Принципы, методы и формы ее осуществления

Деятельность государства, направленная на обеспечение себя финансовыми ресурсами, которые необходимы государственной власти для реализации конституционных функций, относится к одному из видов государственной деятельности – финансовой деятельности.

Данный вид деятельности является одним из важнейших направлений деятельности любого государства, в том числе и Республики Беларусь. О значимости для государства указанного вида деятельности свидетельствует тот факт, что финансовая деятельность имеет конституционное закрепление.

В Конституции Республики Беларусь (наряду с положениями, закрепляющими: институт собственности (статья 13); обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов (статья 56): компетенцию Парламента (статьи 97 и 98), Правительства (статья 107), местных органов управления и самоуправления (статья 121) в сфере финансовой деятельности) содержится самостоятельный раздел VII «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» (статьи 132-136), посвященный исключительно вопросам финансовой деятельности государства.

Посредством финансовой деятельности Республика Беларусь формирует собственную систему централизованных денежных фондов (бюджет, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, валютный резервный фонд Национального банка Республики Беларусь, страховые фонды и т.д.), за счет которых осуществляется финансирование основных направлений деятельности государства в области экономики, социальной сфере и политике.

Областью финансовой деятельности государства являются финансы. Для понимания сущности финансов надо четко представлять, что они выражают особую систему экономических отношений.

Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования государственных централизованных фондов денежных средств, а также фондов предприятий, организаций и учреждений. Основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежные обязательства и денежный оборот.

Финансы по своему происхождению являются денежными отношениями. Однако не всякие денежные отношения относятся к финансовым отношениям.

Так, отношения по получению предприятием денежных средств (выручки) от реализации своей продукции относятся к денежным отношениям, которые базируются на таких функциях денег как: 1) мера стоимости, 2) средство платежа, 3) средство обращения. Но эти отношения не являются финансовыми, поскольку они регулируются нормами гражданского права (договор купли-продажи, поставки и т.д.). В этом случае денежные отношения возникают между равноправными субъектами (продавцом и покупателем), без участия в них государства в качестве субъекта. После зачисления выручки на текущий (расчетный) счет, предприятие приступает к ее распределению. В первую очередь оно рассчитывается по обязательствам с государством, путем уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды. Затем возвращает долги, если таковые имеются у него, в виде кредита банку, бюджетных ссуд и займов, а также внешних кредитов, взятых под гарантию Правительства Республики Беларусь. После расчетов с государством и соответствующими кредитными организациями, предприятие формирует свои собственные денежные фонды. Таким образом, не сам факт получения выручки, а процесс ее распределения относится к финансовым отношениям.

Следует отметить, что распределение выручки субъектом хозяйствования путем уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (процесс движения денежных средств от предприятия к государству) относится к финансовой деятельности государства, которая направлена на мобилизацию денежных ресурсов в централизованные государственные фонды.

Формирование денежных фондов самого предприятия (фондов накопления, потребления, резервных фондов и т.п.) относится к финансовой деятельности конкретного субъекта хозяйствования. Эти фонды являются децентрализованными денежными средствами и относятся к частным финансам.

Основные различия между публичными и частными финансами проявляются в следующем.

Во-первых. Для обеспечения себя денежными средствами государство использует принуждение и не применяет этот способ для распределения расходов. В сфере частных финансов, наоборот: собственник свободен в получении доходов, но ограничен в их использовании. Часть своих денежных средств он отдает государству в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Во-вторых. Публичные финансы обеспечивают реализацию интересов государства и общества в целом. Частные финансы служат накоплению доходов собственника, направлены на получение прибыли и используются им в целях реализации его интересов.

В-третьих. По своему объему публичные финансы значительно превышают частные финансы, в то время как удельный вес финансов каждого собственника несравним с долей публичных финансов.

В-четвертых. Финансы выражаются в деньгах, выпуск (эмиссия) которых осуществляется самим государством. Собственник же частных финансов не выпускает деньги и не оказывает на них влияния.

Предметом регулирования финансового права являются публичные (централизованные) финансы.

Юридическая наука рассматривает финансы как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций[1]. Финансовые ресурсы собираются в централизованные государственные фонды.

В Республике Беларусь систему этих фондов составляют:

бюджет Республики Беларусь (республиканский и местные бюджеты), а также целевые бюджетные фонды (например, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия);

фонды Национального банка Республики Беларусь (золотовалютный резервный фонд, кредитный фонд и др.);

фонды обязательного страхования (фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Мобилизация денежных средств в централизованные фонды не является самоцелью государства, денежные ресурсы необходимы ему для выполнения своих задач и функций. Посредством централизованных денежных фондов обеспечиваются различные потребности общества: расширенное воспроизводство, оборона страны, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, спорт, культура и т.п.).

В процессе финансовой деятельности государство выполняет две взаимосвязанные между собой функции:

1) мобилизацию денежных средств в централизованные фонды;

2) распределение денежных средств из этих фондов.

Кроме того, с помощью финансовой деятельности государство осуществляет функцию финансового контроля за производством и распределением материальных ресурсов, за законностью и целесообразностью расходования денежных средств.

Такими образом, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государственных органов по мобилизации денежных средств в централизованные денежные фонды, а также по распределению и использованию денежных средств из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства.

Финансовая деятельность базируется на общих принципах, важнейшими из которых являются:

1. Принцип законности. Содержание данного принципа проявляется в строгом соблюдении действующего финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми участниками финансовой деятельности.

2. Принцип разделения властей. Так, в компетенцию законодательной власти входит утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении.[2] Составление проекта бюджета и внесение его на утверждение законодательного органа власти, исполнение бюджета и представление об этом отчета относится к полномочиям исполнительной власти.[3]

3. Принцип сочетания объективно необходимой финансовой централизации с самостоятельностью полномочий местных органов управления и самоуправления в области финансовой деятельности. Согласно статье 121 Конституции к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов[4]. В статье 41 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определено, что Советы утверждают, а исполнительные комитеты в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и исполняют местные бюджеты в интересах населения. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в местные бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц[5].

4. Принцип гласности. В статье 7 Конституции, в частности, закреплено, что нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

5. Принцип плановости. Один из главенствующих принципов, проявляющийся в том, что в основе финансовой деятельности государства лежат финансово-плановые акты. К последним относятся: республиканский и местные бюджеты; основные направления денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь; бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; балансы доходов и расходов предприятий и организаций, сметы бюджетных учреждений и т.д.

Для финансовой деятельности характерны и специфические принципы: режим экономии денежных средств; хозяйственный расчет; окупаемость затрат; накопления денежных средств; строгий учет всех субъектов финансовой деятельности.

Под методом финансовой деятельности понимается способ (прием) ее осуществления.

Мобилизация денежных средств в централизованные фонды осуществляется двумя основными способами. Первый – это обязательный метод, его реализация осуществляется путем установления налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей.. Второй – добровольный метод. К добровольным платежам относятся: добровольные пожертвования, покупка и продажа государственных ценных бумаг, вклады в банки и т.д.

В современных условиях выделяют еще штрафной метод мобилизации, который выражается в установлении и применении государством штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм[6].

При распределении централизованных финансовых ресурсов также применяются два метода: финансирование и кредитование.

Финансирование используется государством традиционно при распределении денежных средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов на принципах: безвозвратности, безвозмездности, срочности (в пределах финансового (бюджетного) года) и на строго определенные цели.

Однако, наиболее эффективным методом распределения является кредитование. Он используется в основном в банковской системе и характеризуется следующими признаками: возвратности, платности, срочности (краткосрочный до года и долгосрочный свыше года) и на определенные цели.

В настоящее время возвратное финансирование применяется также при выделении средств из бюджета в виде бюджетных ссуд и бюджетных займов. Такое распределение бюджетных средств получило свое правовое закрепление в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».

Финансовая деятельность государства осуществляется в различных формах.

Форма – это внешнее проявление явления, в данном случае финансовой деятельности. Поскольку финансовая деятельность государства реализуется через государственные органы, важнейшими ее формами являются представительная и исполнительно-распорядительная формы.

Мобилизация денежных средств и их распределение регламентируется финансово-правовыми актами.

Так, законодательная власть принимает финансово-правовые акты в форме декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, законов и постановлений Парламента Республики Беларусь.

Исполнительная власть общей компетенции принимает финансово-правовые акты в форме постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Финансово-правовые акты министерств, иных республиканских органов управления принимаются в форме постановлений и приказов. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений. Принимаемые министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты в форме решений[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: