Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 5 страница

— осознание своих интересов, отличных от интересов властей;

— контакты россиян с мировым сообществом, в современном мире невозможно развиваться изолированно от магистральных тенденций развития.

К наиболее активным отрядам граждан можно отнести движение пенсионеров, студенческие движения, весьма организованно действуют педагоги, врачи, активизировались ученые и преподаватели ­вузов.

Достаточно серьезная критика непродуманных и вследствие этого весьма непредсказуемых реформ в области социальной сферы проводится как раз общественными организациями.

Значительный потенциал имеется и у предпринимательских сообществ. Несмотря на достаточно сложные объективные условия формирования основ гражданского общества, процесс этот, безусловно, в нашей стране идет. Действует ряд организаций, обладающих признаками гражданского общества — инициатива, осознанный интерес, критика официальных властей, стремление отстаивать свои интересы. В демократическом обществе народ контролирует три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную — при помощи разветвленной сети специальных институтов, которые предают всеобщей гласности неправедные или незаконные поступки государственных служащих, критикуют принимаемые решения, доводят до власть предержащих мнение населения по самому широкому кругу вопросов. Периодическая печать, радио, телевидение, другие средства массовой информации и коммуникации, составляющие так называемую «четвертую власть», публикуют критические материалы о коррупции, злоупотреблениях служебным положением, произволе властей. СМИ выполняют функцию неусыпного стража общественной демократии, видящего в верном служении обществу свой высший долг, свою первейшую и постоянную обязанность. За критические выступления журналисты нередко подвергаются гонениям, травле и преследованиям.

Кроме СМИ, в гражданском обществе функционируют и другие институты общественного контроля. К ним, в частности, относятся общественные объединения юристов, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры, институт присяжных. Общественные приемные — это площадка для диалога между властью и обществом, один из структурных компонентов института общественно-гражданского контроля деятельности чиновников. Они создаются в каждой области и регионе. Жителей чаще всего волнуют: вопросы нарушения прав граждан, зачастую вызванные неправомерными действиями правоохранительных органов, юстиции, а также неисполнение судебных решений. Несколько выше процент жалоб социального характера и обращений, связанных с преодолением административных барьеров при развитии предпринимательства.

С 1 июля 2005 года вступил в силу федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации». В соответствии с законом, Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики Российской Федерации, учета общественных инициатив и интересов россиян, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. В состав Общественной палаты входят граждане Российской Федерации, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. Согласно закону, Общественная палата должна стать независимым институтом, который сможет осуществлять общественную экспертизу законодательной деятельности Федерального собрания, а также проводить контроль за деятельностью исполнительной власти. Палата численностью 126 человек формируется из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций.

Институт парламентских расследований существует во всех странах мира, в том числе и в России. В российском парламенте неоднократно создавались комиссии по расследованию тех или иных событий. В частности — факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, обстоятельства, связанные с возникновением и негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, расследование причин и обстоятельств трагических событий в Беслане, расследование деятельности Новороссийского порта, комиссия Совета Федерации по расследованию причин ­финансового кризиса 17 августа 1998 года, отказ в предоставлении информации Федеральному собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Парламентские расследования, согласно законопроекту, также прекращаются в случае принятия судом к производству дела, касающегося расследуемых обстоятельств. При этом парламентарии не могут расследовать деятельность президента и органов судебной власти по осуществлению правосудия, а также деятельность органов следствия и факты, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства.

Общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов — важный институт гражданского общества, который позволяет сократить масштабы неправомерных действий правоохранителей и помочь людям, пострадавшим от произвола.

7.12. Правовое государство

Термин «правовое государство» впервые введен немецкими учеными К. Т. Велькером и Й. Ф. фон Аретином. Но о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI века до н.э. греческий правитель Солон. В Древнем Риме возникло разделение властей как основная предпосылка правового государства. А сама концепция сложилась в XVII–XIX веках в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона и др. Первые правовые государства появились в Англии, Франции и США.

В основе правового государства лежит стремление оградить граждан от диктатуры и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, фундаментальные права личности на жизнь, безопасность, свободу, собственность. Это возможно лишь при разграничении государства и гражданского общества.

В России интерес к правовому государству начал проявляться только в 80-х годах ХХ века. До этого государственная власть опиралась на идеологию, а не на право.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути имеют надклассовый и общечеловеческий характер. В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противоречащие друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальной жизни.

Определения понятия «правовое государство»

Приведем несколько встречающихся в общественных науках определений правового государства:

•«Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя создаваемые им же юридические нормы. Правовое государство в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

• «Государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности».

• «Правовое государство — система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа, в интересах народа, на основе верховенства правового закона, разделения властей, признания равенства и свободы за всеми участниками демократического процесса».

• «Правовым называется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан».

Принципы правового государства

Среди основных принципов правового государства главными можно назвать следующие:

— признание народа единственным источником власти, законы могут быть приняты только компетентными органами, уполномоченными на это народом (ст. 3 Конституции РФ);

— верховенство права, законы должны максимально соответствовать представлениям общества о справедливости и быть приняты установленной процедурой (ст. 4, 15);

— верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

— признание прав человека (ст. 2);

— равенство всех перед законом (ст. 19);

— гарантии от злоупотреблений власти;

— разделение властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти (ст. 10, 46, 53);

— разрешение всего, что не запрещено законом, свобода (ст. 45);

— соблюдение иерархии законов, они не должны противоречить конституции и друг другу;

— презумпция невиновности — только суд может признать человека виновным (ст. 47, 22);

— принцип взаимной ответственности государства и граждан, гарантированный независимым характером суда (ст. 32, 33);

— отделение идеологии от государства (ст. 13);

— парламентаризм и конституционализм;

— отделение церкви от государства;

— различные политические партии и организации;

— приоритет свободы перед равенством.

В правовом государстве господствует право, понимаемое в духе естественных прав человека, присущих каждому индивиду от рождения как разумному и свободному существу. Эти права не должны нарушаться государственными законами.

Основополагающими принципами правового государства являются порядок в государстве и защищенность гражданина.

Самоочевидными признаками демократического правового государства являются:

— право участия в политическом процессе;

— соблюдение определенных правил игры между политическими партиями и группами;

— смена власти в процессе всеобщих выборов на всех уровнях власти.

Предпосылки создания и функционирования
правового государства

— Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность индивида.

— Режим демократии, предотвращение попыток узурпации власти.

— Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

— Юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, что обеспечивает уважение закона.

— Формирование гражданского общества, удовлетворение прав и интересов граждан на основе самоуправления и свободы.

7.13. Человек в политической жизни. Политическое участие

Под политической социализацией понимается процесс приобщения человека к различным формам участия в политической жизни, включающий в себя ознакомление с представлениями о политике и ее взаимодействии с другими сферами общественной жизни, развитие навыков анализа политических документов, ценностную ориентацию на активную роль по отношению к политике, понимание народа источником власти и возможность критической оценки тех или иных действий правительства.

В политологии выделяют два основных этапа политической социализации:

1. Первичный — на этом этапе происходит приобщение подрастающего поколения к политической информации через мнения и оценки окружающих (родителей, друзей, учителей, родственников и знакомых). Появляется определенное отношение к политике, возникает опыт взаимодействия с властью. Важную роль играют здесь такие институты, как семья, детский сад, школа, средства массовой информации.

2. Вторичный — расширяется самостоятельный политический опыт, человек сам вырабатывает мнения и взгляды на политику, он меньше поддается давлению извне и перестает подражать суждениям окружающих. Начинается участие в политических организациях, партиях, общественных объединениях. Теперь решающее воздействие оказывают профессиональные и другие союзы, государственные органы, средства массовой информации. Важнейшим примером политического участия является участие в выборах.

Основные категории участников избирательного процесса — избиратели, кандидаты, избирательные комиссии, избирательные объединения (блоки, партии и др.), средства массовой информации, наблюдатели, общественные организации.

Избирателями обычно являются все граждане, достигшие определенного возраста (как правило 18 лет), находящиеся на свободе и обладающие нормальной психикой. Иногда могут быть установлены условия постоянного проживания на одном месте, а для эмигрантов — определенного количества времени, прожитого в стране. В недемократических странах существуют и другие ограничения. Все граждане, участвующие в голосовании, обладают активным избирательным правом. Часто встречается такое название, как электорат (лат. elector — избиратель) — так именуются граждане, имеющие право голоса для участия в политических выборах. Их поведение на выборах зависит от рода деятельности, уровня доходов, религиозных убеждений, этнической принадлежности, места проживания, предвыборной пропаганды и других факторов.

Кандидатами также становятся граждане, но чаще всего на несколько иных условиях. Они должны обладать пассивным избирательным правом. Часто возраст должен быть старше 18 лет, надо в течение определенного времени быть гражданином страны, а иногда обязательно требуется родиться в стране (президентом США может быть только тот, кто родился на территории этого государства).

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии, составляющие списки избирателей, регистрирующие кандидатов, следящие за соблюдением законов, организующие сам ход голосования.

Избирательные объединения могут быть самых разных видов и форм (партии, движения, союзы, блоки, организации и т. п.). Они проводят агитацию, распространяют свои программы и лозунги в массах, собирают подписи для выдвижения кандидата и т. д. Блоками называют объединения политических структур, имеющих общие цели. Партии, вошедшие в избирательный блок, договариваются о разделе депутатских и правительственных мест, а также о формах взаимодействия — совместных обращениях к населению, выдвижении общих кандидатов или их списка на выборах, выработке единой идейно-теоретической платформы, образовании коалиционного правительства, организации митингов, демонстраций и т. п. Избирательные блоки могут быть местного или общепартийного руководства.

Средства массовой информации главным образом информируют граждан, давая им возможность разобраться в своих симпатиях и антипатиях. Газеты, журналы, телевидение, видео, компьютерные системы содержат обзор политических событий, освещают личные и деловые качества кандидатов. Вместе с тем нередко средства массовой информации могут давать искаженные сведения, поэтому очень важно, чтобы они были не только максимально независимы (на практике этого добиться практически невозможно), но и существовали в условиях конкуренции.

Роль заинтересованных или независимых контролеров выполняют в избирательном процессе наблюдатели от политических партий, общественных организаций, международных объединений. Они следят за соблюдением законов накануне голосования и в момент волеизъявления, а также за честным подсчетом голосов.

Право избирать и быть избранным является одним из важнейших прав человека и закреплено в Конституции страны. Однако недостаточно просто установить это право. Справедливыми будут считаться только те выборы, в которых не использовались незаконные формы и методы агитации.

Основными формами агитации в ходе избирательной кампании являются: проведение предвыборных собраний и митингов, публикация статей и памфлетов в средствах массовой информации, распространение афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению, рекламные ролики.

Во многих странах существует проблема абсентеизма (от лат. absentia — отсутствие) — уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах. Она есть практически везде — и в развитых демократических государствах, и в странах с низким уровнем жизни граждан. Конечно, можно просто заставить силой приходить голосовать. И так делается в ряде стран с разной степенью жесткости. Сегодня, даже некоторые демократические государства, устанавливают наказания в виде штрафа (например, в Бельгии и Италии). Однако, как правило, голосовать или нет остается на совести каждого человека, и нередко получается, что дорогостоящая избирательная кампания объявляется недействительной из-за того, что в выборах не приняло участия необходимое количество граждан (в России обычно устанавливается обязательность участия не менее 25 % граждан, имеющих право голоса). Приходится заново выделять средства и проводить избирательную кампанию вторично. Расходы, естественно, несем все мы, налогоплательщики, а значит, меньше денег будет выделено на образование, коммунальное обслуживание, развитие транспорта и т. п. Почему же так происходит?

Причины абсентеизма могут быть разными:

1. Полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные вопросы, не задумываясь о делах государства. Следует признать, что такие люди живут в мире иллюзий, так как нельзя «уйти» от политики, а если к власти придет правительство агрессоров, то не сами они будут воевать и терпеть все лишения, а простые люди и их дети. Обычно эта причина характерна для развитых демократических стран, где граждане уверены в своем будущем и сохраняется определенная стабильность. Вместе с тем не стоит забывать, что многое может измениться при равнодушии граждан.

2. Разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям. Такое случается, когда падает уровень жизни, а реформы не дают быстрых результатов, а также в случаях коррупции властей, повсеместных злоупотреблений чиновничества. У избирателей создается ощущение, что любой представитель власти заботится только о личной выгоде, но не задумывается об интересах народа. Как правило, это происходит тогда, когда значимость результатов выборов для граждан практически незаметна, а изменения во властных структурах касаются только персонального состава, а не качественных характеристик. Все это приводит к укреплению в сознании людей стойкого скептицизма по поводу возможности повлиять на политику в принципе.

3. Неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в его правильности. Граждане должны не только иметь желание, но и обладать определенными знаниями и умениями, связанными с избирательным процессом.

В каждом конкретном случае причины неприхода граждан на выборы могут быть самыми разнообразными, но по поводу последствий абсентеизма у политологов имеются противоположные суждения. Если одни видят в этом процесс разрыва власти и простых людей, проявления самоуспокоенности и пассивности, то находятся и те, которые видят в отказе от волеизъявления доверие граждан политическим лидерам, свидетельство интенсивной светской жизни при многочисленных возможностях для развлечений. Наконец, есть и те, кто заявляет, что на выборы должны приходить только заинтересованные и активные граждане, а выбор в данной ситуации становится более квалифицированным и компетентным.

Раздел 8
Право

8.1. Право в системе социальных норм

Пока общество не было строго разделено на бедных и богатых, для всех его членов существовали единые правила поведения: ритуалы, обряды, обычаи, религиозные и другие нормы, в рамках которых были созданы свои устойчивые правила человеческого поведения. Они помогали людям выжить и регулировали повторяющиеся типичные ситуации, последствия которых человеку были уже известны. Создавая эти нормы, наши предки пытались предотвратить опасность, защитить себя и других, научить чему-то своих детей.

Социальные нормы — это общепринятые правила поведения людей, их объединений в обществе, которые регулируют взаимоотношения сторон.

Социальные нормы (общественные правила поведения) должны быть четкими, непротиворечивыми, понятными и справедливыми с точки зрения уважаемых в обществе общечеловеческих ценностей. Они нужны для того, чтобы предотвратить хаос, внести организованность в совместную жизнь людей.

Социальные нормы можно разделить на обычаи, религиозные, моральные, групповые, правовые и другие нормы. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят, таким образом, в привычку поведения людей.

Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения. Долгое время обычаи регулировали самые важные стороны жизни народов пока на смену им не пришло право. Тем не менее свое первоначальное значение обычаи не утратили во многих регионах мира. В России они продолжают оставаться важными образцами поведения у народов Севера, Кавказа и ряда других регионов. Сегодня обычаи являются не только правилами поведения, но и способом сохранения самобытности и культуры народов.

Религиозные нормыустанавливаются различными религиозными объединениями и имеют обязательное значение для тех, кто исповедует ту или иную веру.

Религиозные нормы — это правила, согласно которым устанавливаются модели поведения представителей той или иной веры.

В отличие от обычаев, которые существуют в устной форме, религиозные нормы могут фиксироваться в так называемых «священных книгах» — Библии, Коране, Ведах, Торе и т. п. За их нарушения предусмотрены особые санкции: например, отлучение от церкви.

Моральные нормырегулируют большинство общественных отношений. Моральные нормы правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, правде и лжи.Нормы морали не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Они передаются из поколение в поколение.

Групповые нормы регулируют поведение между членами группы. Выделяют большие и малые социальные группы. Большие социальные группы складываются в ходе исторического развития общества. К ним относятся: социальные классы, этнические группы, в том числе нации и народности, профессиональные и половозрастные группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены совместной деятельностью, общими целями, интересами и находятся в непосредственном личном общении. Малыми группами являются: семья, община, трудовой коллектив, школьный класс, спортивная команда и т. п.

Групповые нормы — это общеобязательные правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для ее членов обязательными для исполнения.

В отличие от иных социальных норм, групповые нормы распространяют свое действие не на все общество, а только на его части — социальные группы. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы — это правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятий, партий, профсоюзов, добровольных обществ и т. п.), имеющие обязательное значение только для членов этих организаций (объединений).

Они закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях. С усложнением общественных отношений и увеличением численности объединений людей роль корпоративных норм заметно возрастает.

С разделением общества изменялись и правила человеческого поведения, в которых все больше и больше стала проявляться несправедливость по отношению к тем, кто не имел власти и денег. Ученые считают, что в цивилизованном обществе социальные нормы должны быть единообразными, став одинаково значимыми для всех людей. Необходимость в универсальном регулировании отношений между людьми привела к появлению правовых норм.

Правовые нормы — общеобязательные правила поведения в обществе, закрепляемые государственной силой, выраженные в источниках, носящие системный характер, за нарушение которых наступает юридическая ответ­ственность.

Ваши родители имеют право на ежегодный отпуск, а дедушки и бабушки по достижении определенного возраста (обычно с 60 лет для мужчин и с 55 для женщин) получают право на материальное обеспечение со стороны государства (пенсию). Кроме того, у каждого человека есть право на жизнь, обладание собственностью, защиту собственного достоинства, свободу слова, участие в общественной и политической жизни, жилище, медицинскую помощь, образование и т. д. Они перечислены в главе 2 Конституции РФ, а также закрепляются в международных документах и конституциях других стран. Юристы называют это субъективным правом. С другой стороны, правом называется совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством и охраняемых его силой. Такое право называется объективным.

Говоря о праве, мы выделяем два его признака. Во-первых, это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых. Во-вторых, право — это то, чем мы владеем от рождения.

Рассмотрим некоторые важные принципы права.

1. Принцип равенства означает, что все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой. Это юридическое равенство обеспечено основополагающими законами страны, в том числе и основным законом нашего государства — Конституцией РФ. Никто не имеет права умалять, унижать права и свободы людей, демонстрировать неравенство в зависимости от имущественного положения, расы, пола, вероисповедания и проч.

2. Принцип гуманизма показывает, что право, выражаясь, в том числе, и в нормативных правовых актах, должно быть направлено на обеспечение безопасности человека. Даже подвергая наказанию того, кто совершил преступление, человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство.

3. Принцип состязательности сторон при рассмотрении правовых проблем. Такой принцип применяется в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты. Это позволяет избежать односторонней оценки поведения людей.

4. Принцип взаимности применяется в области международного, торгового права. Он позволяет предоставлять иностранцам права и льготы в государстве при условии, что его граждане, организации, которые находятся в соответствующем государстве, пользуются аналогичными льготами, правами.

5. Принцип восстановления нарушенных прав предполагает, что лицо, виновное в нарушенном праве, обязано восстановить положение, существовавшее до этого, а при невозможности — компенсировать причиненный вред.

6. Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо, переступившее закон, обязано отвечать за содеянное.

7. Принцип вины помогает установить справедливые взаимоотношения людей: например, человек может быть подвергнут уголовной ответственности лишь тогда, когда установлена его вина.

8.2. Система права: основные отрасли, институты, нормы

Древнее право не знало деления на отрасли или группы юридических правил. Прошли века, и человек научился объединять правила по типичным отношениям, которые они регулировали: при наказании за совершение опасных поступков — одни нормы, по вопросам заключения брака — другие. Правила группировались и записывались в письменных источниках, так право превращается в систему.

Представим сущность права как систему, внутри которой выделяются составляющие ее элементы. Первым таким элементом является юридическое правило, которое и предписывает нам, как следует себя вести в той или иной ситуации. Оно может запрещать, разрешать или обязывать что-то сделать. Например, лишать жизни другого человека нельзя, даже если он не угоден в чем-то. Это преступление, за которое последует суровая кара закона. В других случаях разрешается ездить на автомобиле по доверенности, которую предоставит собственник. В третьей ситуации граждане обязаны платить налоги, которые пополняют государственный бюджет и помогают развивать здравоохранение, образование, культуру, а также поддерживать жизнь пенсионеров, малообеспеченных, инвалидов. Все это правовые нормы. В современном праве они приобрели обобщенный, абстрактный характер и адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в поле действия этих правил.

Право можно рассматривать как систему общеобязательных правил поведения, в рамках которой выделяют нормы, институты, отрасли права.

Под нормой права понимается общеобязательное, законодательно закрепленное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами. Нормы права: являются отражением общественных отношений на государственно-политическом уровне, носят общеобязательный характер, формально определены и включены в нормативно-правовой акт, обеспечиваются государством (до применения государственного принуждения), имеют властный характер предписаний, системность, специализацию на регулировании конкретного вида общественных отношений, рассчитаны на неопределенное число случаев, обращены ко всем субъектам. Всякая норма права предписывает лицам определенную форму поведения. Она или обязывает, или запрещает, или уполномочивает (дозволяет) совершить или воздержаться от совершения определенных поступков. Только общие, неоднократно применяемые нормы права способны упорядочить постоянно повторяющиеся многообразные акты поведения — производства и обмена, труда, обучения, оказания медицинской помощи, семейной жизни и повседневного быта, которые составляют содержание жизнедеятельности общества и каждого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: