Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…
Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.
Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.
Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям?
(А. В. Захаров)
. |
Какие значения, по мнению автора, люди вкладывают в слова «дух», «духовный»? Укажите четыре значения.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе должны быть указаны следующие значения: 1) нечто, связанное с религией, церковью; 2) духовность как способность к творчеству, творчество; 3) представления о высших целях и смысле человеческой жизни; 4) представления о нравственном облике личности. | |
Указаны четыре значения | |
Указаны два - три значения | |
Указано одно любое значение, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
. |
Какую связь между социальной и духовной деятельностью усматривает автор? Какую цель и какой результат духовной деятельности он указывает?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснена связь социальной и духовной деятельности: духовная деятельность – одна из сторон созидательной деятельности; 2) указана цель духовной деятельности: «обработка «людей людьми», то есть, в конечном счете, изменение качеств самих социальных субъектов»; 3) указан результат духовной деятельности: духовные ценности. | |
В ответе присутствуют три элемента | |
В ответе присутствуют любые два элемента | |
В ответе присутствует один любой элемент, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
. |
Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе должны быть приведены примеры, подтверждающие отношение указанных профессий к духовной деятельности, допустим: 1) преподаватель биологии объединил ребят, помог им создать в школе экологическую организацию, начать работу по очистке ближайшего лесопарка – эта деятельность педагога воспитывала и развивала учеников; 2) артист, сыгравший роль князя Мышкина в экранизации «Идиота» Ф. М. Достоевского, заставил многих людей взять книгу и прочесть роман – деятельность артиста в определенной мере изменила зрителей; 3) проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни; 4) журналист, бескомпромиссно публикующий материалы о проблемах страны, собственным примером воздействует на гражданское сознание читателей, зрителей. Могут быть приведены другие примеры. | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведен один пример | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
. |
Автор, рассматривая книгу как материальный предмет, констатировал, что этим ее свойства не ограничиваются. Какие специфические свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к духовным ценностям? Приведите три таких свойства.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе могут быть названы следующие свойства: 1) книга отражает внутренний мир, ценностную систему автора; 2) книга призвана нести знания, сохранять и передавать опыт поколений; 3) книга обращена к читателю, призвана обогатить его, заставить размышлять и пр. Могут быть названы другие свойства. | |
Названы три свойства | |
Названы два свойства | |
Названо одно свойство | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |