Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли

Общей чертой античной и средневековой филосо фии являлось то, что понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Для античного взгляда на мир была характерна циклическая модель общественного развития. В учениях Платона и Аристотеля отобразился уровень самопознания античного общества и надежды на сохранение полисного устройства государства и возвращение «золотого века».

Исторически первой социальной теорией стало учение Платона(427-347 гг. до н.э.) о государстве. В его содержании можно выделитьследующие основные позиции.

· Названы причины, обусловившие появление государства как особой формы общежития людей:

ü несамодостаточность индивидов,

ü потребность в обмене продуктами деятельности,

ü потребность в общении.

· Дано понятие государства как совместного поселения людей для удовлетворения их общих потребностей (в еде, жилище, одежде и т.п.).

· Определены главные функции государства:

ü защита общества и территории, на которой оно проживает, он внешнего нападения,

ü поддержание порядка внутри государства.

· Названы принципы устройства идеального государства: мудрость, мужество, умеренность. Данные этические нормы (добродетели) одновременно являются и политическими принципами.

· Высшее благо государства - справедливость.

· Платон выделяет четыре несовершенные формы государства:

1. Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.

2. Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.

3. Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.

4. Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии.

· Этим формам Платон противопоставляет идеальный вид государственного устройства. При таком строе правят лишь немногие мудрецы, которые одни по своей мудрости понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею. Однако, их менее разумные сыновья, возмущаясь тем, что их отцы не имеют никакой личной выгоды от власти, совершают переворот и устанавливают власть военных.

· Правителями должны быть философы и мудрецы, так как только им свойственно стремление к познанию истины, а эффективное правление основано на знании истины, законов.

· Идеальное государство должно состоять из трех классов, Принадлежность к которым определяется природой души людей.

ü Производители (низший класс) – ремесленники, земледелцы. У них преобладает вожделеющая часть души, ограничением которой является добродетель «умеренность» Их задача – забота о материальном обеспечении государства.

ü Стражи. Характеризуются преобладанием волевой, страстной части души. Обладают добродетелью «мужества». Выполняют функцию защитников государства.

ü Правители -мудрецы, у которых преобладает разумная часть души и добродетель «мудрость». Они способны не только созерцать Благо, но и справедливо управлять государством, гармонизируя интересы всех классов. Такое государство будет вечным.

· Правильное образование и воспитание всех граждан необходимо для достижения блага государства.

· Частная собственность является фактором, разрушающим государство.

· Существует три формы правления, целью которых является благо государства:

ü Монархия – правление одного (наилучшая из форм)

ü Аристократия – правление группы людей

ü Демократия - правление всех.

Если цель правления – собственные интересы правящих, то политическая власть вырождается соответственно, в тиранию, олигархию и демагогию.

· Главная ценность общества – общее благо, индивиды и классы – средство для ее достижения.

· Задача философии – воспитание людей, способных реформировать государство, приблизить его к идеальному образцу.

· Главная опасность – анархия, гибель государства и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: