Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 3 страница

2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата.

3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т. д.

4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов.

Принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1.  Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры политического давления — расправы с противниками, с активистами или сторонниками партий-конкурентов; административного — угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших «организовать» победу правящей партии, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата и т. п.; социально-экономического — подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий и т. п., обещания льгот и привилегий для отдельных регионов и т. п., психологического — запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т. п. в случае прихода к власти на выборах партии-оппонента; информационного — систематическая односторонняя и (или) искаженная подача информации. Кроме того, свобода выборов предполагает свободу, конечно, в рамках закона, с некоторыми этическими и иными ограничениями предвыборной агитации.

2.  Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных ­предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова.

3.  Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4.  Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5.  Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов; 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий. Так, например, партия А может провести больше депутатов в парламент, чем партия Б, победив с минимальным отрывом в 51 избирательном округе, в то время как за партию Б проголосует подавляющее большинство избирателей в 49 избирательных округах и большинство избирателей в целом по стране.

Создавая возможность формирования правительства, не пользующегося поддержкой большинства населения, и сильно ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, абсентеизм или даже склонность к радикальным, недемократическим методам политической борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от населения определенного избирательного округа побуждает их к местничеству, недостаточному учету общенациональных интересов.

На преодоление этих и некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте ­различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последователь­ностью.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной системы. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную думу в 1993–2003 годах.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсунсную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е — 2, за 5-е — 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

7.6. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

Современное толкование понятия «политическая партия» складывалось на протяжении ХIХ–ХХ веков. Появляется даже своеобразное ответвление политической науки — партология. Один из видных идеологов либерализма Б. Констан писал, что партия — это собрание людей, исповедующих единую политическую доктрину. Германский юрист Г. Кельзен понимал под партией объединение лиц с одинаковыми убеждениями, созданное с целью оказания влияния на управление делами общества. Современный французский политолог Ф. Гогель отмечает: «Партии — это особые образования для завоевания политической власти». Марксистско-ленинское понимание сути политической партии исходило из того, что она представляет собой наиболее организованную и сознательную часть класса, выражает его интересы. Особенно характерно такое понятие для партии рабочего класса. Это — наиболее «узкая» трактовка понятия «партия», поскольку в составе политической партии могут быть представлены различные социальные слои. Одна и та же партия может объединять и рабочих, и интеллигенцию, и представителей буржуазных кругов, и крестьянство. Важно в данном случае не классовое происхождение, а общность политических интересов, убеждений.

Черты и признаки политической партии

1. Прежде всего, партия — это добровольное объединение граждан.

2. Цель партии — участие в осуществлении политической власти.

3. Партия имеет общие политические интересы, на их основе разрабатывается программа, формулирующая стратегию и тактику партии, то есть цели и задачи борьбы, а также пути и средства их достижения.

4. Партия имеет свою организацию — численность, постоянство состава, формализованное членство, внутреннюю структуру (все эти вопросы находят свое освещение в Уставе партии).

5. В партии четко выделяется руководящее ядро, ли­деры.

6. Партия имеет свое имущество, финансовые средства, свои средства массовой информации — газеты, журналы, каналы телевидения и радиовещания.

7. Для многих политических партий характерно наличие определенных символов, значков, знамен, иногда даже формы.

В политической науке сформулированы также и основные направления деятельности политической партии, для чего и почему образуются они в обществе. Познакомимся с ними.

Партия оказывает влияние на формирование общественного мнения. Пропаганда, ведущаяся ею в средствах массовой информации, ориентирует граждан в политической жизни, помогает выработать определенные оценки, суждения, причем в том векторе, который задан политическим руководством данной партии. Значительное влияние оказывают партии в современном обществе на политическое образование, распространение политических знаний, повышение политической культуры.

Партии организуют участие граждан в политической жизни, они выдвигают кандидатов на выборах, руководят политическими клубами, клубами избирателей, организуют шествия, пикетирования, митинги.

Значительна степень влияния партий на деятельность парламента, правительства, формирование кабинета министров.

Важнейшей функцией политической партии можно назвать воспитание, выращивание политических лидеров — элиты, создание условий для проявления человеком его способностей, стремления к самореализации, хотя, с другой стороны важно не допустить подмены подлинных интересов и целей партии амбициями лидеров.

Партии разрабатывают программы, содержащие концепции развития страны, крупнейшие из них имеют свои «мозговые центры» — научно-исследовательские институты, фонды, в которых сосредоточены лучшие кадры ученых-политологов, историков, экономистов, правоведов.

Особенную важность приобретает в современном мире информация о политических партиях, их программах, идеологических основах. Имея подобные знания, человек, гражданин уже не станет игрушкой в руках опытных кукловодов, не позволит манипулировать своим мнением.

Какие бывают партии? Ответить на этот вопрос не просто, так как существует множество подходов к типологии партий. Пожалуй, можно создать свою классификацию на основании любого из отличительных признаков партии. Так, в частности, разделение осуществляется по составу. Партия может быть массовой, объединяющей в своих рядах сотни тысяч и даже миллионы людей. В то же время партия может быть и очень немногочисленной и мало чем отличаться от политического клуба. Может быть также и партия, имеющая небольшой центральный аппарат, не стремящаяся к созданию значительного постоянного членства. Такие партии активизируются во время проведения предвыборных кампаний, расширяют число своих сторонников. Примерами таких партий можно считать политические партии США — демократическую и республиканскую. В стране действует партийный центр, а также разветвленная сеть поддержки на местах.

Можно классифицировать партии и по их отношению к закону, к парламентской деятельности. Таким образом, мы можем выделить партии нелегальные — то есть не разрешенные законом, и легальные, действующие в рамках принятого в стране законодательства. Кроме того, мы можем говорить о партиях парламентских, ориентирующих свою деятельность на проведение предвыборных кампаний и участие в деятельности высшего представительного органа государственной власти и партиях внепарламентских, сознательно уклоняющихся от работы в парламенте.

Выделяют партии правящие и партии оппозиции, если за основу типологии взять отношение партий к государственной власти. Причем и оппозиция бывает разная — конструктивная, чья деятельность объективно направлена на улучшение положения в стране и исправление отдельных недостатков в работе правительства и правящих политических сил, и деструктивная, всю свою деятельность сосредоточивающая на свержение своего противника во что бы то ни стало, любой ценой, даже за счет ухудшения общего положения в стране. Для такой, с позволения сказать, оппозиции действует правило: «чем хуже, тем лучше». Самые зрелые традиции взаимоотношения правящей партии и оппозиционной созданы в Великобритании. Оппозиция здесь именует себя не иначе как «оппозиция Ее Величества» и ее руководитель получает государственное жалование, фактически равное жалованию премьер-министра — лидера партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Также подразделяют партии по территории, которую охватывает их деятельность. Это может быть и вся территория страны, и отдельный регион, и национальная область, и даже отдельный город, район. В современном мире есть даже транснациональные партии — международные.

Одним из вариантов типологии политический партий является типология по методам действий, исповедуемых ими. Современные политологи выделяют по этому признаку партии умеренные, реформистские, ориентирующиеся на разрешенные законом конституционные средства и методы борьбы за власть. Есть партии радикальные, революционные и даже экстремистские, предусматривающие применение крайних, насильственных средств в политической борьбе. Закон для таких партий не является непреодолимым препятствием. Подобные партии могут быть как правого толка — фашистские, неофашистские, так и левые — коммунистические, подобные «красным бригадам» в Италии. Кроме того, есть партии религиозные и светские, умеренные и радикальные.

Современная российская многопартийность

В современной России процесс формирования многопартийности прошел несколько этапов. Первый из них можно назвать неформальным. Он охватывает время с 1986 по весну 1988 года. На этом этапе происходит образование массовых политических движений, в их недрах складывается устойчивое ядро лидеров и активистов. Весной и летом 1988 года в ходе массовых акций социального протеста начинается формирование собственно политических партий и их программ, развиваются территориальные организации. Первые партии оформляются к 1990 году. Это Социал-демократическая партия, Республиканская партия, Партия свободного труда, Либерально-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение, Демократический союз, Крестьянская партия и другие. Многие из названных организаций уже прекратили свое существование или же вошли в другие политические силы. По экспертным оценкам, число движений, принявших название «партия», на осень 1990 года составило около 40. Принятие в октябре 1990 года Закона СССР «Об общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий.

Многопартийность как принцип современной российской государственности закреплена в 13 статье Конституции. Прошли выборы 1993 и 1995, 1999, 2003 года в Государственную думу, где половина депутатских мандатов была распределена согласно количеству голосов, полученных списками кандидатов от политических партий.

В 2001 году был принят новый Закон о политических партиях. Его положения закрепили перечень обязательных требований, необходимых организации, чтобы она могла быть зарегистрирована в Министерстве юстиции в качестве политической партии. Это наличие не менее 10 тысяч членов партии, филиалы и отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, нахождение ­руководящих органов партии на территории РФ. Закон способствовал консолидации общественных сил, укрупнению партий. В 2004 году в этот закон были внесены дополнения, касающиеся увеличения обязательного членства в партии до 50 тысяч. Данная поправка должна в еще большей степени способствовать созданию крупных, представительных партий.

На выборах депутатов Государственной думы РФ, прошедших в декабре 2003 года, победу одержала партия «Единая Россия», объединившая ряд центристских политических партий и движений, поддерживающих курс президента. Ядро партии составили политическое движение «Единство» и блок «Отечество — вся Россия».

В ходе подготовки декабрьских выборов 2007 года в Государственную думу РФ были внесены существенные поправки в избирательное законодательство. Была введена вместо смешанной, пропорциональная система, предполагающая голосование избирателей только за кандидатов, представленных списком от политических партий. Также возрос избирательный порог — только те партии, которые смогут набрать более 7 % голосов избирателей, проходят в Думу и формируют свои партийные фракции. Данные изменения в законе направлены на усиление роли партий в обществе и приоритетное развитие крупных и влиятельных партий.

Партия «Единая Россия» превратилась в современной России в наиболее влиятельную политическую силу и оказывает существенное влияние на правительственный курс. На парламентских выборах 2007 года партия «Единая Россия», избирательный список которой возглавил В. В. Путин, набрала 64 % голосов избирателей. Благодаря подобному результату, «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте.

К числу иных влиятельных политических партий сегодня можно отнести КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию», то есть те партии, которые преодолели 7 % барьер и представлены в парламенте. Не смогли преодолеть 7 % барьер и пройти в Думу партии либеральные — «Яблоко» и СПС, игравшие заметную роль в Думах предыдущих созывов.

Приведем фрагмент Закона РФ «О политических партиях»:

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

7.7. Политическая идеология

Под идеологией понимается система взглядов, отражающих определенные политические интересы. Основных базовых идеологий, на которых основываются программы большинства из существующих в мире политических партий, четыре: консерватизм, либерализм, социал-демократия, марксизм.

Консервативная политическая идеология уходит своими корнями в глубокое прошлое. Оформление политического консерватизма как системы идей и принципов большинство исследователей относят к концу ХVШ века. Его основоположником в Европе считают Эдмунда Берка. Критикуя опыт Французской революции, английский мыслитель и политический деятель писал: «Никто никогда и мечтать не должен о начале перемен путем ниспровержения, к ошибкам государства должно относиться, как к отцовским ранам — с уважительным благоговением и трепетной заботой». Уважение к традициям, заповедям предков, религиозным нормам и устоям, невозможность реального равенства между людьми (как полагают консерваторы — люди исконно не равны — одни лучше, умнее, благороднее, чем иные) — вот основные положения и принципы политического консерватизма. В российской общественно-политической мысли ХIХ века также значительное место принадлежало консерваторам.

Либеральная идеология зарождается в Западной Европе на рубеже ХVШ–ХIХ веков. Предшественниками ее были в значительной степени идеи просветителей о естественных правах и свободах людей. Экономическая теория либерализма была сформулирована англичанином Адамом Смитом в работе «О происхождении богатства народов». Главная ценность либерализма — свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной конкуренции, предпринимательской инициативе. Либералы признают равенство граждан в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» — провозгласила Декларация прав человека и гражданина, принятая в годы Французской революции XVIII века. Естественные, природные права человека — жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует государство. Свобода человека гарантируется законом и прежде всего заключается в независимости личности от общества. Либеральная доктрина предполагает равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть. Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие цензов — например, имущественного или же образовательного. В развитии общества либералы уделяют внимание обновлению, реформированию общества. Крупным идеологом либерализма можно назвать Бенджамина Констана — французского мыслителя первой половины ХIХ века. К концу ХIХ века — началу ХХ либеральное учение дополнилось идеей вмешательства государства в экономическую жизнь — как средства защиты свободной конкуренции и интересов потребителей от произвола крупных производителей — монополистов.

Преодоление отдельных положений либеральной идеологии, абстрактно провозглашающей равенство возможностей в политической сфере, приводит к формированию социал-демократической доктрины. В современном виде ее основы были заложены Эдуардом Бернштейном. Главными положениями данной идеологии являются: расширение участия народа в формировании государственных органов и принятии политических решений; всеобщее бесцензовое (за исключением возрастного) избирательное право, прямые, равные выборы с тайной подачей голосов; расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами, всей системой конституционных отношений. Принципы демократии должны распространяться не только на политическую сферу. На людей богатых, обладающих значительным доходом, должны быть наложены прогрессивные налоги. Богатые должны «поделиться» частью своего богатства во имя общественного согласия и спокойствия. Обществу необходимо развитое социальное законодательство, гарантирующее право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное страхование по болезни, старости, безработице. Необходимо создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Демократические принципы предполагают расширение участников политической жизни, приобщение народа к участию во власти. Cоциал-демократия отдает предпочтение реформистскому пути преобразования общества.

Одной из распространенных в мире политических доктрин можно назвать марксизм. Его основоположниками стали в середине ХIХ века Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистская идеология провозглашала неизбежность крушения капиталистической системы и вступление человечества в коммунистическую эпоху. Коммунизм мыслился как бесклассовый общественный строй, обеспечивающий всестороннее развитие личности человека и удовлетворение ее потребностей. В этом обществе не будет эксплуатации — принуждения к труду одних людей другими. Экономическую основу такого общества должна была составить общественная собственность на средства производства. Все произведенное в обществе формирует общественные фонды, которые используют все люди. Труд из тяжкой обязанности превратится в первейшую человеческую потребность, приобретет творческий характер. Исчезнет неравенство людей в экономической сфере. Путь к этому справедливому обществу лежит через исчерпание капитализмом его возможностей развития, через мировую социалистическую революцию. Идеи классического марксизма были развиты и дополнены Владимиром Ильичом Лениным. Общество и государство в марксистской идеологии как бы вбирает в себя личность, равенство распространяется не только на сферу политики и права, справедливыми должны быть и экономические отношения. И мерой этой справедливости должен стать трудовой вклад. Отличием марксизма от социал-демократии является то, что он откровенно высказывается в пользу революционного пути преобразования общества — коренной ломки общественного строя. «Революции — локомотивы истории» — так утверждал Маркс. Главной движущей силой исторического прогресса марксизм признает классовую борьбу. Ведущие принципы идеологии марксизма — приоритет экономической сферы над другими общественными процессами и явлениями и классовый подход к осмыслению и анализу общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: