Введение. 1. Социальная природа и проблематика обществознания в российской школе

Содержание

Введение........................................................... 3

1. Социальная природа и проблематика обществознания в российской школе........................................... 5

1.1. История развития социально-гуманитарного образования в современной школе.............................................................. 5

1.2. Причины модернизации обществоведческого образования........... 7

1.3. Актуальные проблемы обществоведческого образования............ 8

2. Общетеоретические и отраслевые аспекты социально- гуманитарного образования................................. 12

2.1. Цели обществоведческого образования........................... 12

2.2. Место обществознания в системе общего образования............. 13

2.3. Компетенции.................................................. 14

3. Организация учебного процесса. Требования к его оснащенности................................................... 16

3.1. Использование схем и таблиц на уроках обществознания........... 17

3.2. Информационные технологии. Компьютер на уроках обществознания 18

3.3. Методы работы с понятиями и терминами на уроках обществознания. 19

Заключение........................................................ 22

Библиография..................................................... 24

Приложение 1. Факторы модернизации обществоведческого образования 26

Приложение 2. Актуальные проблемы обществоведческого образования 26

Приложение 3. Виды социальной компетенции........................ 27

Приложение 4. Форма, суть и результаты интерактивного обучения...... 28

Приложение 5. Правила интерактивного обучения..................... 28

Приложение 6. Методы формирования понятий....................... 29

Введение

Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах.

Несмотря на то, что проблемам обществоведческого образования в научной литературе традиционно уделяется значительное внимание, многие вопросы этого явления остаются спорными, до конца не выясненными.

Тема социально-гуманитарного образования актуальна во все времена, а в настоящее время становятся центральными. Во-первых, потому, что, не смотря на то, что данным проблемам посвящены многочисленные труды, как отечественных, так и зарубежных ученых объекты представленной темы до сих пор не изучены и находятся в постоянном развитии, видоизменяются. Во-вторых, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что данная проблема является одной из самых полемичных в социально-гуманитарной науке. В-третьих, актуальность обусловлена еще и динамичностью развивающегося и постоянно изменяющегося современного общества.

Для более полного анализа раскрываемых вопросов использовались нормативно-правовые акты, специальная литература, периодические издания.

Цель научно-исследовательской работы – проанализировать проблемы социально-гуманитарного образования в современной школе.

Задачи данного исследования состоят в следующем:

- раскрыть понятие «обществоведение», посредством его признаков;

- рассмотреть историю курса обществознания в российской школе;

- установить роль обществознания в системе образования;

- проанализировать проблемы современного общества, способствующие модернизации обществоведческого образования;

- проанализировать цели обществоведческого образования;

- рассмотреть компетенции обществознания;

- проанализировать организацию учебного процесса и требования к его оснащению;

- указать на особенности использования схем и таблиц на уроках обществознания;

- рассмотреть особенности применения компьютера на уроках;

- проанализировать методы работы с понятиями и терминами на уроках обществознания;

— предложить ассоциативный и инвентивный методы работы с понятиями и терминами.

Объектом данного исследования является обществоведческое образование в России.

Ценный вклад в изучение исследуемого вопроса внесли такие ученые, как Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова и многие другие. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию этой важной темы, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.

В работе предполагается определить новые виды методов работы с понятиями на уроках обществознания.

Основные методы исследования, использованные в работе: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики и другие.

Данная работа, несомненно, представляет интерес для учителей обществознания, методистов гуманитарной направленности.

Исходя из целей и задач научно-исследовательской работы, ее структура определена следующим образом: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.

1.СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ПРОБЛЕМАТИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Термин «обществоведение» («обществознание») в науковедческой литературе объединяет все науки об обществе. Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядро которого составляет система научных знаний о человеке и обществе, отобранных с позиций педагогической целесообразности. Курс обществознания в школе строится на базе ряда общественных наук: социологии, экономической теории, политологии, правоведения, социальной психологии, а также философии. Наряду с научными знаниями в содержании школьного обществознания представлены социальные нормы (нравственные и правовые), способы познавательной и практической деятельности, система гуманистических и демократических ценностей. Неотъемлемой составной частью курса является рассмотрение проблем современного и будущего развития России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: