Глоссарий

  Русский Казахский Английский
  библиотека кітапхана library
  книга кітап book
  читательский билет оқырманның билеті Library card
  читальный зал оқу залы Reading room
  бланк бланк form
  абонемент абонемент subscription
  заказ тапсырыс order

Список литературы

Основная литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.

  1. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.
  2. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2000.
  3. Царева Н. Ю. Продолжаем изучать русский. – Москва, 2002.
  4. Баско И. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2004.
  5. Проскурякова И.Г. и др. Пособие по научному стилю речи. //Для вузов технического профиля. – Москва, 2004.
  6. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов. – Москва, 1998.

9. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: БГУ, 2007. — 470 с.

Дополнительная:

10. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

11. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка.: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2008.

12. Казахско-русский, русско-казахский словарь для учащихся и студентов 30000 слов. –Алматы:Аруна, 2002.-416 с.

Активный раздаточный материал – АРМ №37 Дисциплина: Русский язык Кол-во кредитов: 2 Уровень:2Практическое занятие Лексическая тема: Научные открытия Грамматическая тема: Безударные гласные в корне словаАссоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна
  Грамматический комментарий

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ КОРНЯ СЛОВА.

В соответствии с морфологическим принципом русского правописания безударные гласные корня пишутся так, как они произносятся под ударением. Следовательно, для проверки написания безударных гласных надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением, например: сводить — свод,. примирение — мир, измерение — измерить, объединение — единый.

Правописание безударного гласного нельзя, однако, проверить при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами ыпать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует проверять словом бросить, а не выбрасывать.

Правописание многих слов с безударными гласными нельзя проверить ударением, их следует запомнить: вагон, сапог, сапожище и др(7).

1. Прослушайте текст.

2. Ответьте на вопросы

На каком факультете учился будущий академик?

Куда он был направлен после учебы?

Кем работал молодой ученый?

3. Объясните слова и выражения из текста и передайте содержание близко к тексту.:

Инженерное образование, благодаря своей настойчивости, пример трудолюбия, народнохозяйственное значение, истинное восхищение.

4.Прочитайте вслух и перескажите основное содержание текста.

«Альфред Нобель и Нобелевские премии»

В своем знаменитом завещании, написанном в Париже в 1895 году, Альфред Нобель писал о том, как нужно использовать его капитал. Богатство, оставленное им перед смертью, составляло 92 млн. долларов. В настоящее время все финансовые и организационные вопросы решает организация, названная «Фондом Нобеля».

Ежегодный призовой фонд делится на пять равных частей. Существует пять Нобелевских премий, которые присуждают ученым в области физики, химии, медицины и физиологии, а также в области литературы и общественным деятелям за укрепление мира. Фонд Нобеля является частной и независимой организацией. Работа директора выполняется человеком, предложенным правительством Швеции. Но решение о том, кто получит премию принимается не Фондом Нобеля. Обычно спрашивают, почему именно на эти области деятельности обращено внимание Нобеля? Дело в том, что работа самого Нобеля была связана с этими областями. Например: сам Нобель был автором стихов, написанных на разных языках. Кроме того, он был уверен, что литературная деятельность делает человека духовно богаче, лучше, чище! Он был твердо уверен в необходимости вести борьбу за мир! Войну Нобель считал «самым ужасным ужасом», величайшим из преступлений. Идеи Нобеля были использованы в работе ООН, созданной через несколько лет после его смерти.

В наши дни Нобелевская премия широко известна во всем мире.

5. Составьте вопросы по прочитанному тексту – 5 вопросов.

6. Прочитайте выразительно стихотворение М.Ломоносова.

Поэтическая страничка

Науки юношей питают, отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

7. Рассмотрите картинку по теме и составьте рассказ.

8. Объясните написание слов с безударными гласными (устно). Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными.

Сердце его исполнено было самых печальных предчувствий, он б..ялся уже (не) застать отца в живых...

Приехав на станцию, он вошёл к смотрителю и спросил вольных л.шадей. Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать и объявил, что лош..ди из Кистенёвки ожидали его уже четвёртые сутки. Вскоре явился к Владимиру Андревичу старый куч..р Антон, некогда водивший его по к..нюшне и см..тревший за его маленькой лошадкою. Антон прослезился, увидя его, поклонился до земли и сказал ему, что старый его барин ещё жив и побежал запр..гать лош..дей. Владимир Андреевич отк..зался от предложенного завтрака и сп..шил отправиться. Антон повёз его просёлочными дорогами и между ними завязал ся разговор.

(А. Пушкин. «Дубровский»)

9. К данным определениям подберите нужные слова: банкрот, компаньон, бизнесмен, конкурент, экономист.

1. Деловой, предприимчивый, трудолюбивый человек, организовавший свою фирму.

2. Специалист в области экономики.

3. Тот, кто соперничает, соревнуется с другими в достижении одинаковых целей.

4. Разорившийся предприниматель.

5. Тот, кто совместно владеет и управляет компанией.

10.С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверить написание выделенных гласных.

Развиваться — развеваться, поласкать — полоскать, просвещение— посвящение, долина—далёкий, умалять — умолять, увядать — увидать, примирение — измерение, наколоть — накалить.

11. Составьте текст-описание одного из научных открытий, о котором вы узнали недавно

12. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне слова.

В международной т…рговле используются р…зличные нац…ональные валюты к…торые в опред…ленных соотн…шениях обмен…ваются одна на другую на валютных рынках. Ном…нальный валютный курс – это отн…сительная цена валют двух стран то есть цена одной валюты в ед…ницах другой. Термин «обменный курс как прав...ло используется именно для обозн...чения ном...нального валютного курса. Увел...чение эксп...рта товаров и услуг из данной страны увелич...вает спрос на нац...ональную валюту за рубежом и одновременно форм...рует предл...жение иностранной валюты в данной стране.

Соответственно увел...чение импорта товаров и услуг в данной стране созд...ет в ней спрос на иностранную валюту и форм...рует предл...жение нац...ональной валюты для иностранцев. Рост внутреннего спроса на иностранную валюту» сн...жает ее запасы в нац...ональных банках страны к...торые были созд...ны за счет увел...чени... экспорта (81).

Импорт - ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз.

Экспорт - товары и услуги, продаваемые зарубежным государствам.

Тесты для самоконтроля

1. Укажите словосочетание, где прилагательное пишется с -нн.

a) Лекцион…ый курс

b) Песчан…ый берег

c) Румян…ое лицо

d) Зелен…ая трава

2. Укажите словосочетание, где прилагательное пишется с -н-

a) Си…ее небо

b) Собстве…ое суждение

c) Деревя…ая парта

d) Карти…ая галерея

3. Укажите словосочетание, где прилагательное пишется с суффиксом -ск

a) Казах…ий ученый

b) Низ…ая успеваемость

c) Немец…ий язык

d) Рыбац…ая лодка

4. Укажите нужный глагол: Молодёжную программу … известный журналист.

a) Ведёт.

b) Говорит.

c) Идёт.

d) Передаёт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: