Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
Введение
| Содержание учебного материала:Социальныенауки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
| 2
| 1
|
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
| 18/9
|
|
1.1. Общество как сложная система
| 6/3
|
|
Тема 1.1.1 Общество, его типы и формы развития
| Содержание учебного материала:Понятие общества. Общество как динамически саморазвивающаяся система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. (Основные институты общества. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь).
Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Научно – технический прогресс. Сущность исторического процесса. Эволюция и революция как формы социального изменения.
Типология общества. Восток и Запад. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.
Самостоятельная работа: подготовка сообщений и презентаций на тему: «Современные концепции развития общества»; работа с учебником
| 2
2
| 1
|
Тема 1.1.2.Общество и глобальные проблемы современности
| Содержание учебного материала:Общество как способ существования человека. Многообразие мира и единство человечества. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века (глобальные проблемы современности).
| 2
| 2
|
Тема 1.2.3 Особенности российской цивилизации
| Содержание учебного материала:Исторический путь России: основные вехи. Особенности развития Российской цивилизации. Россия между Востоком и Западом.
Самостоятельная работа:решение познавательных заданий (самостоятельная работа №1); контрольно –тестовая работа №1
| 2
2
| 2
|
1.2. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
| 6/3
|
|
Тема 1.2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
| Содержание учебного материала: Человек как результат биологической и социокультурной революции. Бытие человека. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Поведение человека. Потребности и интересы.
Самостоятельная работа: написание сочинения-эссе на тему: «Что такое человеческая душа?».
| 2
1
| 1
|
Тема 1.2.2 Сущность и многообразия человеческой деятельности
| Содержание учебного материала:Человеческая деятельность, её многообразие. Структура деятельности. Предназначение человека. Трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Творчество.
Общение и деятельность или общение как деятельность? Мир общения. Виды общения. Способы общения. Общение и коммуникации. Диалог. Функции общения.
| 2
| 1
|
Тема 1.2.3 Свобода и необходимость в деятельности человека.
| Содержание учебного материала:Свобода личности и необходимость. Свобода и ответственность. Свобода человека и её ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Свобода выбора свободного человека.
Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №2); контрольно –тестовая работа №2
| 2
2
| 2
|
1.3. Проблема познаваемости мира и человека в нём
| 4/3
|
|
Тема 1.3.1 Познавательная деятельность человека
| Содержание учебного материала:Познание как процесс идеального отражения мира. Структура познавательной деятельности.
Истина и её критерии. Объективная(абсолютная и относительная) и субъективная истина. Истинное и ложное. Заблуждение. Агностицизм.
Научное и ненаучное познание. Многообразие форм знания (ненаучное познание). Специфика и критерии научности познания. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический, методологический. Наука и проблема классификации наук.
Самостоятельная внеаудиторная работа:подготовка сообщений на тему: «Искусственный интеллект».
| 2
1
| 1
|
Тема 1.3.2. Особенности социального познания.
| Содержание учебного материала:Особенности социального познания. Конкретно – исторический подход к социальным явлением. Факты, интерпретации, оценки. Социальные и гуманитарные знания.
Самовосприятие. Формирование образа «Я». Самооценка. Самоисповедь и самопознание.
Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №3); контрольно –тестовая работа №3
| 2
2
| 2
|
Систематизация и обобщение знаний по разделу 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
| 2
| 2
|
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
| 8/8
|
|
Тема 2.1. Духовная культура общества
| Содержание учебного материала:Понятие культура. Культура нравственная, экономическая, политическая, правовая. Типология мировой культуры. Элитарная, массовая и народная культура. Культура и духовная жизнь общества. Функции культуры.
Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала
| 2
2
| 2
|
2.2. Религия как феномен культуры
| Содержание учебного материала: Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Менталитет человека. Религия и религиозное мышление. Многообразие религий. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в РФ. Роль религий в современном обществе.
Самостоятельная работа: Подготовка групповых сообщений по мировым религиям.
| 2
2
| 2
|
Тема 2.3. Роль образования в жизни общества.
| Содержание учебного материала Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.
Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №4); контрольно –тестовая работа №4
| 2
3
| 3
|
Тема 2.4. Мораль и искусство как элементы духовной культуры
| Содержание учебного материала: Мораль – духовный регулятор деятельности. Идеалы, ценности, категории морали. Моральная оценка. Становление нравственного человека.
Понятие искусства и его значение. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Эстетика и мораль.
Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала
| 2
2
|
|
Раздел 3. Экономика
| 24/12
|
|
Тема 3. 1. Экономика и её роль в обществе
| Содержание учебного материала:Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Самостоятельная работа: Проработка вопросов по учебнику с использованием дополнительной литературы: Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
| 2
2
| 2
|
Тема 3.2. Собственность и её роль в процессе производства
| Содержание учебного материала:Экономическое и юридическое содержание понятия собственность. Формы собственности. Приватизация.
Самостоятельная работа:Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала
| 2
1
| 1
|
Тема 3.3. Модели современного рынка
| Содержание учебного материала:Современная Российская экономика и модели современного рынка. Монополия и её формы. Конкуренция и её формы.
Самостоятельная работа:Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала
| 2
1
| 1
|
Тема 3.4.Законы рыночного саморегулирования
| Содержание учебного материала:Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально.
| 2
2
| 2
|
Практическая работа:Решение задач
| 2
| 2
|
3.5. Фирма в рыночной экономике
| Содержание учебного материала: Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок Основы менеджмента и маркетинга.
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
| 2
| 2
|
Практическая работа: Расчёт эффективности деятельности фирмы и максимальной прибыли.
| 2
| 2
|
Тема 3.6. Экономика потребителя.
| Содержание учебного материала: Потребности. Теория предельной полезности. Доходы и их виды. Заработная плата, её формы. Прожиточный минимум.
Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №5).
| 2
2
| 1
|
Тема 3.7. Структура экономики страны
| Содержание учебного материала:Основные макроэкономические показатели. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Самостоятельная работа: проработка вопросов: Основы денежной политики государства Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты. Паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
| 2
2
| 2
|
Тема 3.8. Государство и экономика
| Содержание учебного материала:Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет.Государственный долг. Механизмы государственного регулирования. Денежно – кредитная (монетарная политика). Бюджетно – налоговая (фискальная политика). Социальная политика государства в экономике.
Макроэкономическое равновесие и показатели макроэкономической нестабильности Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Инфляция Виды причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры
| 2
| 2
|
Тема 3.9. Основные проблемы экономики России. Мировая экономика
| Содержание учебного материала:Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Факторы формирования международных экономических отношений. Формы международной экономической интеграции и её значение
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме.
| 2
2
| 1
|
Систематизация и обобщение знаний по разделу 3. Экономика
| 3
| 2
|
Раздел 4. Социальные отношения
| 18/9
|
|
4.1. Социальная стратификация и мобильность
| Содержание учебного материала:Социальные общности. Толпа как социальная общность. Социальная стратификация и социальная дифференциация. Социальные страты современного общества. Социальный класс и социальный слой. Социальная мобильность. Социальные лифты. Маргинальность.
Самостоятельная работа: написание сочинения –эссе. (индивидуальные темы)
| 2
2
| 1
|
Тема 4.2. Социальные институты современного общества.
| Виды социальных институтов. Процесс институционализации. Роль социальных институтов.
Самостоятельная работа:Работа со статистическими таблицами.
| 2
2
| 2
|
Тема 4.3. Социальные статусы и роли человека
| Содержание учебного материала:Понятие социальный статус и виды. Статусы постоянные и меняющиеся, престиж и престижность профессиональной деятельности. Понятие социальная роль, многообразие социальных ролей в процессе социализации. Статусно – ролевой конфликт.
| 2
| 2
|
Тема 4.4. Социальные нормы и контроль.
| Содержание учебного материала Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Самостоятельная работа обучающихся:проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме.
| 2
1
| 2
|
Тема 4.5. Социальное поведение и конфликты
| Содержание учебного материала:Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социаль-ных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
| 2
| 1
|
Тема 4.6. Этнические общности.
| Содержание учебного материала:Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
| 2
| 1
|
Тема 4.7 Молодёжь как социальная группа
| Содержание учебного материала: Молодёжь как социальная группа, её роль в обществе, современная молодёжная политика РФ
Самостоятельная работа:подготовка сообщений по темам: «Современные молодежные течения и движения»; составление программы развития молодёжной политики в современной России
| 2
2
| 3
|
Тема 4.8. Семья как малая социальная группа
| Содержание учебного материала:Роль семьи в обществе, проблемы неполных семей, современная демографическая ситуация в РФ.
Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №6); контрольно –тестовая работа №6
| 2
2
| 1
|
Систематизация и обобщение знаний по разделу 4. Социальные отношения
| 2
| 2
|
Раздел 5. Политика как общественное явление
| 18/10
|
|
5.1. Политика и власть.
| Содержание учебного материала:Понятие власти. Власть, её происхождение, структура и виды. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура.
| 2
| 1
|
Тема 5.2 Государство.
| Содержание учебного материала:Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
Самостоятельная работа обучающихся:проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме.
| 2
2
| 1
|
Тема 5.3 Партии и партийные системы
| Содержание учебного материала:Политические партии и избирательный процесс. Избирательное право. Политические движения. Партийные системы. современные идейно-политические системы, законодательно-регулируемая деятельность партий в РФ
Самостоятельная работа: взаимодействие различных политических партий и движений современной России; становление многопартийности в России.
| 2
2
| 2
|
Тема 5.4 Гражданское общество и правовое государство
| Содержание учебного материала: Гражданское общество и государство, основные черты гражданского и демократического общества, избирательная компания в РФ
Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала
| 2
2
| 2
|
Тема 5.5. Личность и политика
| Содержание учебного материала:политический статус личности, политическое участие, лидерство, политическая элита — особенности её в современной России.
Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №7);
| 2
2
| 3
|
Практическая работа: Политический портрет общественного деятеля (на выбор); политические карикатуры (описание по плану)
| 2
| 2
|
Тема 5.6. Политическая идеология
| Содержание учебного материала:Идейно-политические движения в истории и современном мире.
| 2
| 2
|
Тема 5.7. Роль СМИ в политической жизни общества
| Содержание учебного материала: роль СМИ в политической жизни общества, направление и характер информации распространяемой в СМИ, влияние СМИ на политическое сознание и мышление
Самостоятельная работа:желтая пресса и ее роль
| 2
2
| 1
|
Тема 5.3 Семинарское занятие по разделу 5
| Содержание учебного материала:По итогам изучения раздела 5 проводится семинарское занятие по вопросам, содержащимся в методических указаниях по подготовке к занятию. Систематизация и обобщение знаний по разделу 5. Политика как общественное явление; контрольно –тестовая работа №7
| 2
| 3
|
Раздел 6. Право
| 24/10
|
|
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
| Содержание учебного материала:Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачиизучения права в современном обществе.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов вРФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
| 2
| 1
|
Тема 6.2. Источники (формы) права
| Содержание учебного материала:Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Иерархия нормативно – правовых актов в РФ. Законы и подзаконные акты. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятия, учебной и юридической литературы. Подготовка к опросу по теме.
| 2
2
| 2
|
Тема 6.3. Правоотношения
| Содержание учебного материала:Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
| 2
| 1
|
Тема 6.4. Особенности правоотношений несовершеннолетних
| Содержание учебного материала:Правовые отношения несовершеннолетних. Права и обязанности. Ответственность.
Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №8); контрольно –тестовая работа №8
| 2
2
| 2
|
Тема 6.5. Основы конституционного права Российской Федерации
| Содержание учебного материала:Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура Конституции РФ.
| 2
| 2
|
Тема 6.6. Система органов государственной власти
| Содержание учебного материала:Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы.
| 2
2
| 1
|
Тема 6.7. Основные конституционные права и свободы человека и гражданина.
| Содержание учебного материала:Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
| 2
| 1
|
Практическая работа:Составление сравнительного каталога прав и обязанностей граждан по всеобщей Декларации прав и свобод и Конституции РФ.
| 2
|
|
Тема 6.8. Отрасли российского права.
| Содержание учебного материала:Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовыеотношения родителей и детей. Опекаи попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельностинесовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
| 6
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы.
| 2
|
|
Тема 6.4. Международное право
| Содержание учебного материала:Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы.
| 2
2
| 2
|
| Практическая работа: решение заданий по форме ЕГЭ
| 2
|
|
Резерв учебного времени: повторение, систематизация и обобщение.
| 3
|
|
Итоговое (зачётное) занятие
| Содержание учебного материала:сдача зачёта по методическим указаниям.
| 1
| 3
|
Итого
|
Всего
| 117/59
|
|
| | | | | |