Меры помощи безработной молодежи

Еще один предмет особого внимания со стороны государственных органов и общественных организаций многих стран - безработица молодежи. Психологически неустойчивая, подверженная воздействию антиобщественного влияния безработная молодежь является питательной средой для роста наркомании, преступности, социальных конфликтов. Антинравственные установки молодежи деструктивно влияют на возможности ее образования и профессионального обучения, подготовки к участию в общественной жизни, в частности в производственной и иной трудовой деятельности.

Низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, проводит к отказу работодателей от услуг молодого человека (около 60% отказов). В основном это молодежь 14-22 лет, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имеющие практических навыков и опыта работы.

Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам, имеющим практический опыт работы. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии.

Среди причин отказа выпускников от вакансий преобладают ссылки на низкую заработную плату или нарушения сроков ее выплаты, неподходящие условия труда. Наибольшее количество отказов по данной причине - среди выпускников высших учебных заведений.

Таким образом, главными причинами роста безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений являются следующие факторы:

· Структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствие научного прогноза востребованности кадров. Профессиональное образование сохраняет ведомственный характер, осуществляя подготовку рабочих кадров и специалистов отраслевой промышленности. По многим профессиям наметился явный переизбыток специалистов. Около 70% всех заявленных работодателями вакансий относятся к сфере услуг, в то время как основная масса выпускников ориентирована на промышленное производство. Вновь открываемые учебные заведения ориентируются, в первую очередь, на престижную профессию, совершенно не учитывая потребности рынка труда

· Несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей. Снижение практических навыков по полученной профессии у молодых специалистов. Практически во всех учебных заведениях нет базовых предприятий, а вместе с ними исчезла возможность практического освоения профессии или специальности на должном уровне Сложилась ситуация, когда работодатель, получающий из учреждений профессионального образования квалифицированные кадры рабочих и служащих, подготовленных за средства федерального бюджета, не несет ни прямо, ни косвенно никаких расходов на поддержку и развитие системы профессионального образования

· Низкая зарплата у молодых специалистов и многомесячная ее задержка. Нежелание и отсутствие возможности обучения молодых специалистов на производстве, нескрываемое игнорирование работодателями социальных прав молодых специалистов. Примерно треть выпускников вынуждены отказываться по этим причинам от предложений работодателей. На многих предприятиях нет условий для организации профессионального обучения на производстве.

· Ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, специальности.

· Отсутствие у выпускников настойчивости в приобретении профессиональных знаний, практических навыков поиска работы, ведения деловых бесед, самопрезентации.

Для повышения профессионального уровня молодежи и уменьшения затрат при вовлечении ее в сферу труда правительствами некоторых стран была разработана более гибкая форма найма молодежи, включающая в себя подготовительный период обучения без отрыва от производства. Эта особая система предусматривает типовой договор, дающий молодому человеку право на определенный статус, нечто среднее между учеником и обычным работником. Исходя из этого статуса, наниматель обязуется предоставить этому человеку возможность учиться без отрыва от производства. Со своей стороны, правительство выплачивает такому нанимателю субсидию, позволяющую частично или полностью выплачивать зарплату такому работнику во время всего периода обучения, а иногда покрыть расходы и на самообучение.

В тех странах (как развитых, так и развивающихся), где такая система применяется, решился вопрос и с нанимателями, и с молодежью, которая не смогла получить нужного образования в традиционных учебных заведениях и вынуждена искать себе работу. Что же касается работодателя, то правительство сумело компенсировать ему затраты, связанные с наймом молодежи, а молодому человеку получить статус работающего и одновременно гарантировать ему квалифицированный труд.

Период подготовки без отрыва от производства, естественно, непродолжителен. Эта подготовка направлена на получение заинтересованным лицом постоянной работы на предприятии, но работодатель не обязан брать на себя никаких обязательств, пока весь цикл подготовки не будет закончен.

В нашей стране, в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в соответствие с законодательством, организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

В настоящее время Трудовой Кодекс РФ не предусматривает квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи (ранее подобная возможность регулировалась ст. 181 Кодекса законов о труде Российской Федерации). Отсутствие данной нормы в Трудовом Кодексе Российской Федерации воспринимается на местах как определенный пробел в законодательстве.

Поэтому, на местах предпринимаются меры по законодательному обеспечению квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи. Так, например, в Санкт-Петербурге законодательным собранием 24 сентября 1997 года принят Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи». Этим законом устанавливается квота рабочих мест для приема на работу лиц, направляемых органами государственной службы занятости Санкт-Петербурга в порядке трудоустройства. К ним (с учетом внесении изменений и дополнений от 14 октября 1998 года) относятся:

· выпускники общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведений, граждан, уволенных с военной службы по призыву;

· лица моложе 18 лет, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы:

- дети - сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

- несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или окончившие закрытые социальные учебно-воспитательные учреждения;

- несовершеннолетние, состоящие на учете в органах милиции;

- дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными;

- дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей;

- дети одинокой матери (отца);

- дети из семьи, потерявшей кормильца;

- беженцы и вынужденные переселенцы;

- дети беженцев и вынужденных переселенцев и другие.

Распределение квоты среди организаций-работодателей Санкт-Петербурга производится администрацией Санкт-Петербурга. Ежегодно (начиная с 1998 года) в бюджете Санкт-Петербурга предусматривается средства для ежемесячных выплат работодателям в размере не менее 25% от суммы оплаты труда вышеперечисленных лиц. При этом выплата на одно лицо из бюджета Санкт-Петербурга не может превышать трех минимальных размеров оплаты труда.

Другим примером, помощи молодежи в поиске своего места на рынке труда может служить программа «Молодежная практика».[31]

Цель «Молодежной практики» - создание временных рабочих мест на предприятиях при оказании службой занятости финансовой помощи на основании договоров для приобретения молодежью профессиональных знаний, умений и навыков, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и предоставление возможности получения постоянного рабочего места.

Для повышения трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования целесообразно:

Во-первых, разработать концепцию реформы профессионального образования. Основными идеями концепции реформы профессионального образования могут быть следующие:

- создание многоканальной и многоуровневой системы финансирования профессионального образования работодателя. В нашей стране в ряде областей уже приняты местные законы о порядке финансирования профессиональных учебных заведений, которые освободили от налогов инвестиции на образование (Московская, Челябинская и другие области);

- согласование службой занятости, департаментом общего и профессионального образования и всеми другими субъектами, финансирующими профессиональную подготовку, объемов и профиля подготовки каждым учреждением профессионального образования. Лицензирование образовательной деятельности учреждений необходимо увязывать с состоянием рынка труда;

- включение в программы обучения всех профессиональных учебных заведений спецкурса по профессиональной и социальной адаптации, дающего навыки умелого поиска работы, общения с работодателем, самопрезентации при найме на работу, бесконфликтного поведения.

Во-вторых, создать группы, состоящие из специалистов службы занятости, управлений труда, управлений экономики, департаментов общего и профессионального образования, образовательных учреждений, работодателей, для составления реальных прогнозов потребности в подготовке квалифицированных кадров и специалистов, как на долгосрочный так и на краткосрочный периоды.

В-третьих, создать условия (в том числе финансовые) для предприятий, организующих производственную практику, стажировку молодых специалистов. Одним из средств привлечения предприятий к организации стажировок является их финансирование в виде различного рода субсидий, дотаций, снижения налога на прибыль и т. п.

В-четвертых, продолжить развитие системы профориентационных услуг для населения и, в первую очередь, для молодежи.

В-пятых, выделить финансовые средства для организации научно исследовательской работы по проблемам функционирования рынка труда. Регулирование вопросов занятости и подготовки кадров затруднено по причине слабой изученности процессов, возникающих в связи с появлением частного сектора, новых форм подготовки и переобучения населения негосударственными учебными структурами.

Принятие вышеназванных мер поможет решить проблемы прогнозирования и управления процессами на рынке труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: