Содержание понятия «безопасность»

Прежде всего, важно договориться о содержании понятия «безопасность». Категория «безопасность» может быть определена, как сетевая устойчивая совокупность необходимых и достаточных факторов надёжно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищённость всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства; их цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, традиции от неприемлемых рисков, от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для всех.

Философское и социологическое осмысление проблем безопасности встречается в трудах русских мыслителей XIX - начала XX веков: славянофилов - И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова; западников П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена; материалистов - М.А. Бакунина, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева; позитивистов - П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, К.Д. Кавелина, М.М. Троицкого, Н.М. Коркунова и других. Теория же безопасности впервые для гуманитарных исследований в сфере безопасности представлена в книге члена-корреспондента Российской академии наук, заслуженного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова П. А. Николаева «Культура как фактор национальной безопасности». Проблема социологии безопасности в прямой постановке и достаточно целостно до этого времени не исследовалась и не рассматривалась как самостоятельное направление научного анализа и приоритетная задача социальной практики. Наиболее близкими разработками в русле этой темы можно назвать два направления. Первое направление мы можно соотнести с работами, посвящёнными концептуальным, методологическим и прикладным вопросам социологии рисков. В них рассмотрены важные вопросы анализа, динамики и управления рисками, что имеет фундаментальное значение для продолжения исследований социологии вызовов, угроз, опасностей, небезопасности - основ социологии безопасности. Основополагающими в этой сфере являются работы М. Дуглас, А. Вилдавски, У. Бека, Н. Лумана, Э. Гидденса. Среди российских учёных могут быть выделены работы А.В. Мозговой, Е.В. Шлыковой, А.И. Городничевой, М.Ю. Елимовой, В.И. Зубкова. Исследования авторов второго направления посвящены созданию и развитию нового направления в российской социологии - социологии безопасности, социологии национальной безопасности. Это труды P.Г. Яновского, В.Н. Иванова, А.Т. Хлопьева, и др.

Изучение проблем безопасности как социологии оптимизма и надежды началось в системе высшего образования России фактически с середины 90-х годов ХХ века, после того, как был принят закон Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.). Закон определяет безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - её права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство и его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Субъектам и обеспечения безопасности являются государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, граждане, общественные и иные организации и объединения. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти образуются государственные органы обеспечения безопасности; государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Закон определяет принципы обеспечения безопасности и законодательные основы обеспечения безопасности. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации. Министерства и государственные комитеты Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности. Для непосредственного решения задач безопасности создаются силы и средства обеспечения безопасности. Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации, который образует постоянные временные межведомственные комиссии на функциональной или региональной основе.

За последние пять лет в России, во многих странах мира состоялись тысячи научных конференций, ориентированных именно на анализ причин беспокойства по поводу состояния безопасности.

К июню 2005 года обобщающие авторитетные доклады и материалы с обоснованием желательных изменений в функционировании российской безопасности (для России), для Европы, для США, для отдельных регионов Азии (для Китая)4, для всего мирового сообщества.

Некоторые общие тенденции, представленные в этих материалах, могут быть изложены таким образом:

- Основное внимание во всех вариантах новых стратегий (концепций, законов) безопасности обращено на необходимость перераспределения доминирования с безопасности государства на безопасность человека.

- Безопасность человека становится всеохватывающим условием, связывая воедино тенденции развития человека, личной безопасности, его прав и свобод.

- Национальной безопасности недостаточно для осуществления гарантий безопасности человека. Индивидуумам необходима защита от произвола власти (государства) через верховенство закона, через защиту насущной сути человеческой жизни, через обеспечение человеческого достоинства и вопросов культуры, веры и любви.

- Потенциал науки, новых информационных технологий может содействовать в коренном преобразовании стратегии осуществления безопасности человека: в переходе от пассивных стратегий реагирования (вызов - ответ, опасность - ответ, угроза - ответ) к эффективным стратегиям превентивности и сфере безопасности определена, в основном, содержанием трёх документов: «Национальная стратегия безопасности Соединённых Штатов Америки», «Национальная стратегия внутренней безопасности» и «Национальная стратегия борьбы с оружием массового уничтожения».

- Безопасность человека начинается с понимания исходного факта - сам человек активный участник обеспечения своей безопасности и безопасности других людей.

Способность каждого человека действовать в секторе безопасности от своего имени, а также от имени других людей является важнейшей особенностью новых подходов к безопасности XXI века.

Важным продвижением в становлении социологии культуры безопасности можно считать обозначение механизма взаимодействия культурной среды в соотношении с рисками, безопасностью и чрезвычайными ситуациями: процесс становления культурной среды «должен идти с опережением». «Под «культурной средой» в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям понимается социальное пространство (система отношений), в котором происходит формирование мотивационного поля деятельности людей, направленной на восприятие рисков, анализ ситуации и принятие решений, обеспечивающих индивидуальную защищённость и участие в риск-коммуникации с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и событий риска (для обеспечения безопасности) или ликвидации их последствий (если события произошли)».

Необходимость и важность оформления культуры безопасности в контексте мировой культуры, в контексте и взаимосвязи с культурой мира одним из первых обстоятельно рассмотрел С.-П. Хантингтон весной 1999 года в своей статье.

Реальность, повсеместность угроз международного терроризма в начале XXI века обозначили востребованность общества в социологическом знании новой динамики феноменов небезопасности, безопасности и культуры безопасности (см. схему на рис. 1).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1 - Схема

В личном и общественном восприятии ситуация небезопасности сопоставляется с высоким уровнем неопределенности и нестабильности в различных сферах жизнедеятельности людей.

Анализ дуальной категории (оппозиции) «небезопасность - безопасность» приводит к востребованности более широкого синтеза гуманитарного знания, в контексте которого данная категория может рассматриваться как базовая. Осмысление её с учётом современных новаций в разных областях общественной практики позволяет использовать в научных исследованиях новую информацию и новые методологические инструменты, дающие возможность определить новую логику взаимодействия факторов, детерминирующих безопасность и её новое качественное состояние, а именно, культуру безопасности. Понимание последней предполагает соотнесение её с новой гуманитарной парадигмой XXI века - геокультурой. [10, с.38-213]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: