2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Количество часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
| Введение | Содержание учебного материала:Социальныенауки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 2 | 1 | ||
| Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 18/9 | ||||
| 1.1. Общество как сложная система | 6/3 | ||||
| Тема 1.1.1 Общество, его типы и формы развития | Содержание учебного материала:Понятие общества. Общество как динамически саморазвивающаяся система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. (Основные институты общества. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь). Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Научно – технический прогресс. Сущность исторического процесса. Эволюция и революция как формы социального изменения. Типология общества. Восток и Запад. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Самостоятельная работа: подготовка сообщений и презентаций на тему: «Современные концепции развития общества»; работа с учебником | 2 2 | 1 | ||
| Тема 1.1.2.Общество и глобальные проблемы современности | Содержание учебного материала:Общество как способ существования человека. Многообразие мира и единство человечества. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века (глобальные проблемы современности). | 2 | 2 | ||
| Тема 1.2.3 Особенности российской цивилизации | Содержание учебного материала:Исторический путь России: основные вехи. Особенности развития Российской цивилизации. Россия между Востоком и Западом. Самостоятельная работа:решение познавательных заданий (самостоятельная работа №1); контрольно –тестовая работа №1 | 2 2 | 2 | ||
| 1.2. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 6/3 | ||||
| Тема 1.2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции | Содержание учебного материала: Человек как результат биологической и социокультурной революции. Бытие человека. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Поведение человека. Потребности и интересы. Самостоятельная работа: написание сочинения-эссе на тему: «Что такое человеческая душа?». | 2 1 | 1 | ||
| Тема 1.2.2 Сущность и многообразия человеческой деятельности | Содержание учебного материала:Человеческая деятельность, её многообразие. Структура деятельности. Предназначение человека. Трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Творчество. Общение и деятельность или общение как деятельность? Мир общения. Виды общения. Способы общения. Общение и коммуникации. Диалог. Функции общения. | 2 | 1 | ||
| Тема 1.2.3 Свобода и необходимость в деятельности человека. | Содержание учебного материала:Свобода личности и необходимость. Свобода и ответственность. Свобода человека и её ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Свобода выбора свободного человека. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №2); контрольно –тестовая работа №2 | 2 2 | 2 | ||
| 1.3. Проблема познаваемости мира и человека в нём | 4/3 | ||||
| Тема 1.3.1 Познавательная деятельность человека | Содержание учебного материала:Познание как процесс идеального отражения мира. Структура познавательной деятельности. Истина и её критерии. Объективная(абсолютная и относительная) и субъективная истина. Истинное и ложное. Заблуждение. Агностицизм. Научное и ненаучное познание. Многообразие форм знания (ненаучное познание). Специфика и критерии научности познания. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический, методологический. Наука и проблема классификации наук. Самостоятельная внеаудиторная работа:подготовка сообщений на тему: «Искусственный интеллект». | 2 1 | 1 | ||
| Тема 1.3.2. Особенности социального познания. | Содержание учебного материала:Особенности социального познания. Конкретно – исторический подход к социальным явлением. Факты, интерпретации, оценки. Социальные и гуманитарные знания. Самовосприятие. Формирование образа «Я». Самооценка. Самоисповедь и самопознание. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №3); контрольно –тестовая работа №3 | 2 2 | 2 | ||
| Систематизация и обобщение знаний по разделу 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 2 | 2 | |||
| Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 8/8 | ||||
| Тема 2.1. Духовная культура общества | Содержание учебного материала:Понятие культура. Культура нравственная, экономическая, политическая, правовая. Типология мировой культуры. Элитарная, массовая и народная культура. Культура и духовная жизнь общества. Функции культуры. Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 2 2 | 2 | ||
| 2.2. Религия как феномен культуры | Содержание учебного материала: Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Менталитет человека. Религия и религиозное мышление. Многообразие религий. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в РФ. Роль религий в современном обществе. Самостоятельная работа: Подготовка групповых сообщений по мировым религиям. | 2 2 | 2 | ||
| Тема 2.3. Роль образования в жизни общества. | Содержание учебного материала Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №4); контрольно –тестовая работа №4 | 2 3 | 3 | ||
| Тема 2.4. Мораль и искусство как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала: Мораль – духовный регулятор деятельности. Идеалы, ценности, категории морали. Моральная оценка. Становление нравственного человека. Понятие искусства и его значение. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Эстетика и мораль. Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 2 2 | |||
| Раздел 3. Экономика | 24/12 | ||||
| Тема 3. 1. Экономика и её роль в обществе | Содержание учебного материала:Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Самостоятельная работа: Проработка вопросов по учебнику с использованием дополнительной литературы: Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 2 2 | 2 | ||
| Тема 3.2. Собственность и её роль в процессе производства | Содержание учебного материала:Экономическое и юридическое содержание понятия собственность. Формы собственности. Приватизация. Самостоятельная работа:Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 2 1 | 1 | ||
| Тема 3.3. Модели современного рынка | Содержание учебного материала:Современная Российская экономика и модели современного рынка. Монополия и её формы. Конкуренция и её формы. Самостоятельная работа:Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 2 1 | 1 | ||
| Тема 3.4.Законы рыночного саморегулирования | Содержание учебного материала:Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 2 2 | 2 | ||
| Практическая работа:Решение задач | 2 | 2 | |||
| 3.5. Фирма в рыночной экономике | Содержание учебного материала: Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок Основы менеджмента и маркетинга. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 2 | 2 | ||
| Практическая работа: Расчёт эффективности деятельности фирмы и максимальной прибыли. | 2 | 2 | |||
| Тема 3.6. Экономика потребителя. | Содержание учебного материала: Потребности. Теория предельной полезности. Доходы и их виды. Заработная плата, её формы. Прожиточный минимум. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №5). | 2 2 | 1 | ||
| Тема 3.7. Структура экономики страны | Содержание учебного материала:Основные макроэкономические показатели. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Самостоятельная работа: проработка вопросов: Основы денежной политики государства Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты. Паевые и пенсионные фонды, страховые компании. | 2 2 | 2 | ||
| Тема 3.8. Государство и экономика | Содержание учебного материала:Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет.Государственный долг. Механизмы государственного регулирования. Денежно – кредитная (монетарная политика). Бюджетно – налоговая (фискальная политика). Социальная политика государства в экономике. Макроэкономическое равновесие и показатели макроэкономической нестабильности Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Инфляция Виды причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры | 2 | 2 | ||
| Тема 3.9. Основные проблемы экономики России. Мировая экономика | Содержание учебного материала:Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Факторы формирования международных экономических отношений. Формы международной экономической интеграции и её значение Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме. | 2 2 | 1 | ||
| Систематизация и обобщение знаний по разделу 3. Экономика | 3 | 2 | |||
| Раздел 4. Социальные отношения | 18/9 | ||||
| 4.1. Социальная стратификация и мобильность | Содержание учебного материала:Социальные общности. Толпа как социальная общность. Социальная стратификация и социальная дифференциация. Социальные страты современного общества. Социальный класс и социальный слой. Социальная мобильность. Социальные лифты. Маргинальность. Самостоятельная работа: написание сочинения –эссе. (индивидуальные темы) | 2 2 | 1 | ||
| Тема 4.2. Социальные институты современного общества. | Виды социальных институтов. Процесс институционализации. Роль социальных институтов. Самостоятельная работа:Работа со статистическими таблицами. | 2 2 | 2 | ||
| Тема 4.3. Социальные статусы и роли человека | Содержание учебного материала:Понятие социальный статус и виды. Статусы постоянные и меняющиеся, престиж и престижность профессиональной деятельности. Понятие социальная роль, многообразие социальных ролей в процессе социализации. Статусно – ролевой конфликт. | 2 | 2 | ||
| Тема 4.4. Социальные нормы и контроль. | Содержание учебного материала Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Самостоятельная работа обучающихся:проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме. | 2 1 | 2 | ||
| Тема 4.5. Социальное поведение и конфликты | Содержание учебного материала:Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социаль-ных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | 1 | ||
| Тема 4.6. Этнические общности. | Содержание учебного материала:Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2 | 1 | ||
| Тема 4.7 Молодёжь как социальная группа | Содержание учебного материала: Молодёжь как социальная группа, её роль в обществе, современная молодёжная политика РФ Самостоятельная работа:подготовка сообщений по темам: «Современные молодежные течения и движения»; составление программы развития молодёжной политики в современной России | 2 2 | 3 | ||
| Тема 4.8. Семья как малая социальная группа | Содержание учебного материала:Роль семьи в обществе, проблемы неполных семей, современная демографическая ситуация в РФ. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №6); контрольно –тестовая работа №6 | 2 2 | 1 | ||
| Систематизация и обобщение знаний по разделу 4. Социальные отношения | 2 | 2 | |||
| Раздел 5. Политика как общественное явление | 18/10 | ||||
| 5.1. Политика и власть. | Содержание учебного материала:Понятие власти. Власть, её происхождение, структура и виды. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. | 2 | 1 | ||
| Тема 5.2 Государство. | Содержание учебного материала:Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Самостоятельная работа обучающихся:проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к опросу по теме. | 2 2 | 1 | ||
| Тема 5.3 Партии и партийные системы | Содержание учебного материала:Политические партии и избирательный процесс. Избирательное право. Политические движения. Партийные системы. современные идейно-политические системы, законодательно-регулируемая деятельность партий в РФ Самостоятельная работа: взаимодействие различных политических партий и движений современной России; становление многопартийности в России. | 2 2 | 2 | ||
| Тема 5.4 Гражданское общество и правовое государство | Содержание учебного материала: Гражданское общество и государство, основные черты гражданского и демократического общества, избирательная компания в РФ Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта, систематическая проработка учебного материала | 2 2 | 2 | ||
| Тема 5.5. Личность и политика | Содержание учебного материала:политический статус личности, политическое участие, лидерство, политическая элита — особенности её в современной России. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №7); | 2 2 | 3 | ||
| Практическая работа: Политический портрет общественного деятеля (на выбор); политические карикатуры (описание по плану) | 2 | 2 | |||
| Тема 5.6. Политическая идеология | Содержание учебного материала:Идейно-политические движения в истории и современном мире. | 2 | 2 | ||
| Тема 5.7. Роль СМИ в политической жизни общества | Содержание учебного материала: роль СМИ в политической жизни общества, направление и характер информации распространяемой в СМИ, влияние СМИ на политическое сознание и мышление Самостоятельная работа:желтая пресса и ее роль | 2 2 | 1 | ||
| Тема 5.3 Семинарское занятие по разделу 5 | Содержание учебного материала:По итогам изучения раздела 5 проводится семинарское занятие по вопросам, содержащимся в методических указаниях по подготовке к занятию. Систематизация и обобщение знаний по разделу 5. Политика как общественное явление; контрольно –тестовая работа №7 | 2 | 3 | ||
| Раздел 6. Право | 24/10 | ||||
| Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала:Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачиизучения права в современном обществе.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов вРФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 | 1 | ||
| Тема 6.2. Источники (формы) права | Содержание учебного материала:Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Иерархия нормативно – правовых актов в РФ. Законы и подзаконные акты. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятия, учебной и юридической литературы. Подготовка к опросу по теме. | 2 2 | 2 | ||
| Тема 6.3. Правоотношения | Содержание учебного материала:Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 | 1 | ||
| Тема 6.4. Особенности правоотношений несовершеннолетних | Содержание учебного материала:Правовые отношения несовершеннолетних. Права и обязанности. Ответственность. Самостоятельная работа: решение познавательных заданий (самостоятельная работа №8); контрольно –тестовая работа №8 | 2 2 | 2 | ||
| Тема 6.5. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала:Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура Конституции РФ. | 2 | 2 | ||
| Тема 6.6. Система органов государственной власти | Содержание учебного материала:Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы. | 2 2 | 1 | ||
| Тема 6.7. Основные конституционные права и свободы человека и гражданина. | Содержание учебного материала:Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика. | 2 | 1 | ||
| Практическая работа:Составление сравнительного каталога прав и обязанностей граждан по всеобщей Декларации прав и свобод и Конституции РФ. | 2 | ||||
| Тема 6.8. Отрасли российского права. | Содержание учебного материала:Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовыеотношения родителей и детей. Опекаи попечительство. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельностинесовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 6 | 2 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы. | 2 | ||||
| Тема 6.4. Международное право | Содержание учебного материала:Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятия, учебной и специальной юридической литературы. | 2 2 | 2 | ||
| Практическая работа: решение заданий по форме ЕГЭ | 2 | ||||
| Резерв учебного времени: повторение, систематизация и обобщение. | 3 | ||||
| Итоговое (зачётное) занятие | Содержание учебного материала:сдача зачёта по методическим указаниям. | 1 | 3 | ||
| Итого | Всего | 117/59 | |||






