Текущий контроль по дисциплине осуществляется на лекционных занятиях путем подсчета баллов за работу на лекциях, выполнение тестов, решения задач и упражнений и представление рефератов.
Рубежный контроль проводится в конце изучения основных разделов модульных программ в виде 2 контрольных работ.
Итоговый контроль включает обобщающие задания по дисциплине
Варианты заданий рубежного контроля № 1.
Вариант 1.
1. Научное знание и его отличие от других видов знания
2. Принцип относительности в классической механике Галилея-Ньютона.
Вариант 2.
1. Эксперимент, его структура и роль в познании.
2. Принцип неопределенности в квантовой механике и его методологическая роль.
Вариант 3.
1.Наблюдение и его роль в научном познании. Принцип наблюдаемости и его методологическая роль.
2. Что называют парадигмой в науке?
Вариант 4.
1.Индуктивный метод и его роль в научном познании.
2.В чем суть революции в естествознании конца ХIХ – начала ХХ веков.
Вариант 5.
1.Измерительный эксперимент и его роль в научном познании.
|
|
2 Дедуктивный метод и его роль в научном познании.
Вариант 6
1.Принцип дополнительности и его методологическая роль.
2.Закон сохранения и превращения энергии и его методологическая роль.
Вариант 8
1 Закон и закономерность, их методологическая роль в науке.
2 Понятие научного факта и его роль в познании
Вариант 9.
1. Принцип развития и его методологическая роль в научном познании
2. Понятия элемент и система и область его применения.
Вариант 10.
1. Хаос и порядок. Область применения этих понятий.
2. Симметрия и асимметрия и их роль в познании. Золотое сечение как проявление гармонии мира.
Вариант 11.
1. Понятия «рациональное» и «иррациональное» и область их применения.
2. Гипотеза и ее роль в научном познании.
Вариант 12.
1. Основные исторические этапы развития науки
2. Научные теории, принципы построения научных теорий.
Вариант 13.
1. Анализ и синтез и их роль в научном познании.
2. Кумулятивная концепция развития науки.
Вариант 14.
1. Научные революции как форма развития науки.
2. Научные понятия и термины, их единство и различие.
Вариант 15.
1. Индетерминизм и его теоретические истоки.
2. Принцип историзма и его роль в познании.
Вариант 16.
1. Основные принципы классификации наук
2. Механистическая картина мира.
Вариант17
1 Закон и закономерность, их методологическая роль в науке.
2 Понятие научного факта и его роль в познании.
Вариант 18.
1. Эмпирический и теоретический уровни познания. Их специфика и единство.
2. Основные функции и специфика языка науки.
Вариант 19.
1. Диалектическая картина мира.
2. Принцип причинности в современной науке.
|
|
Варианты заданий рубежного контроля №2
Вариант 1.
1 Естествознание как подсистема науки. Проблема демаркации областей современного научного знания.
2 Понятия «экологии и экосистемы».
Вариант 2.
1. Мировоззренческие и методологические установки естествознания доклассического периода.
2. Понятия «сциентизм и антисциентизм».
Вариант 3.
1. Основные особенности классической естественнонаучной картины мира.
2. Понятия «этики и этоса науки».
Вариант 4.
1 Неклассическая естественнонаучная картина мира. Особенности статуса субъекта естественнонаучного познания.
2. Понятия «интернализм и экстернализм».
Вариант 5.
1. Мировоззренческие и методологические установки естествознания постнеклассического периода.
2. Понятия «технические и технологические науки».
Вариант 6.
1.Теоретические основания принципа универсального эволюционизма (теория нестационарной Вселенной, концепции биосферы и ноосферы, идеи синергетики).
2. Понятия «наука и паранаука»
Вариант 7.
1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска.
2. Понятия «метод и методология»
Вариант 8.
1. Принцип коэволюции и обеспечение перехода к стратегии устойчивого развития.
2. Понятия «идеалы и нормы научного исследования»
Вариант 9.
1.Эволюция взаимоотношений человека и природы, становление экологической проблематики.
2.Понятия «научное творчество и инновация»
Вариант 10.
1.Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
2.Понятие «нанотехнология».
Вариант 11.
1. Проблема смысла и сущности техники.
2. Понятие «структура науки»
Вариант 12.
1.Технические науки как самостоятельная область научного знания. Общая характеристика.
2. Понятия «биосфера и ноосфера»
Вариант 13.
1 Структура современного техникознания. Варианты классификации технических наук.
2 Понятия «научно-техническая революция и научно-технический прогресс».
Вариант 14.
1. Этапы развития технических наук. Технические революции.
2. Понятие «научно-исследовательская программа».
Вариант 15.
1. Специфика инженерной деятельности Технические науки в структуре специального образования.
2. Понятие «конструирование».
Вариант 16.
1. Возникновение и развитие философии техники.
2. Понятие «парадигма».
Вариант 17.
1.Основные направления современной философии техники.
2. Понятие «глобальные проблемы».
Вариант 18.
1.Две ведущие традиции философии техники: инженерная и гуманитарная.
2. Понятие «технократизм».
Вариант 19.
1.Взаимоотношение науки и техники. Этика в научной, технической и хозяйственной деятельности.
2.Понятие «сертификат качества».
Вариант 20
1.Перспективы научно-технического прогресса и проблемы окружающей среды.
2. Понятие «стандартизация».
4.3.0.0.Вопросы заключительного контроля по курсу «Философские проблемы науки и техники»