Каковы основные ошибки при выполнении базовых заданий с выбором ответов?

Начнем с несложного на первый взгляд задания, с которым тем не менее не справились многие выпускники.

Задание 1. Государство в отличие от политической партии
1) имеет сформированные цели своей деятельности
2) является объединением людей
3) создает правовые нормы
4) является институтом политической системы
Комментарий. Правильным ответом является третий вариант. Эту альтернативу как верную указали менее половины учеников. Примерно треть школьников остановила свой выбор на последнем суждении.
В чем основная причина этой ошибки? Думается, что во многом она связана с пропуском первого этапа в рассмотренной выше последовательности действий. Ученики не смогли выявить общность, охватывающую оба сравниваемых объекта – государство и партию. Этой общностью является политическая система общества, в рамках которой они являются компонентами, и при этом каждый из них обладает всеми признаками политического института (имеет организацию, деятельность направляется определенными нормами, отвечает соответствующим общественным запросам и т. п.).
Аналогичная причина лежит и в основе другой ошибки. Ее допустили многие школьники при выполнении следующего задания.

Задание 2. Истинное знание в отличие от ложного
1) создается в результате познавательной деятельности
2) требует усилий для понимания
3) соответствует предмету познания
4) является результатом наблюдений
Комментарий. Правильный выбор третьей альтернативы сделали около 40 % выпускников. Примерно столько же указали на первое суждение. В то же время, чтобы избежать этой ошибки, достаточно было определить общее смысловое «поле» понятий «истинное знание» и «ложное знание». Им является категория «познание» или «познавательная деятельность». Любое знание – истинное или ложное – является результатом познавательной деятельности. Около 16 % экзаменующихся посчитали, что истинное знание, в отличие от ложного, связано с наблюдениями (четвертая альтернатива). Но наблюдение может приводить к неверным выводам. Классический пример – господствовавшее долгое время представление о покоящейся Земле и вращающемся вокруг нее Солнце.
Еще один пример трудного задания.

Задание 3. Рациональное познание в отличие от чувственного
1) создает зрительный образ предмета
2) выделяет существенные признаки предмета
3) формирует знания и представления о предмете
4) нацелено на постижение истины
Комментарий. Многие учащиеся ошибочно выбирают два последних варианта. А между тем достаточно определить родовое понятие по отношению к указанным в условии задания, чтобы избежать этого выбора. Таким понятием выступает «познание» («познавательная деятельность»). Всякое познание, как известно, нацелено на постижение истины и формирует наши знания и представления о предметах. Таким образом, последние альтернативы не могут выступать различительными признаками рационального и чувственного познания. Что касается первого варианта ответа, то в нем есть слово-подсказка («зрительный»), следовательно, речь идет о чувственном познании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: