Ответы на вопрос: «Из каких источников за последний месяц Вы чаще всего узнавали о событиях в стране?»

(в % к числу опрошенных в городе и на селе)

Источник Всего среди опрошенных Город Село
Телевидение Радио Газеты      

Хроникерами многие газеты быть перестали. Однако и переход к комментирующей, аналитической, обзорной функции для многих затянулся. Наиболее успешно он прошел для деловой прессы, где жанр тематических обзоров получил вполне законченное воплощение. Слабо идет продвижение в эту сторону с расчетом на массового читателя. Однако именно в доступном объяснении того, что происходит, в панорамном обзоре событий, в советах специалистов по принятию правильных финансовых решений в быту и в другой аналогичной информации нуждаются люди в изменяющихся социальных, политических, экономических условиях.

Перераспределение ролей между печатью, телевидением и радио подталкивает всю систему печати к тому, чтобы максимально дифференцировать свою целевую аудиторию, находить свою нишу на рынке.

Движение к специализации совершается отчасти и изданиями общего типа. Своеобразный букет приложений создают «Аргументы и факты», «Независимая газета». Давно уже по этому пути идет «Московский комсомолец» с полосами-приложениями для разных групп читателей.

Развитию специализированных газет препятствует два основных, но не единственных обстоятельства: с одной стороны, низкий платежеспособный спрос массовой аудитории (это вынуждает ее ограничиваться одной газетой максимально универсального типа), с другой – отсутствие маркетинговой культуры газетно-журнального дела. Именно в случае со специализацией особенно нужны исследования аудитории, ее вкусов, возможностей.

Центральные и местные издания. Тип издания – характеристика многомерная. Один из сквозных векторов, по которому проходит изменение типов и их соотношения, – «центральная пресса – местная пресса».

Проблема жесткого выбора издания решается массовой аудиторией и по этому «разрезу». Еще в 60-х гг. первыми исследованиями советской аудитории было установлено, что малоимущие и те, кто с трудом относит подписку к обязательной (облигатной) расходной статье семейного бюджета, скорее выберут газету местную. Она и тогда была дешевле, и минимальный информационно-потребительский набор содержала (например, в местной прессе была в сжатой форме представлена информация ТАСС по стране и миру).

Когда в первой половине 90-х гг. доставка центральных газет стала составлять большую часть их стоимости, выбор для значительной части аудитории окончательно определился в пользу областных (у жителей областного центра) или городских (у жителей других городов), а также районных (у жителей райцентра и сел) газет. В немалой степени этой тенденции способствовало и то обстоятельство, что все газеты, выходящие в Москве, республиканских и областных центрах, стали экономить на корреспондентской сети, и образующийся в этой связи перекос географии газетных материалов тоже перестал устраивать читателей.

По сумме факторов тенденцию к выбору местной информации переломить в ближайшем будущем будет сложно. Однако следует помнить, что совокупная аудитория всех центральных изданий велика, и с учетом тех, кто берет их почитать у других людей, Довольно близка к совокупной аудитории местных изданий [6].

К началу 90-х гг. был зафиксирован статистически переломный момент: еще в первом полугодии 1993 г. можно было говорить о некотором равновесии, существующем между подпиской на центральные и местные газеты. Во втором полугодии стало ясно: победили местные издания (табл. 3.7).

Таблица 3.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: