Причины модернизации обществоведческого образования

За последние десятилетие был преодолен системный кризис российского общества, достигнуты заметные успехи в экономической области, положение в обществе стабилизировалось, многие острые проблемы 1990-х гг. ушли в прошлое, им на смену пришли или выдвинулись на первый план другие. Проблемы перехода к инновационной экономике, преодоления опасного разрыва в доходах богатых и бедных, борьбы с коррупцией, а также экологические, демографические и иные актуальные для страны проблемы должны найти отражение в обществоведческом курсе.

Особое место в содержании предмета должно занять разъяснение задач развития общества на ближайшее десятилетие и путей их решения

Изменившиеся за последние годы реалии внутренней и международной жизни ставят перед нашим обществом новые задачи, определяют новые приоритеты. Среди последних – перенос центра тяжести с инерционного на инновационное развитие. Последнее невозможно без развития интеллектуальных возможностей человека, раскрепощения его преобразующей творческой энергии. Одним из важнейших направлений развития предмета в ближайшие годы должны стать усиление внимания к разработке педагогических технологий, способствующих развитию познавательных возможностей обучающихся, выявлению их творческого потенциала.

Курс обществознания призван, взаимодействуя с курсами новейшей истории зарубежных стран и географии, раскрывать наряду с процессами, происходящими внутри нашей страны, влияние на них нарастающей глобализации, характеризовать геополитические интересы России.

Изменения в информационном пространстве, массированное воздействие на создание людей электронных СМИ, подключение всех школ к Интернету, увеличивающийся объем калейдоскопической, неупорядоченной информации, с которой в наше время сталкивается человек, усиливает необходимость систематизации в обществоведческом курсе разрозненных сведений об обществе и человеке, создания условий для самостоятельной ориентации в потоке сообщений. Формирования умения грамотно работать с различными источниками социальной информации.

Благодаря СМИ, и прежде всего Интернету, изменилась информационная среда обитания современного человека, который получил практически неограниченный доступ к чрезвычайно широкому и крайне разнородному массиву информации. Это открывает иные возможности и ставит новые проблемы в обучении предмету, требует определенной корректировки его целей, методов организации учебной деятельности, форм промежуточного и итогового контроля.

Одной из ведущих целей обществознания становится формирование у школьников умений самостоятельно работать с разнородной социальной информацией: находить нужные сведения, преобразовывать их с учетом поставленной цели. Применять в решении теоретических и практических задач.

Особого внимания требует информация, к которой обращаются обучающиеся: здесь важны умения определять ценность источника, достоверность информации, соотносить различные подходы к ее интерпретации и оценке. Проведенные в последние годы педагогические исследования влияния новых информационных технологий на образовательный процесс позволяют осуществить корректировку других компонентов системы обществоведческой подготовки. В частности роли и места учителя в образовательном процессе.

Процессы, происходящие в современном обществе, являются объектом исследований, осуществляемых экономической наукой, социологией, политологией, находят отражение в других областях научного обществознания. Наиболее значимые результаты этих исследований, наряду с фундаментальными положениями общественных наук, в педагогически разумной мере должны быть представлены в школьном обществоведческом курсе. Освещение происходящих в обществе процессов не должно противоречить современным научным представлениям, разделяемым профессиональным сообществом ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: