Образования в современной школе

Становление нового обществоведческого предмета, пришедшего на смену существовавшего в Советском Союзе и подчиненному господствующей идеологии курсу «Обществоведение», началось сравнительно недавно. Оно было вызвано развернувшимися на рубеже века фундаментальными изменениями во всех сферах жизни нашего общества. Коренным обновлением общественных наук. Конституция РФ, а также Закон РФ «Об образовании» определили принципы образовательной политики государства. Артикулировали общественно-государственные ожидания в сфере общего образования, что помогло выдвинуть и обосновать ведущие цели обществоведческой подготовки.

В начале 1990-х гг. в лаборатории обществоведческого образования ИСМО РАО были разработаны концептуальные основы принципиально иного, по сравнению с «Обществоведением» 1960-1980-х гг., обществоведческого курса, ориентированного на отражение в его содержании проблем перехода страны к рыночной экономике, демократизации государства, утверждение в сознании обучающихся ценностей, которые заявлены в Конституции РФ 1993 г.

Был выдвинут ряд принципов построения предмета и отбора его содержания. Воплощенные в серии учебников и учебно-методических изданий, в практике преподавания многие из них подтвердили свою педагогическую эффективность и не утратили своей методологической значимости до настоящего времени. Опыт их разработки и использования в массовой практике был обобщен в вариантах концепции курса, опубликованных в 1999 и 2000 гг. и нацеленных на дальнейшее развитие обществоведческого образования.

За истекшее после этого десятилетие были созданы учебные пособия, отражающие новые реалии в постсоветской России и в мире. Подготовлены хрестоматии, сборники задач и методические руководства для учителей, нацеленные на оптимальное сочетание овладения научными знаниями, развития творческих способностей и воспитания обучающихся.

Сложилось несколько учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание, как в основной, так и в полной средней школе. На 2008/09 учебный год в Федеральный список учебников вошло три комплекта (завершенные линии) учебников для основной школы и семь комплектов (включая базовый и профильный уровни) – для старших классов. Все они прошли экспертизу в РАН и РАО и рекомендованы для использования в школах. За последние три года (2005-2007) четверть миллиона выпускников российских школ сдали свободно выбранный ими экзамен по обществознанию, показав результаты, которые не уступают итоговым показателям по другим учебным предметам.

Ныне возникла необходимость дальнейшего развития обществоведческого образования, направленного на повышение его роли в социальной адаптации обучающихся к условиям жизни в современном обществе, на их подготовку к решению проблем, с которыми им предстоит встретиться в ближайшем будущем.

Изменения общества делают необходимой модернизацию обществоведческого образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: