного лица, на хранении которого был объект основных средств. В актах указывается наименование выбывающего объекта, его инвентарный номер, стоимость, год изготовления, причина выбытия, а также производится расчет финансового результата от списания объекта.

На основании бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках, которые затем изымаются из картотеки.

Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от этих операций используется счет 91 «Операционные доходы и расходы»: по дебету субсчета 91/2 отражается остаточная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с выбытием, а по кредиту субсчета 91/1 – выручка от продажи объектов, стоимость материальных ценностей (запасные части, металлолом), поступивших в связи с ликвидацией основных средств по ценам возможного использования.

При выбытии основных средств составляются следующие бухгалтерские проводки:

1) На первоначальную стоимость выбывающего объекта.

Д 01/ К 01

2) На сумму амортизации, начисленной по выбывающему объекту.

Д 02 К 01/

3) На остаточную стоимость выбывающего объекта.

Д 91/2 К 01

4) На суммы затрат, связанных с выбытием основных средств:

а) На стоимость материалов, израсходованных при ликвидации основных средств.

Д 91/2 К10

б) На сумму заработной платы рабочих, начисленной за демонтаж объекта.

Д 91/2 К 70 (68, 69, 76)

5) На стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объектов основных средств.

Д 07, 10 К 91/1

6) На сумму выручки от продажи основных средств.

Д 51 (62, 76)К 91/1

7) На сумму НДС, начисленного от оборота по продаже и прочему выбытию основных средств.

Д 91/3 К 68

Финансовый результат (прибыль или убыток) от списания основных средств – это разница между оборотом по кредиту субсчета 91/1 и суммой оборотов по дебету субсчетов 91/2, 91/3.

При выявлении недостачи основных средств в ходе инвентаризации на остаточную стоимость недостающего объекта составляется запись:Д 94 К 01

При безвозмездной передаче основных средств остаточная стоимость списывается на финансовый результат, что отражается проводкой:Д 92/2 К 01

Синтетический учет выбытия основных средств ведется в журнале-ордере № 13.

6 Одной из форм контроля обеспечения сохранности основных средств является периодическое проведение инвентаризации. Инвентаризация в обязательном порядке проводится в следующих случаях:

– при передаче имущества в аренду;

– при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества;

– ежегодно перед составлением годового отчета;

– при смене материально-ответственных лиц;

– при установлении фактов хищения, недостачи или порчи ценностей;

– в случае пожара или других стихийных бедствий.

Инвентаризация проводится специальной комиссией, назначаемой руководителем предприятия. Результаты инвентаризации фиксируются в инвентаризационных описях формы № инв-1, где указывается наименования объектов, инвентарные номера, места эксплуатации, количество объектов по данным бухгалтерского учета и их фактическое наличие. Опись составляется в одном экземпляре и подписывается материально-ответственным лицом и всеми членами инвентаризационной комиссии.

Результатом инвентаризации может быть выявление недостачи или излишка объектов основных средств. Оценка выявленных неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а износ определяется экспертами по действительному техническому состоянию объекта.

На выявленные излишние объекты составляются инвентарные карточки, а в бухгалтерском учете следующие проводки:

1) Дебет счета 08 2) Дебет счета 01

Кредит счета 92/1 Кредит счета 08

Недостача основных средств возмещается виновными лицами по рыночным ценам. В тех случаях, когда таковые не установлены или судом отказано во взыскании с них стоимости объектов, недостача относится на финансовый результат.

При этом в бухгалтерском учете составляются следующие проводки:

1) На первоначальную стоимость недостающего объекта.

Дебет счета 01 Кредит счета 01

2) На сумму амортизации, начисленной по недостающему объекту.

Дебет счета 02 Кредит счета 01/

3) На остаточную стоимость недостающего объекта.

Дебет счета 94 Кредит счета 01/

4) На сумму ущерба, подлежащего взысканию с виновных лиц.

а) на остаточную стоимость.

Дебет счета 73/2 Кредит счета 94

б) на разницу между рыночной и остаточной стоимостью.

Дебет счета 73/2 Кредит счета 98/4

5) При внесении суммы недостачи в кассу (удержании из заработной платы).

Дебет счета 50 (70) Кредит счета 73/2

6) Если виновное лицо не выявлено или судом отказано во взыскании.

Дебет счета 92/2 К 94

Результаты переоценки отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

1) На сумму увеличения стоимости основных средств.

Дебет счета 01 Кредит счета 83

2) На сумму увеличения амортизации основных средств.

Дебет счета 83 Кредит счета 02


7 Нематериальными активами признаются права и затраты, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности и программного обеспечения, используемые в процессе производства и управления: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства, права пользования природными ресурсами, монопольные права и привилегии, лицензии на виды деятельности, торговые марки, товарные знаки, брокерские места на бирже. Нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, но обеспечивают получение дохода в течение длительного периода времени или постоянно.

Учет состояния и движения нематериальных активов осуществляется на счете 04 «Нематериальные активы». Счет активный. Дебетовое сальдо отражает первоначальную стоимость находящихся в распоряжении предприятия нематериальных активов. Оборот по дебету – первоначальную стоимость приобретенных или поступивших нематериальных активов. Оборот по кредиту – первоначальную стоимость выбывших или списанных нематериальных активов.

При поступлении нематериальных активов составляются следующие бухгалтерские проводки:

1. При приобретении за плату у других предприятий и физических лиц.

Дебет счета 08 Кредит счета 60

2. При создании на предприятии (на сумму затрат по созданию).

Дебет счета 08 К-т 10, 68, 69,70,71,76

3. При поступлении от учредителей в качестве вклада в уставный фонд.

Дебет счета 08 Кредит счетов 75/1

4. При поступлении от других предприятий безвозмездно.

Дебет счета 08 Кредит счетов 98/2

5. При принятии в эксплуатацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: