Содержание
Введение........................................................... 3
1. Социальная природа и проблематика обществознания в российской школе........................................... 5
1.1. История развития социально-гуманитарного образования в современной школе.............................................................. 5
1.2. Причины модернизации обществоведческого образования........... 7
1.3. Актуальные проблемы обществоведческого образования............ 8
2. Общетеоретические и отраслевые аспекты социально- гуманитарного образования................................. 12
2.1. Цели обществоведческого образования........................... 12
2.2. Место обществознания в системе общего образования............. 13
2.3. Компетенции.................................................. 14
3. Организация учебного процесса. Требования к его оснащенности................................................... 16
3.1. Использование схем и таблиц на уроках обществознания........... 17
3.2. Информационные технологии. Компьютер на уроках обществознания 18
3.3. Методы работы с понятиями и терминами на уроках обществознания. 19
Заключение........................................................ 22
Библиография..................................................... 24
Приложение 1. Факторы модернизации обществоведческого образования 26
Приложение 2. Актуальные проблемы обществоведческого образования 26
Приложение 3. Виды социальной компетенции........................ 27
Приложение 4. Форма, суть и результаты интерактивного обучения...... 28
Приложение 5. Правила интерактивного обучения..................... 28
Приложение 6. Методы формирования понятий....................... 29
Введение
Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах.
Несмотря на то, что проблемам обществоведческого образования в научной литературе традиционно уделяется значительное внимание, многие вопросы этого явления остаются спорными, до конца не выясненными.
Тема социально-гуманитарного образования актуальна во все времена, а в настоящее время становятся центральными. Во-первых, потому, что, не смотря на то, что данным проблемам посвящены многочисленные труды, как отечественных, так и зарубежных ученых объекты представленной темы до сих пор не изучены и находятся в постоянном развитии, видоизменяются. Во-вторых, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что данная проблема является одной из самых полемичных в социально-гуманитарной науке. В-третьих, актуальность обусловлена еще и динамичностью развивающегося и постоянно изменяющегося современного общества.
Для более полного анализа раскрываемых вопросов использовались нормативно-правовые акты, специальная литература, периодические издания.
Цель научно-исследовательской работы – проанализировать проблемы социально-гуманитарного образования в современной школе.
Задачи данного исследования состоят в следующем:
- раскрыть понятие «обществоведение», посредством его признаков;
- рассмотреть историю курса обществознания в российской школе;
- установить роль обществознания в системе образования;
- проанализировать проблемы современного общества, способствующие модернизации обществоведческого образования;
- проанализировать цели обществоведческого образования;
- рассмотреть компетенции обществознания;
- проанализировать организацию учебного процесса и требования к его оснащению;
- указать на особенности использования схем и таблиц на уроках обществознания;
- рассмотреть особенности применения компьютера на уроках;
- проанализировать методы работы с понятиями и терминами на уроках обществознания;
— предложить ассоциативный и инвентивный методы работы с понятиями и терминами.
Объектом данного исследования является обществоведческое образование в России.
Ценный вклад в изучение исследуемого вопроса внесли такие ученые, как Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова и многие другие. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию этой важной темы, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.
В работе предполагается определить новые виды методов работы с понятиями на уроках обществознания.
Основные методы исследования, использованные в работе: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики и другие.
Данная работа, несомненно, представляет интерес для учителей обществознания, методистов гуманитарной направленности.
Исходя из целей и задач научно-исследовательской работы, ее структура определена следующим образом: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ПРОБЛЕМАТИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Термин «обществоведение» («обществознание») в науковедческой литературе объединяет все науки об обществе. Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядро которого составляет система научных знаний о человеке и обществе, отобранных с позиций педагогической целесообразности. Курс обществознания в школе строится на базе ряда общественных наук: социологии, экономической теории, политологии, правоведения, социальной психологии, а также философии. Наряду с научными знаниями в содержании школьного обществознания представлены социальные нормы (нравственные и правовые), способы познавательной и практической деятельности, система гуманистических и демократических ценностей. Неотъемлемой составной частью курса является рассмотрение проблем современного и будущего развития России.