Посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав
Понятие и виды преступлений против порядка управления
Важным условием нормального функционирования общества является управление людьми,
Осуществляемое властными органами и их работниками — должностными лицами, в том числе
Представителями власти. В процессе управленческой деятельности возникают многообразные отношения,
Которые можно разделить на две группы: внутренние отношения в органах управления и отношения органов
Управления с гражданами. Все преступления, посягающие на эти отношения, являются _____преступлениями против
Государственной власти (разд. X), однако в первом случае речь идет о преступлениях против интересов
Государственной службы (гл. 30), а во втором — против порядка управления (гл. 32). Поэтому основным
Объектом группы деяний, предусмотренной гл. 32, признается нормальная деятельность органов
Государственного управления в той ее части, в которой указанными деяниями нарушаются отношения между
Этими органами и гражданами.
Еще одно отличие между сопоставляемыми главами заключается в том, кто выступает в роли
Нарушителя: субъектами составов гл. 30 являются должностные лица, а гл. 32 — граждане, не обладающие
Полномочиями в сфере управления.
Таким образом, преступления против порядка управления — это посягательства на управленческие
Отношения, совершенные гражданами, не являющимися субъектами управления.
Весьма близкими к этим преступлениям являются административно-правовые деликты, о чем
Свидетельствует частое перемещение правонарушений из уголовного права в административное и наоборот. О
Тесной связи между этими отраслями свидетельствует наличие в КоАП РФ специальной гл. 19,
Предусматривающей ответственность за посягательства на порядок управления, которые отличаются от
Соответствующих преступлений главным образом степенью опасности. Например, в обоих кодексах есть
Ответственность за самоуправство, которое в зависимости от того, был ли причиненный вред существенным,
Признается либо преступлением (ст. 330 УК РФ), либо проступком (ст. 19.1 КоАП РФ).
Из-за широты понятия «порядок управления» возникают трудности при классификации норм данной
Главы. Наиболее целесообразной представляется классификация, основанная на объектах посягательства —