Российский рынок рекрутерских услуг

Одним из элементов развитой инфраструктуры рынка труда в западных странах считается наличие системы услуг по подбору персонала или рекруитерских услуг[11]. В конце 80-х - начале 90-х годов первые рекруитерские фирмы появились и в России.

Рекруитерство невозможно там, где нет рынка труда, товарного определения стоимости рабочей силы, свободно функционирующего механизма уравновешивания спроса и предложения на работников тех или иных специальностей. Массовая приватизация государственных предприятий, активный рост числа коммерческих, частных организаций и становление, пусть не без трудностей, неизбежных на первоначальном этапе, института предпринимательства, заставляют задуматься над тем, каковы перспективы развития института рекруитерства; совместим ли он, как форма распределения рабочей силы, заимствованная у Запада, с национальными традициями и сложившимися механизмами регулирования занятости.

Историю развития рекруитерского бизнеса в России, начиная с конца 80-х годов, условно можно разделить на два этапа. Первый, ранний этап охватывает период с 1989 по 1991 годы. Уже тогда стало очевидно, что внутри единого рынка рекруитерских услуг формируются два отдельных, принципиально отличных друг от друга сектора.

Первый сектор предлагал свои услуги только частным иностранным фирмам и их российским представительствам. Западные менеджеры, привыкшие к рекруитерским агентствам у себя на родине, готовы были платить за услуги валютой. Монопольные позиции в этом секторе занимало в те годы Управление по обслуживанию Дипломатического корпуса (УПДК).

Возникновению спроса на квалифицированных служащих у западных фирм способствовало, с одной стороны, бурное развитие в СССР рыночных отношений и приток иностранного капитала, с другой - появившаяся с 1988 году возможность создавать совместные предприятия (СП), персонал для которых разрешалось набирать без участия УПДК. Именно расцвет СП в конце 80-х -начале 90-х годов позволили встать на ноги первым частным рекруитерским агентствам.

Второй сектор пытался построить свою деятельность на обслуживании государственных структур. Однако спрос со стороны российских компаний был невелик, что объяснялось как общей психологической неготовностью российских руководителей платить за то, что они привыкли получать бесплатно, так и стремительным обнищанием большинства государственных предприятий, неспособностью расплатиться с рекруитерами. Российские государственные предприятия были заинтересованы главным образом в подборе временных малоквалифицированных работников, обслуживающего персонала, а несколько позднее - бухгалтеров, острейший дефицит которых стал ощущаться, по причине резкого ужесточения налогового давления, в начале 90-х годов.

Второй этап становления рекруитмента в России охватывает период с 1991 года по настоящее время. В это время отмечается массовое рекруитерских фирм. Менеджеры иностранных фирм, испытывающие жестокий "кадровый голод", приветствовали появление в России первых частных рекруитерских фирм и в некоторых случаях платили за подбор персонала по европейским расценкам. В то же время рекруитерские фирмы, работавшие для российских предприятий, находились на грани банкротства. Чтобы не разориться, они были вынуждены увеличивать количество выполняемых заказов, ориентироваться на подбор малоквалифицированных работников, рабочих, обслуживающего персонала, вводить режим предоплаты. Спасаясь от разорения, рекруитеры, оказывавшие ранее услуги отечественным государственным структурам, начинают прорываться на рынок, обслуживающий иностранные компании, зачастую не обращая внимание на отсутствие необходимой профессиональной подготовки.

Трансформация более или менее устоявшейся структуры российского рынка рекруитмента стала очевидной. Это повлекло за собой организационно-структурные изменения рекруитерских компаний, поскольку сохранять единый стандарт при обслуживании одновременно и российских, и западных компаний оказалось невозможно.

Особым событием второго этапа стало возникновение рынка услуг по executive search[12]. Вплоть до 1992 года западные компании, действовавшие на российском рынке, не считали возможным назначать на должности менеджеров высшего звена граждан России. При необходимости рекруитирование такого рода специалистов производилось в других странах. Со временем стало очевидно, что эффективная работа в России требует специфического опыта, которого недостает даже очень опытным и знающим иностранным менеджерам, впервые посетившим страну.

Другим событием второго этапа стало появление в 1993-1994 гг. в Москве и Санкт-Петербурге специальных изданий для ищущих работу и работодателей (газеты "Работа для Вас", "Приглашаем на работу"), которые активно использовались рекруитерскими агентствами. Общее количество расположенных только в Москве агентств, предлагающих рекруитерские услуги, возросло с четырех в 1990 году до почти шестидесяти в 1994 году. В мае 1996 года был поднят вопрос о создании профессионального сообщества рекруитеров России - Ассоциации рекруитерских агентств.

Классификация рекрутерских агентств. Рекруитерские компании можно классифицировать по нескольким основаниям. Первым в качестве критерия следует взять уровни внутрифирменной иерархии, в подборе на которые специализируются агентства. Имеющаяся практика позволяет говорить о существовании двух типов агентств: универсальных и агентств по подбору высших менеджеров.

В настоящее время наиболее распространенными считаются универсальные агентства. Они готовы подбирать персонал для любого уровня управленческой иерархии. Основной акцент делается на подборе работников для нижнего и среднего этажей.

Второй тип классификации проводится по горизонтали внутрифирменной иерархии. Он основан на профессиональной принадлежности или сфере деятельности подбираемого персонала. Здесь можно выделить два типа агентств: специализированные агентства и агентства широкого профиля. К последним относится подавляющее большинство рекруитерских компаний, работающих на российском рынке. Существование специализированных, т.е. подбирающих специалистов в определенной, возможно, весьма узкой области агентств - характеристика развитого рынка труда. Рекруитерские компании, рискнувшие встать на путь специализации при малоразвитой "различающей способности" фирм-заказчиков, способны заметно поднять качество своих услуг и обрести репутацию учреждений, которые берутся только за то, в чем достаточно компетентны.

Третий критерий классификации - по типам найма - делит все агентства на: специализирующиеся по лизингу (аренде) персонала, и осуществляющие подбор на постоянную занятость. Распространено мнение, что квалифицированных работников на временную занятость находить труднее. Люди, обращающиеся в рекруитерские агентства, обычно ищут работу «всерьез и надолго». Практика временных контрактов особенно удобна для крупных компаний, поскольку не требует держать постоянно большой штат работников.

Перспективы рекруитерского рынка в России. Активный рост числа рекруитерских агентств с неизбежностью привел к за дополнительные и прибыльные заказы: на первый план постепенно выходит вопрос качества оказываемых услуг В последние два года наблюдается процесс усложнения характера заказов, получаемых рекруитерами Все чаще возникает необходимость выполнения крупных комплексных проектов, уже сегодня их число значительно превышает количество квалифицированных кадров.

Одновременно с процессом усиления конкуренции между рекруитерскими компаниями возникает тенденция к взаимному сотрудничеству. Сегодня уже не редкость, когда заказы делятся между двумя или более агентствами, ведь не каждому под силу в одиночку вытянуть крупный заказ.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий

1. В чем состоит первоочередная задача профессиональной социальной работы

2. От чего в большинстве случаев зависит сумма выплат из страхового фонда?

3. Какие способы смягчения последствий безработицы вы знаете?

4. В чем разница между социальным пособием и социальной помощью безработным?

5. В чем заключается роль и место политики занятости, как элемента общей современной государственной политики?

6. Назовите основные направления государственной политики в области занятости.

7. Назовите основные полномочия служб занятости?

8. Какова организационная структура органов службы занятости Российской Федерации?

9. В чем заключается взаимодействие службы занятости с работодателями?

10. За счет чего формируются средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения?

11. От чего зависит эффективность деятельности службы занятости?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: