Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через

посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

За действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящих в служебные

полномочия должностного лица (ч. 1);

За действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в

Служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может

способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1);

За общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или

представляемым им лицам (ч. 1);

За незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых

Им лиц (ч. 2).

В первом случае имеются в виду законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не

Нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т. е., иначе

Говоря, действия, совершить (не совершать) которые в данном случае он имел право или, более того, был

Обязан (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

Должностное положение лица определяют не только его юридические возможности, связанные с кругом

Прав и обязанностей субъекта по занимаемой должности, но и фактические возможности, вытекающие из

Значимости и авторитета занимаемой субъектом должности, а также из служебных связей должностного лица,

Наличия у него в подчинении других должностных лиц. Пользуясь ими, должностное лицо может за

Вознаграждение оказать влияние, так или иначе, способствовать совершению (несовершению) выгодного для

Взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего не знающим об этом вознаграждении.

Эта ситуация имеется в виду во втором из названных вариантов объективной стороны получения взятки.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 постановления от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о

Взяточничестве и коммерческом подкупе» указал, что субъектом получения взятки следует признавать и тех

Должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя

Соответствующих действий (бездействия), но в силу своего должностного положения могли за взятку

Способствовать совершению этих действий другими должностными лицами. Использование субъектом в

Данном случае дружественных или родственных отношений для достижения результата, желательного для

Лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: