Статья 22. Подведомственность гражданских дел судам

1. Суды рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

25.Виды подведомственности.

В зависимости от того, отнесено разрешение категории дел к компетенции исключительно одного органа или же нескольких органов, различают подв. единичную (исключительную): дела о лишении родительских прав и множественную: имущественные споры между гражданами, юридическими лицами могут быть рассмотрены как в государственных (общей юрисдикции, арбитражных), так и в негосударственных (третейских) судах.

Виды множественной подв.:

1. Договорная - определяется взаимным соглашение сторон.

2. Императивная - закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы (напр., большинство трудовых споров рассматриваются сначала КТС, а затем может быть разрешено в суде).

3. Условная - дело подлежит рассмотрению в суде в случае наступления определенного условия, установленного законом.

4. Альтернативная - заинтересованное лицо самостоятельно выбирает орган, в который может об ратиться в соответствии с законом. Напр., выбор между разрешением спора в административном (обращение в вышестоящий адм. орган) или судебном порядке.

5. Смешанная - сочетает признаки разных видов подв., напр, императивной и альтернативной. Напр., если лицо обратилось за разрешением спора в вышестоящий адм. орган и получило там отказ, оно вправе обратиться с жалобой в суд.

26.Понятие подсудности.

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

В зависимости от того, какой суд решает вопрос о передаче гражданского дела, она может осуществляться:

1) мировым судьей – в районный суд;

2) судом, принявшим дело к производству, – в другой суд того же уровня;

3) вышестоящим судом из нижестоящего суда – в другой суд того же уровня.

Изменение подсудности заключается в том, что дело, принятое с соблюдением правил подсудности одним судом, передается на рассмотрение другому суду по следующим основаниям:

1) если ответчик, место жительства которого при предъявлении иска не было известно и иск был предъявлен по последнему известному месту жительства, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его фактического жительства;

2) если обе стороны заявят ходатайства о рассмотрении дела по местонахождению большинства доказательств;

3) если при рассмотрении дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

4) если после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

Передача дела из одного суда в другой оформляется определением, которое может быть обжаловано в частном порядке в течение 10 дней. Если определение не было обжаловано или опротестовано, дело передается в другой суд по истечении 10-дневного срока после вынесения определения. Если на определение была подана частная жалоба, дело передается в другой суд после вынесения вышестоящим судом определения об оставлении жалобы без удовлетворения. При невозможности рассмотрения дела в том суде или тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, председатель вышестоящего суда передает его по ходатайству сторон в близлежащий суд такого же уровня.

Передача дела из одного суда в другой, т. е. изменение подсудности, должно быть оформлено соответствующим определением. Стороны должны быть должным образом извещены о времени и месте вынесения определения для выяснения их мнения по этому вопросу.

Перечень оснований изменения подсудности, установленный законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Споры о подсудности между судами не допускаются. Определение о передаче дела из одного суда в другой, вступившее в законную силу, в случаях, предусмотренных ГПК РФ, обязательно для указанного в нем суда.

27.Виды подсудности.

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Выделяют следующие виды подсудности.

1)функциональная подсудность — распределение компетенции между су­дами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстан­ции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пере­смотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

3) Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т. е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

В свою очередь территориальная подсудность делится на:

1) Общая подсудность определяется местом жительства ответчика. Если ответчик - юридическое лицо, то по месту нахождения его органа или имущества.

2) альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;

3) исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;

4) договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству.

Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

5) Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

28.Судебные расходы и их виды.

ГПК не дает определения судебных расходов, указывая лишь, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и из­держек, связанных с рассмотрением дела. Судебные расходы можно определить как денежную сумму, вы­плачиваемую указанными в законе лицами в связи с производ­ством по гражданскому делу в суде.

Судебные расходы частично возмещают затраты госу­дарства, связанные с отправлением правосудия по гражданс­ким делам; предупреждают от неосновательного обращения в суд, являющееся эффективной правовой мерой борьбы с сутяжни­чеством; побуждают должника к надлежащему исполнению сво­их обязанностей.

В соответствии с ГПК судебные расходы состоят из государственной пошлины (это установленный государством обязательный и действующий на всей территории РФ денежный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц, в чьих ин­тересах уполномоченные органы или должностные лица совершают юридически значимые действия и выдают документы) и издержек (это фактические расходы, которые понесло государство, осуществляя правосудие по конкретно­му гражданскому делу), связанных с рас­смотрением дела.

29.Освобождение от судебных расходов и их распределение между сторонами.

Судебные расходы не препятствуют обращению в суд малоимущих граждан. Закон предусматривает освобождение от уплаты госпошлины по отдельным существенно затрагивающим интересы граждан категориям дел, а также предоставляет суду возможность в зависимости от имущественного положения лица освободить его от судебных расходов, предоставить отсрочку или рассрочку уплаты судебных расходов или уменьшить их размер.

Распределение судебных расходов между сторонами: 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. 2. Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной и кассационной инстанциях. 3. В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению заинтересованного лица.

Распределение судебных расходов при отказе от иска и заключении мирового соглашения 1. При отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчиком не возмещаются. Истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела. В случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика. 2. При заключении мирового соглашения стороны должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

30.Государственная пошлина.

Госпошлина - денежный сбор, кот взимается в судебных органах с заявлений и жалоб, кот подаются гражданами и юр лицами в суд и за выдачу им копий документов - судебных решений, постановлений и кот зачисляется в бюджет местного самоуправления.

Объектом взимания госпошлины в судах выступают гражд проц документы, перечень кот четко и полно определен в нормативном порядке. Госпошлина взимается:

с исковых заявлений;

с встречных исковых заявлений;

с заявлений третьих лиц, кот предъявляют самостоятельные исковые требования на предмет спора между сторонами;

с жалоб граждан на решения, действия или бездействие гос органов, юр или должностных лиц в сфере управленческой деятельности;

с жалоб на решения, принятые относительно религиозных организаций;

с кассационных жалоб на решения судов;

с жалоб на решения, кот вступили в зак силу;

с заявлений и жалоб в делах особого производства;

за повторную выдачу копии судебного решения, постановления.

Виды госпошлины:

1. Простая - выражается в твердой денежной форме (напр., МРОТ).

2. Пропорциональная - исчисляется в процентном соотношении от какой-либо суммы.

3. Смешанная (комбинированная) - сочетает твердые денежные суммы и проценты от определенных сумм (напр., с исков имущественного характера). Для определения размера иска необходимо вычислить цену иска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: