Средства политики занятости

Переход страны к рыночному хозяйству - процесс сложный и уникальный. Предстоит найти самобытные пути способы решения беспрецедентных по своим масштабам задач. Политика должна быть направлена, в первую очередь, на то, чтобы изменить характер рынка труда путем перехода от избыточной занятости с низкой производительностью труда к созданию низкого уровня безработных с высокопроизводительной занятостью. Это особенно актуально, когда постоянно меняются технологии и виды продукции, развиваются одни и становятся банкротами другие предприятия и отрасли экономики.

Возникает необходимость трансформации ряда узких западных моделей политики занятости в более специфичную для России модель, обеспечивающую повышение качества рабочей силы на рынке труда как средства социальной защиты людей от безработицы и важнейшего фактора экономического благосостояния общества. Такая модель требует всестороннего учета социально-экономических и демографических особенностей нашей страны.

В настоящее время можно говорить о трех основных вариантах набора средств политики занятости:

· пассивном;

· умеренно пассивном;

· активном.

Пассивная политика включает выплату пособия безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

Умеренно пассивная политика также предусматривает материальную поддержку безработных и предоставление услуг по подбору рабочего места. Внешне эти два варианта более экономичны с точки зрения временных государственных расходов.

Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема могла бы оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, расширяющих возможности самостоятельного поиска и подбора рабочих мест. В противном случае сдерживающие усилия пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми, обострится проблема безработицы, расширится безработица и сопряженные с ней социальная изоляция, потеря трудовой мотивации у незанятого населения.

Наиболее оптимальный и приемлемый вариант политики занятости для Российской Федерации – активный. Именно такой подход, предусматривающий активные действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы для последующего трудоустройства безработных, может обеспечить максимально возможную занятость населения, выпуск конкурентоспособной продукции и экономическое процветание общества (См. таблицу 6).

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным осуществлять следующие приоритетные направления активной политики занятости:

Ö уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложений на рынке труда;

Ö постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений;

Ö содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве;

Ö обеспечивать выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда;

Ö обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;

Ö развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;

Ö развивать систему профориентации и психологической поддержки населению;

Ö уделять особое внимание сохранению эффективно работающих и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;

Ö в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников;

Ö содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

Ö расширять масштабы помощи людям, оказавшимся 6eз работы, применять меры по быстрейшему вовлечению их в активную трудовую деятельность.

Таблица 6

ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ1)

  Обратились по вопросу трудоустройства Трудоустроены
               
  Тысяч человек
Всего 5122,4 4745,9 6033,9 6603,6 2217,9 3199,4 4026,9 4154,4
в том числе:                
занятые трудовой деятельностью 169,9 177,7 183,7 174,2 17,9 96,7 122,6 115,0
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время 849,1 1285,2 1465,1 1481,3 806,1 1242,6 1421,8 1444,7
незанятые трудовой деятельностью2) 3937,3 3283,0 4385,1 4948,1 1362,5 1860,2 2482,5 2594,7
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) 619,3 2049,1 2488,0 2706,6 194,5 1622,5 1916,7 2021,4
  В процентах к итогу
Всего                
в том числе:                
занятые трудовой деятельностью 3,3 3,7 3,0 2,6 0,8 3,0 3,0 2,8
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время 16,6 27,1 24,3 22,4 36,3 38,8 35,3 34,8
незанятые трудовой деятельностью2) 76,9 69,2 72,7 74,9 61,4 58,1 61,6 62,5
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) 12,1 43,2 41,2 41,0 8,8 50,7 47,6 48,7

Заявленная в органы службы занятости потребность в работниках на конец 2004 г. составила 804,2 тыс. человек.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости,
в расчете на одну заявленную вакансию составила 2,3 человека.


__________
1) По данным Федеральной службы по труду и занятости.

Диаграмма 6

Массовую безработицу может допустить только слишком богатое или неразумное общество. При массовой безработице значительно сокращается бюджет государства, предприятия теряют квалифицированные кадры, сокращается количество налогоплательщиков и покупательная способность населения, требуются значительные расходы на поддержку безработных. Исходя из этого, представляется, что необходимо проводить обязательный мониторинг социально-политических и экономических процессов региона, позволяющий оказывать упреждающее воздействие принимаемых экономических и политических решений на динамику занятости населения (См. диаграмму 6).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: